Электродвигатель с колеблющимся ротором
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОЛЕБЛЮЩИМСЯ РОТОРОМ, содержащий статор .Л. и установленный на коленчатом валу ротор, снабженные трехфазными об .мотками, отличающийся тем, что, с целью получения двух частот вращения вала, обмотка ротора выполнена с числом пар полюсов на единицу меньшим, чем на статоре. (Л 4 00 ;о 00 .1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я0„„10437
3(Я) Н 02 К 41/06 ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 3 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 1867204/24-07 (22) 05.01,73 (46) 23.09. 83. Бюл. 9 35 (72) Ю.E.oêóëîâ (53) 621.313.39(089.8) (54)(57) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОЛЕБ—
ЛЮЩИМСЯ РОТОРОМ, содержащий статор л и установленный на коленчатом валу ротор, снабженные трехфазными об,мотками, отличающийся тем, что, с целью получения двух частот вращения вала, обмотка ротора выполнена с числом пар полюсов на единицу меньшим, чем на статоре.
10437 98
Изобретение относится к электромашиностроению и может использоваться для электроприводов судовых кранов., насосов, вентиляторов и т.д.
Известные электродвигатели, содержащие статор и установленный на коленчатом валу ротор, снабженные трехфазнымн обмотками, имеют одну выходную скорость.
Цель изобретения — получение .двух частот вращения вала. 10
Цель достигается тем, что s электродвигателе с колеблющимся ротором обмотка ротора выполнена с числом пар полюсов на единицу меньшим, чем на статоре. 15
На фиг. 1 изображен электродвигатель с колеблющимся ротором, продольное сечением на фиг. 2— взаимное расположение. магнитных полюсов статора и ротора в момент их максимального потокосцепления.
Двигатель имеет статор 1 и уста» новленный на коленчатом валу 2 ротор
3, снабженные трехфазными обмотками
4 и 5. Принцип обеспечения в дзига" теле двух частот вращения коленчато-, го вала поясняется фиг. 2, на которой изображены шестиполюсный статор
1 с продольной осью 0 .и эксцентрнчс но расположенный в его расточке четырехполюсный ротор 3 с продольной З0 осью Op . Если полюсы двигателя возбуждены, то ротор под действием возникающих электромагнитных сил стремится занять положение по отношению к статору, соответствующее З5 максимуму потокосцепления.,цля такого положения ротора наименьший воздушный зазор между ротором 3 и расточкой статора 1 имеет место в точке ы. Как видно из фиг. 2, это равновесное положение ротора относительно линии, проходящей через .точ ки 0,O« a — единственное. Трекфазный ток, подведенный из сети к статору, создает магнитодвижущую силУ (ЬЩС), первая гармоническая которой вращается относительно статора с частотой вращения где f — частота сети;
Рс- число пар полюсов статора.
Трехфазный ток, подведенный из сети к ротору, создает ИДС, вращаю.щуюся относительно ротора с часто-. той:
60f
Оp р где рр - число пар полюсов ротора
Если направления вращения ИДС . ротора и статора совпадают, то частота вращения коленчатого вала определяется разностью их частот враще-
HHR п=п с lip
В данном примере при числе пар на статоре равном трем, а на роторе - двум, и частоте питания обмоток 50 1 ц частота вращения коленчатого .вала составляет 500 и
2500 об/мин. При Р = 1, Р =2 частота вращения коленчатого вала составит 1500 и 4500 об/мин °
1043798
Составитель 3.Горник
Редактор A.Øàíäîð Техред B.Далекорей Корректор A.Повх
Заказ 7354/59 Тираж б87 Поддисное
ВНИИПЙ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4


