Волновой торцевой электродвигатель
Союз Соеетскик
Социапистическик
Республик
OÏ ИСАНИЕ „„g()ggsg
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Зая лено 24.04.79(2l ) 2757822/24-07 (51) М. Кд. з с присоединением заявки №
Н 02 К 41/06
Веударстеениы5 квмктет
СССР вв делен кзебретекик и вткрыткк (23) Приоритет
Опубликовано 15.02.82. Бюллетень ¹ 6
Дата опубликования описания 15.02.82.(5З ) Й 621 .31 3, 33(088,8) Я.Ш. Флейтман и A. Е, Магид (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Волгоградский политехнический институт (54) BGIlHOBOA ТОРЦОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в механизмах приборов в качестве универсального устройства, совмешаюшего функции двигателя, тормоза, муфты препель ного момента и редуктора.
Известен волновой электроавигатель, содержаший установленное в корпусе жесткое .звено, гибкое звено и электромагнитный г нератор волн упругой пеформации гибкого звена, создаваемых в плос кости, перпендикулярной оси врашения, и перемешаюшнхся по ободу гибкого звена
;1) .
Недостатком известного электродвигателя является малый крутяший момент на выходном валу, так как взаимодействие гибкого звена с жестким происходит лишь в зоне вершины волны упругой деформации.
20 . Наиболее близким по технической с ти к изобретению является волновой торцовый электродвигатель, содержащий установленный в корпусе статор с многофазной обмоткой, дисковый гибкий ротор, жесткое колесо и выходной вал 2).
Однако при работе этого электроавигателя, электромагнитный генератор создает принудительно волну упругой деформации, расположенную перпендикулярно плоскости гибкого писка, и перемешает ее по его плоскости, что приводит к взатвкодействию с гибкого звена с жестким в маетах прогиба писка. Эта конструкция также не обеспечивает высокого крутяшего момента, так как одновременно взаимодействуют лишь торцовые зубья плоского аиска, на.— хопяшиеся на вершине волны упругой деформации и соответствуюшие им зубья жесткого колеса. целью изобретения. является повышение крутяшего момента волнового электродвигателя.
Поставленная цель постигается тем, что в волновом торцовом электродвигателе, сопержашем установленный в корпусе статор с многофазной обмоткой, аисковый гибкий ротор, жесткое колесо н выходной
Волновой торцовый электродвигатель, соаержаший установленный в корпусе статор с многофазной обмоткой, дисковый гибкий ротор, жесткое колесо и выходной вал, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что с целью повышения крутящего момента, З ротор имеет радиально расположенный гофр, обращенный выпуклостью к обмотке ста тора.
3 9059 вал, ротор имеет радиально расположенный гофр, обращенный выпуклостью к обмотке статора.
На фиг. 1 изображен предлагаемый волновой электродвигатель, на фиг, 2— сечение A-А на фиг. 1.
Волновой электродвигатель содержит установленное в корпусе 1 жесткое звено„
2, соединенное с выходным валом 3, многофазную обмотку статора 4 и располо- 10 женное между ними гибкое звено в вице иска 5. Диск 5 снабжен радиально расположенным гофром 6 и установлен выпуклостью к обмотке управления.
Волновой электродвигатель работает следующюл образом.
Пр и л о аа е с и гнала на м ног офаз ную обмотку статора 4 вращавлаееся магнитное поле последовательно перекатывает гофр 6 по плоскости гибкого звена 5.
При этом диск 5, взаимодействуя с жест ким звеном 2 за счет сил трения или благодаря торцовым зубьям (на чертеже не показаны), поворачивает выходной вал
3, передавая ему значительный крутящий 25 момент, так как контакт между i ибким и жестким звеньями происходит почти по
\ всей плоскости лиска„ за исключением гофра 6. Выходной вал 3 при этом имеет медленное вращение, обусловленное коэффициентом редукпии, Для увеличения сил взаимодействия магнитного поля и гибкого звена между обмоткой управления и гибким звеном 5 может быть дополнительно установлен магнитопровоа с окном, через которое прохоаит гофр 6.
Выполнение гибкого звена в виде диска снабженного радиально расположенным гофром и установленного выпуклостью гофра к обмотке управления двигателем, позволяет повысить крутящий момент на выходном валу двигателя, так как.при возбуждении, а вернее проталкивании по поверхности аиска волны упругой деформации (гофра), расположенной перпендикулярно плоскости диска, последний за счет вза53 4 имодействия с жестким колесом связанным
> с выходным валом вращает его, причем зацепление происходит почти по всей плошади поверхности гибкого звена, позволяя тем самым не только повысить нагрузочную способность гибкого звена, но и кинематическую точность передачи.
Предлагаемая конструкция по сложности изготовления не отличается от известных.
Волновой электродвигатель может быть использован в различных областях приборостроения и машиностроения аля преобразования электрического сигнала во врашение, передачи крутящего момента, редукции вращения и т. a., обеспечивая по сравнению с известными повышенный крутящий момент и высокую кинематическую точность, Технико-экономический эффект предлагаемого устройства выражается в увеличении КГЩ механизма, уменьшении его
l габаритов при увеличении крутящего момента, повышении надежности и кинематическсй точности работы.
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Воробьев A. B. Респонсинный привод. М., Машиностроение, 1978., с. 16, рис. 6.
2. Воробьев A.В. Рес:понсинный привод. М., "Машиностроение, 1978, с. 18, рис. 8.
905953
Составитель 3. Горник
Реаактор Л. Авраменко Техреа E. Харитончик уо ектор ° Назарова
Г. Н
Заказ 393/71 Тираж 718 Попписное
ВНИИПИ Госупарственного комитета СССР по аелам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„а. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгороа„ул. Проектная, 4


