Торцовая управляемая магнитная муфта
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК оп Н 02 K 49/10
1
ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2835637 24-07 (22) 02,11.79 (46) 23.08. 83. Бюл. и 31 (72) П,А.Баньковский и H.Н.Орлов (71) Киевский технологический инсти".. тут пищевой промышленности (53) 621.825(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР и 420060, кл. Н 02 К 49710, 1972, 2. Авторское свидетельство СССР и 416810, кл. Н 02 К 49110,1972.. (54)(57) ТОРЦОВАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ МАГНИТНАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с постоянными магнитами, одна из порумуфт установлена. с возможностью аксиального смещения и соединена с упругим элементом в
„SU„„1037388 A виде пружины и узлом регулирования зазора между полумуфтами, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности регулирования момента и повышения надежности муфты, упругие элементы равномерно распре" делены по окружности ведущей и ведомой полумуфт, установлены между обра". щенными одна к другой поверхностями полумуфт и выполнены в виде плоских пружин, закрепленных одним концом на ведущей полумуфте,. и подшипников качения, установленных в центре: плоских пружий, при этом ось вращения подшипников перпендикулярна оси вращения муфты, а на ведомой и ве- а
Ю дущей полумуфтах напротив подшипников выполнены дорожки качения.
1 1037
Изобретение относится к электрическим машинам,а именно к магнитным муфтам, и предназначено для передачи крутящего момента, в машинах, механизмах, приборах и др. устройствах, требующих прерыва передачи, поглоще ния инерционных сил движущихся частей а также в тех узлах, где необходимо точное регулирование крутящего момента. 10
Известна управляемая магнитная муфта с постоянными магнитами, содержащая ведущую и ведомую полумуфту, узел регулирования передаваемого мо-. мента, выполненный в виде трех дис- 15 ков, установленных с возможностью взаимного углового смещения 1.1).
Недостаток указанной муфты - сло%, ность узла регулирования.
Наиболее близкой к изобретению 20
I по технической сущности и достигаемо- му результату является торцовая управляемая магнитная муфта, содер" жащая ведущую и ведомую полумуфты с постоянными магнитами, одна из 25 полумуфт установлена с возможностью аксиального смещения и соединена с упругим элементом в виде,пружинь1 и узлом регулирования зазора между полумуфтами Я. . 30
Недостаток укаэанной конструкциималая точность регулирования майины и,малая надежность из-эа возможности перекоса ведомого и ведущего дисков .при регулировании и, как следствие, механического контакта дисков при вращении муфты.
Цель изобретения - повышение точности регулирования момента и повыше- 4,, ние надежности. муфты, Эта цель достигается тем, что упругие элементы равномерно распределены по окружности ведущей и ведомой полу-. муфт, установлены между обращенными 4> друr к другу поверхностями полумуфт и выполнены в виде плоских пружин, закрепленных одним концом на ведущей полумуфте, и подшипников качения, установленных в центре плоских пружин, при этом ось вращения подшипников перпендикулярна оси вращения муфты, а на ведомой и ведущей полумуфтах напротив подшипников выполнены дорожки качения.
На фиг,1 изображена предлагаемая ;магнитная муфта; на фиг.2 - два ведущих диска. муфты и ведомый диск с рас388 2 положенными в нем прямыми стержневыми магнитами, разрез.
На торцовой поверхности ведомой полумуфты, состоящей из двух дисков
1 и 2 расположены подковообразные магниты 3, взаимодействующие разноименными полюсами с прямыми магнитам
4, вмонтированными в тело ведомой полумуфты 5, для регулирования зазора между полюсами магнитов 3 и 4 служат. плоские пружины 6 с подшипниками качения 7.
Подшипник качения 7 соединен с центральной частью плоской пружиной
6, эапрессовкой во внутреннее кольцо двух половинок валика и толщины плоской пружины 6, Подшипник качения
7 своим внешним кольцом обкатывается по дорожке качения полумуфты 5 и может быть прижат слабее или сильнее, тем самым изменяя зазор между торцами магнитов 3 и 4, вместе с тем и силу сцепления полумуфты с дисками
1.и 2 с ведомой полумуфтой 5.
Диски 1 и 2 находятся на валу 8, закреплены от проворачивания шпонками 9, а полумуфта 5 при проскальзывании свободно проворачивается на валу 8. Максимальное сцепление дисков 1 и 2 с ведомой полумуфтой
5 достигается при условии доведения зазора между магнитами 3 и 4 до минимума.. Тогда наружные кольца подшипников обкатываются как по дорожкам качения полумуфты 5, так и дисков
1 и 2.
Полумуфта 5 передает крутящий момент шестерне 10. Для регулирования величины передаваемого крутящего момента служит узел регулирования - рычажная система 11 с пружйной. Полумуфта 5 и один иэ дисков, например диск 2, установлены с возможностью аксиального смещения.
Плоские пружины 6 с подшипниками качения 7 дают возможность доводить зазор между полюсами подковообразных и прямых магнитов 3 и 4 до минимума, но избегать непосредственного касания и трения, что повышает надеж" ность устройства и точность регулирования мдмента.
Диски изготовляются иэ немагнитного материала, постоянные магниты
3 и 4 иэ высокоэрцитивных сплавов.
Работа магнитной муфты происходит следующим образом.
Привод, сочлененный с валом 8, вращает йаходящиеся на шпонках полуЭ 1 муфту с дисками 1 и 2 с подковообразными магнитами 3, между дисками 1 и
2 ведущей полумуфты находится ведомая полумуфта 5 с прямыми магнитами 4.
Зазор между торцовыми поверхностями может меняться в зависимости от величины передаваемого крутящего момента и регулируется системой рычагов с пружиной 11.
Взаимодействие разноименных полюсов подковообразных 3 и прямых 4 магнитов дает эффект сцепления.
037388 4
Конструкция позволяет максимально уменьшить зазор между полюсами, тогда плоские пружины 6 с подшипниками качения 7 максимально распрямляются и подшипники качения обкатываются по дорожкам как ведущих полумуфт 1 и 2, так и ведомой полумуфты 5. При этом муфта может передавать максимальный крутящий момент, 10 полюсы магнитов не соприкасаются и не перекашиваются, что повышает надежность работы муфты. филиал ППП "Патент", г. Ужгород,ул.Проектная,4


