Безопасное сиденье транспортного средства
1. БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеюш.ее автоматический привод, отличающееся тем, что, с целью повышения степени безопасности пользователя путем расширения функциональных возможностей сиденья, оно снабжено механизмом включения тормозной системы и синхронного перемешения рулевой колонки, который кинематически связан с устройством опрокидывания, и пбворотно-амортизируюшим устройством, связанным с ним, при этом последнее снабжено ручным приводом и механизмом фиксации сиденья после его срабатывания. , 2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено ремнями безопасности с быстроразъемными замками и устройством дополнительной подтяжки ремней, смонтированным на спинке сиденья. 3.Сиденье по п. 2, отличающееся тем, что устройство дополнительной подтяжки ремней содержит кинематически связанный с концами ремней пружинный толкатель и его пускофиксируюшее устройство одностороннего действия. 4.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм фиксации сиденья содержит установленный на спинке последнего роликовый механизм, включающий в себя пружинный привод и установленные на полу салона кузова направляющие для взаимодействия с роликами указанного механизма. 5.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки имеет общий для них пружинный привод. 6.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что поворотно-амортизирующее устройство связано с установленной в указанных направляющих кареткой, которая кинематически связана с сиденье.м и снабжена взаимодействующим с устройством дополнительной подтяжки ремней стопорным механизмом . 7.Сиденье по п. 6, отличающееся тем, что поворотно-амортизирующее устройство, выполнено составным из пружин различной жесткости.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(51) В 60 R 2108 В 60 N 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3420199/27-11 (22) 09.04.82 (46) 07.09.83. Бюл. № 33 (72) В. Н. Казанчеев (53) 629.113.042.2 (088.8) (56) 1. Иванов В. Н. Пассивная безопасность автомобиля. М., «Транспорт», . 1979, с. 274, рис. 12.54 (прототип). (54) (57) 1. БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ
ТРАНСПОРТНОГО. СРЕДСТВА, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеюшее автоматический привод, отличающееся тем, что, с целью повышения степени безопасности пользователя путем расширения функциональных возможностей сиденья, оно снабжено механизмом включения тормозной системы и синхронного перемешения рулевой колонки, который кинематически связан с устройством опрокидывания, и поворотно-амортизирующим устройством, связанным с ним, при этом последнее снабжено ручным приводом и механизмом фиксации сиденья после его срабатывания.
2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено ремнями безопасности с быстроразъемными замками и устройством дополнительной подтяжки ремней, смонтированным на спинке сиденья.
„„SU„„10 97 4 А
3. Сиденье по и. 2, отличающееся тем, что устройство дополнительной подтяжки ремней содержит кинематически связанный с концами ремней пружинный толкатель и его пускофиксирующее устройство одностороннего действия.
4. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм фиксации сиденья содержит установленный на спинке последнего роликовый механизм, включающий в себя пружинный привод и установленные на полу салона кузова направляющие для взаимодействия с роликами указанного механизма.
5. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки имеет общий для них пружинный привод.
6. Сиденье по и. 1, отличающееся тем, что поворотно-а мортизируюшее устройство уу связано с установленной в указанных на- %Ф Ф правляюших кареткой, которая кинемати- С" чески связана с сиденьем и снабжена взаимодействуюшим с устройством дополнительной подтяжки ремней стопорным механизмом.
7. Сиденье по и. 6, отличающееся тем, > что поворотно-амортизирующее устройство, выполнено составным из пружин различной жесткости.
1039764
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к устройствам пассивной безопасности транспортного средства, преимущественно автомобиля и может быть использовано для обеспечения безопасности пользователей автомобилем в случае аварийной ситуации при дорожно-транспортном происшествии (ДТП), проведении испытаний, спортивных соревнований, выполнении каскадерских трюков и т. п.
Наиболее близким по техническому решению к предложенному является безопасное сиденье транспортного средства, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеющее автоматический привод (1).
Устройство опрокидывания известного безопасного сиденья включает в себя смонтированный на бампере металлический брус, который в случае столкновения транспортного средства с препятствием первым соприкасается с ним. Брус при помощи поршневой системы связан с гидравлическими цилиндрами, установленными под передней кромкой подушки сиденья. В момент удара о препятствие брус подается назад, создавая в гидросистеме давление, которое приводит в действие домкраты, опрокидывающие сиденье относительно его шарнирной опоры назад, тем самым предотвращая удар пользователя транспортным средством о внутренние элементы кузова и обеспечивая более благоприятное положение пользователя для восприятия его телом инер- ционной нагрузки при ударе.
Однако известное безопасное сиденье может быть приведено в действие лишь автоматически, т. е. без участия пользователя транспортным средством, а именно в результате непосредственного контакта транспортного средства с препятствием, что ограничивает возможности известного устройства. Так, в случае неизбежного столкновения автомобиля с препятствием, например, при потере им управляемости, безопасное сиденье не позволяет пользователю заблаговременно самостоятельно, вручную, привести его в рабочее положение до столкновения с препятствием.
При опрокидывании известного безопасного сиденья назад серьезной механической помехой, которая может нанести травму пользователю, является руль и его рулевая колонка.
Кроме того, известное безопасное сиденье в момент удара транспортного средства о препятствие фактически лишает пользователя возможности продолжать торможение транспортным средством в течение всего процесса столкновения, так как в процессе опрокидывания сиденья назад исключается возможность контакта ноги водителя с педалью тормозной системы транспортного средства.
Целью изобретения является повышение степени безопасности пользователя путем
5 расширения фчнкциональных возможностей
J сиденья.
Указанная цель достигается тем, что безопасное сиденье транспортного средства, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеющее автоматический привод, дополнительно снабжено механизмом включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки, который кинематически связан с устройством опрокидывания, и поворотно-амортизирующим устройством, связанным с ним, при этом последнее снабжено ручным приводом и механизмом фиксации сиденья после его срабатывания.
Безопасное сиденье снабжено ремнями безопасности с быстроразъемными замками и устройством дополнительной подтяжки ремней, смонтированным на спинке сиденья.
Устройство дополнительной подтяжки ремней содержит кинематически связанный с концами ремней пружинный толкатель и его пускофиксирующее устройство одностороннего действия.
Механизм фиксации сиденья содержит установленный на его спинке роликовый механизм, включающий в себя пружинный привод и установленные на полус салона кузова направляющие для взаимодействия с роликами указанного механизма.
Механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки имеет общий для них пружинный привод.
Поворотно-амортизирующее устройство связано с установленной в указанных направляющих кареткой, которая кинематически связана с сиденьем и снабжена
4О взаимодействующим с устройством дополнительной подтяжки ремней стопорным механизмом.
Поворотно-амортизирующее устройство выполнено составным из пружин различной жесткости.
45 На фиг. 1 показано безопасное сиденье перед его срабатыванием; на фиг. 2 то же, при его срабатывании; на фиг. 3— то же, перед столкновением автомобиля с препятствием; на фиг. 4 — то же, после столкновения; на фиг. 5 — салон, кузова автомобиля со стороны багажника; на фиг. 6 — безопасное сиденье; вид сбоку; на фиг. 7 — вид А на фиг. 6; на фиг. 8— сечение Б — Б на фиг. 6; на фиг. 9 — сечение
 — В на фиг. 6; на фиг, 10 — узел I на фиг. 9 на фиг. 11 — сечение à — Г на фиг. 9; на фиг. 12 — узел II на фиг. 9; на фиг. 13— сечение Д вЂ” Д на фиг. 12; на фиг. 14 устройство фиксации сиденья в горизон1039764
Фиг.2 тальном положении; на фиг. 15 — сечение
Š— Е на фиг. 12; на фиг. 16 — сечение
Ж вЂ” Ж на фиг. 6; на фиг. 17 — сечение
3 — 3 на фиг. 16; на фиг. 18 — сечение И вЂ” И на фиг. 16; на фиг. 19 — сечение К вЂ” К на фиг. 16; на фиг. 20 — сечение Л вЂ” Л
5 на фиг. 19; на фиг. 21 — рулевая колонка, общий вид; на фиг. 22 — ки нем атическая связь механизма включения тормозной системы и перемещения рулевой колонки; на фиг. 23 — сечение М вЂ” М на фиг. 21. !О
Устройство содержит установленное в салоне кузова 1 автомобиля 2 сиденье 3, его шарнирную опору 4, устройство опрокидывания сиденья назад, включающее в себя ручной привод 5, кинематически связанный с поворотно-амортизирующиМ- 1 устройством 6, направляющие 7, в которые установлена каретка 8, кинематически связанная с сиденьем 3. На каретке 6 установлен стопорный механизм 8 и механизм фиксации сиденья 3 после его срабатывания. состоящий из установленного на спин- ке сиденья 3 роликового механизма 10, его пружинного привода 11, при этом роликовый механизм 10 выполнен с возможностью взаимодействия с направляющими 7 путем разворота роликов при опрокиды- 25 вании сиденья 3. Ремни 12 безопасности снабжены быстроразъемными замками 13 и установленным на спинке сиденья 3 устройством дополнительной подтяжки рем ней, которое включает в себя толкатель 14, пружину 15, направляющую 16, пускофик- З0 сирующее устройство 17 и связанные с толкателем 14 рычаги 18, при этом поясные лямки 19 ремня 12 безопасности соединены с рычагами 18, а плечевые лямки 20 — с толкателем 14.
Пускофиксирующее устройство 17 включает в себя храповой механизм 21, защелка 22 которого взаимодействует с подвижной подпружиненной втулкой 23. В качестве источника энергии для опрокидывания сиденья 3 используются пружины 4г! различной жесткости: витая пружина 24 и дисковая 25, которые обеспечивают дифференцированное смягчение удара.
Фиксация сиденья в горизонтальном положении обеспечивается устройством, включающим в себя рычаги 26 включения, шарнирно соединенные с чекой 27, удерживающей в исходном положении рычаг 28 сцепления. Для смягчения удара спинки кресла о направляющие 7 установлены резиновые прокладки 29 и 30, а для обеспечения продольного движения сиденья 3 рычаг 28 сцепления снабжен дополнительными роликами 31.
Механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки состоит из рычага 32 включения указанного устройства, на который воздействует через штырь 33 кронштейн 34, пускового устройства 35 с пружиной 36, которое связано с рулем 37, и промежуточной вилки 38, при освобождении которой под действием пружины 39 происходит уборка руля 37, при этом тормозная педаль 40 посредством тяги 41 связана с рулем 37.
Устройство работает следуюцц!м образом.
При создавшейся аварийной ситуации водитель автомобиля 2 включает р; !!!о.! привод 5, при это л сраб !т! !вас!. ус !р истин опрокидывания сиде!!ья 3, назад, в результате чего происхо.!пт 3адейст!!о!!а!!!!е I!()воротно-амортизирук!.!ц го у" гро!;с га и устройства дополнитi, ü!!ÎÉ !!Одтяж!i!! рс. ней 12. При опрокидывании сиденья 3 назад задействуется механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения руля 37 для обеспечения беспрепятственного опрокидывания назад сиденья 3. После опрокидывания сиденья последнее с помощью механизм а фиксации стопорится в опрокинутом положении. В случае, если водитель не успевает заранее привести сиденье в положение благоприятное с точки зрения восприятия нагрузок водителем при столкновении, то устройство опрокидывания сиденья срабатывает автоматически вследствие стоклновения с препятствием.
Устройство позволяет расширить функциональные возможности безопасного сиденья путем обеспечения его срабатывания не только автоматически в результате непосредственного столкновения с препятствием, но и вручную до столкновения, например в случае потери управляемости автомобиля, что в целом повышает пассивную безопасность автомобиля.! 039764,1039764
Nuz.У1039764
Г-Г
1039764
Д Ж
1039764
1039764
М-М
Фиг,Z
400 2. 22
Составитель А. Любин
Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 6564/16 Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий. 113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4








