Трехфазная двухскоростная обмотка машин переменного тока

 

ТРЕХФАЗНАЯ ДВУХСКОРОСТНАЯ ОБМОТКА МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА с соотношением чисел пар полюсов 2:3 для числа пазов Z 36,- состоящая из 12 катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины, в .которой нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными кату1аечными группами в каждой параллельной ветви, порядковые номера которых в параллельных ветвях 1-7, 9-3, 5-11, а к точкам соединения Двух нечетных катушечных групп в. параллельных ветвях согласно с этими катушечными группами подключены соответственно четные катушечные группы с порядковыми номерами 10, 6, 2, а катушечные группы 4, 8, 12 выполнены с витков в три раза меньшим и сечением меди в три раза большим по сравнению с остальными катушечными группами и включеньз последовательно с катушечными группами 10, 6, 2, о т/ личающаяся тем, что, с целью упрощения обмотки и улучшения характеристик двигателя, каждая катушечная группа обмотки выполнена из двух концентрически расположенных , катушек с соотношением чисел виТ ков внешней и внутренней катушек равным 1:2, причем внутренние катушки четных катушечных групп 4, 8, 12, обозначенные соответственно 4, 8, 12, соединены между собой последовательно и подключены к точке парал (Л С лельного соединения катушечных групп 10-6-2 встречно с ними, а внешние катушки катушечных групп 4, 8, 12, обО значенные соответственно 4, 8, 12 подключены к точкзм соединения между собой катушечных групп 1-7-10,5-11-2, 9-3-6 согласно по отношению к катушечным группам 10, 6,2 и образуют выводы для числа пар полюсов р -2, а выводами для р 3 служат выводы ю из точек соединения нечетных катушеч. ных групп 1-9-5, 3-7-11 и вывод из со со ел начальной точки соединенных последовательно катушек 4, 8, 12.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

- РЕСПУБЛИ! i (5п Н 02 К 17/14

1 д\ц

} -, 1.т

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМ!К СВИДЕТЕЛЬСТВУ ямал ." г, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPHTMA (21)3344524/24-07 (22)08.10,81 (46}15.04.83, Бюл. Р 14 (72)Г. Yi. Киричек (71)Институт электродинамики AH Украинской ССР (53)621.313 ° 333.2.045.58(088.8) (56)1 Segnenz Н. 01е ЫIck3ungen

el ektr I scher HaschInen,,Band 11 I, Mien 1954, 87-88.

2; Авторское свидетельство СССР

Р 508864, кл. Н 02 К 3/28, 1965. (54)(57) ТРЕХФАЭНАЯ ДВУХСКОРОСТНАЯ

ОБМОТКА МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА с со отношением чисел пар полюсов 2:3 для числа пазов Z = 36; состоящая из 12 катушечных групп, равномерно распределенных по.-расточке машины, в.которой нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой параллельной ветви, порядковые номера- которых в параллельных ветвях 1-7, 9-3, 5-11, а к точкам соединения двух нечетных катушечных групп в.параллельных ветвях согласно с этими катушечными группами подключены соответственно четные катушечные группы с порядковыми номерами 10, 6, 2, а катушеча

„.,Я0.„123 5 А ные группы 4, 8, 12 выполнены с чис.лом витков в три раза меньшим и сечением меди в три раза большим по сравнению с остальными катушечными группами и включены последовательно с катушечными группами 10, 6, 2, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения обмотки и улучшения характеристик двигателя, каждая катушечная группа обмотки выполнена из двух концентрически расположенных катушек с соотношением чисел витков внешней и внутренней катушек равным 1:2, причем внутренние катушки четных катушечных групп 4, 8, 12, обозначенные соответственно 4, 8

12, соединены между собой последо- g вательно и подключены к точке парал- лельного соединения катушечных групп

10-6-2 встречно с ними, а внешние ка тушки катушечных групп 4, 8, 12, обо С значенные соответственно 4", 8", 12" подключены к точкам соединения между Я собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6 согласно по отношению к катушечным группам 10, 6, 2 и образуют выводы для числа пар полюсов P =.2, а выводами для p = 3 служат выводы из точек соединения нечетных катушеч К) ных групп 1-9-5, 3-7-11 и вывод из начальной точки соединенных последовательно катушек 4, 8, 12 . -Ж

1012395

Изобретение относится к многоскоростным обмоткам электрических машин переменного тока, Известна трехфазная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока с отношением чисел пар полюсов 2 3, которая при числе пар полюсов, кратном трем, формируется как двухфазная и соединяется Т-образно для трех. фаэного питания t 1 ).

Недостатком данной обмотки являет-. 10 ся сравнительно большое число выводов (10), необходимых для переключения скоростей, Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности, является 15 обмотка с отношением чисел пар полюсов 2:3, содержащая 12 катушечных групп, включенных по Т-образной схеме. Нечетные катушечные группы обмот- . ки соединены между собой в три парал-20 лельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой ветви, а к средним точкам этих ветвей подключены четные катушечные группы, три иэ которых соединены 25 параллельно, а три других — последовательно, причем обе части четных катушечных групп соединены между собой последовательно встречно, Сечение меди трех последовательно 30 соединенных четных катушечных групп. в три раза больше, а число витков в 4,1 раза меньше по сравнению с остальными катушечными группами, Обмотка двухслойная, равносекционная, З5((! симметричная, имеет по три независимых вывода для каждого числа пар полюсов Р 2 j, Недостатками данной обмотки являются сравнительно большое число ка,тушек (36), двухслойное исполнение 40 и низкое использование (75%) обмотки на высшей скорости, что усложняет обмотку, повышает трудоемкость ее изготовления, снижает использование габарита и ухудшает характеристики 45 двигателя при меньшем числе пар полюсов

На фиг, 1 представлена схема соединения элементов трехфаэной двухскоростной обмотки с соотношением чисел пар полюсов 2:3; на фиг. 2 — развернутая схема трехфазной двухскоростной обмотки с числами полюсов 4 и б; на фиг, 3 — схема трехфазной двухскоростной обмотки с числами полюсов 4, б и укороченным шагом внутренней катушки, Трехфазная двухскоростная обмотка однослойно-двухслойная и состоит иэ

12 катушечных групп, Каждая катушечная группа обмотки выполнена иэ двух концентрически расположенных катушек с соотношением чисел витков внешней и внутренней катушек равным 1:2 (фиг, .2), Нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллель ные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой параллельной ветви, порядковые номера которых в параллельных ветвях 1-7, .9-3, 5-11. K средним точкам этих ветвей подключены соответственно четные катушечные группы с порядковыми номерами 10, 6, 2 согласно с нечетными катушечными группами и соединены между собой с общей точке, образовав три параллельные ветви (фиг, 1), Из четных катушечных групп 4, 8, 12, выполненных с числом витков в три раза меньшим и сечением меди в три раза большим по сравнению с остальными катушечными группами, выделены внутренние катушки, обозначенные соЬтветственно порядковыми номерами

4, 8, 12, которые соединены между собой последовательно и подключены встречно к соединенным параллельно катушечным группам 10-6-2, Внешние катушки катушечных групп 4, 8, 12, обозначенные соответственно (((((( порядкрвыми номерами 4, 8, 12 подключены к точкам соединения между собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6 согласно по отношению к катушечным группам 10, 6, 2 и образуют выводы для числа пар полюсов р = 2, Выводами для р = 3 слу-, жат точки соединения катушечных

Цель изобретения — упрощение конструкции обмотки и улучшение характеристик.двигателя, Указанная цель достигается тем, что в трехфаэной двухскоростной обмот ке с соотношением чисел пар полюсов

2:3 для числа, пазов Z = Зб, состоящей иэ 12 катушечных групп, равномер-55 но распределенных по расточке машины, в которой нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви, каждая катушечная группа обмотки выполнена иэ двух 60 концентрически расположенных катушек с соотношением чисел витков внешней и внутренней катушек равным 1:2, причем внутренние катушки четных катушечных групп 4, 8, 12, обозначенные65 соответственно 4(, 8, 12(, соединены между собой последовательно и подключены к точке параллельного соединения катушечных групп 10-6-2 встречно с ними, а внешние катушки катушечных групп 4, 8, 12, обозначенные соответственно 4", 8"., 12", подключены к точ кам соединения между собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6 согласно по отношению и катушечным группам 10, 6, 2,и,образуют выводы для числа пар полюсов р=2, а выводами для р=З служат выводы иэ точек соединения нечетных катушечных групп 1-9-5, 3-7-11 и вывода иэ начальной точки соединенных последовательно катушек 4, 8, 12 1012395 групп 1-9-Б, 7-3-11, и начальная точка соединенных последовательно катушек 4, 8, 12 .

Обмотка имеет б выводов и выпал- нима при числе пазов Z = 36 и кратном 36. Однослойная часть обмотки занимает 2/3 пазов машины, что зна чительно упрощает обмотку, уменьшает число ее элементов, снижает тру- доемкость изготовления.

Выполнение катушечных групп обмотки в виде концентрически расположенных катушек с различными шагами по,паэам обеспечивает различные обмоточные коэффициенты, а следовательно, различные значения ЭДС, ин- 15 дуктируемые в отдельных катушках в зависимости от числа пар полюсов, При этом направления векторов ЭДС каждой катушки одинаковы и соответствуют направлению результирующего Я) вектора ЭДС катушечной группы, В предложенной обмотке при числе пар полюсов р = 3 ЭДС внутренней катушки каждой катушечной группы значитель но превышает процентное содержание 25 еди этой катушки иэ-за большего прилижения шага по пазам этой катушки к значению диаметрального шага обмотки при данном числе пар полюсов.

ЭДС этой катушки при р=3 равна

0,73 от результирующей ЭДС катушечной группы, поэтому выделение из катушеиных групп 4, 8, 12 внутренних катушек с порядковыми номерами

4 9, 12 и последовательное их включение в фазу .В при р=3 обеспечивает полную симметрию обмотки при треХфаэном. питании, Наружные катушки с порядковыми номерами 4", 8", 12 имеют шаг по паэам, равный диаметральному шагу обмотки при р 2, и их включение в фазы A В, С повышает использование обмоточной меди, улучшает кривую намагничивакицих сил и характеристики двигателя при данном числе пар полюсов, 45

Использование в обмотке обмоточ-. ной меди при р = 2 составляет 83,3В, а при р = 3 - 91,7%. Обмотка содержит девять одинаковых катушечных групп и шесть отдельных катушек и имеет по три независимых вывода для каждого числа пар полюсов. На низшей скорости при р = 3 обмотка соединяется Т-образно с тремя параллельными ветвями, а на высшей скорости при р = 2 — в тройную звезду (фиг.3Р.

Вариант обмотки приведен на фиг. 3. Он,отличается только уменьшенным шагом по, пазам внутренней катушки катушечной группы, что приводит к некоторому уменьшению массы меди лобовой части обмотки, При этом несколько снижается обмоточный коэффициент и повышается индукция при р = 2, При числе пар полюсов р = 3 обмоточные данные и характеристики двигателя остаются практически неизменными, По сравнению с известными двухскоростными обмотками с соотношением чисел пар полюсов 2:З.предложенная обмотка отличается простотой конструкции благодаря однослойному выполнению 66,6В обмотки и уменьше3 нию в 1,5 раза числа ее элементов, повышенным использованием обмоточной меди на высшей скорости и повышенным заполнением пазов медью в связи с уст-, ранением междуслойной изоляции ° Обмотка имеет минимальное число выводов и независимые входы для каждого числа пар полюсов и может найти широкое применение в многоскоростных двигателях, в машинах с внутренним каскадом, в регулируемых двигателях с бесконтактчым изменением числа пар полюсов. При этом наиболее целесообразным является использование предлагаемой обмотки в машинах с постоянной мощностью н постоянным моментом нагрузки.

1012395

1012395

, » ц у, Ф Ъ СВ t» ОЮФЪ я », @@Я Я Фа и Ъ ФЕ

I ) ) i) I ? I !

/ / с с»

Составитель A. Кецарис

Редактор М. Петрова Техред A. Ац Корректор А, Повх

Закаэ 2785/67

Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская йаб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Трехфазная двухскоростная обмотка машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка машин переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании микроскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, касается выполнения многофазных электрических машин переменного тока и может быть использовано для турбомеханизмов ступенчатого регулирования скорости

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создавать двухскоростные электродвигатели при 36 пазах на статоре

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству многополюсных обмоток электрических машин переменного тока, и может быть использовано при изготовлении обмоток асинхронных и синхронных двигателей и генераторов, в том числе и однофазных малой мощности

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создать двухскоростные электродвигатели

Изобретение относится к электротехнике, позволяет создать двухскоростные электродвигатели
Наверх