Тормоз шахтного подъемника
ШАХТНОГО ПОДЪЁМНИКА, включающий шарнирно установленные на раме подъемника зажимы для взаимодействия с направлянхцими, выполненные в виде подпружиненных двуплечих рычагов , отличающий с я тем, что, с целью повышения надежности работы, оно снабжено нажимной рейкой, на боковых сторонах которой выполнены фаски, а торец выполнен со скосом и расположенными на рготе траверсой с подпружиненным ynopcw для взаимодействия с верхней стороной нажимной рейки и клиновым упором, установленным с возможностью взаимодействия с наклонной поверхностью торца нажимной рейки, при этом верхние концы рычагов имеют скошейные поверхности и установлены с возможностью взаимодействия этих поверхностей с фасками .боковых сторон нажимной рейки,, причем установлены посредством кронштейна на дополнительных подпружиненных направляющих с возможностью ограниченного по ней продольного пе ремещения .
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
И
РЕСПУБЛИН
3ЦЦ В бб В 17 34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1"
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3328141/22-03 (22) 03,08.81 (46) 23.08.83. Бюл. Р 31 (72) В.П.Широков (53) 621. 876 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 742331, кл. В 66 В .17/34, 1978.
2. Авторское свидетельство СССР
9 180772, кл. В 66 В 5/16, 1964 (прототип). (54)(57) ТОРМОЗ ШАХТНОГО ПОДЪЕМНИКА, включающий шарнирно установленные на раме подъемника зажимы для взаимодействия с направляющими, выполненные в виде подпружиненных двуплечих рычагов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности..SU„„1036656 А работы, оно снабжено нажимной рейкой, на боковых сторонах которой выполнены фаски, а торец выполнен со скосом и расположенными на раме траверсой с подпружиненным упором,цля взаимодействия с верхней стороной нажимной рейки и клиновым упором, установленным с возможностью взаимодействия с наклонной поверхностью торца нажимной рейки, при этом верхние концы рычагов имеют скошейные поверхности и установлены с возможностью вз аимодействия этих поверхностей с фасками боковых сторон нажимной рейки,. причем рычаги установлены посредством кронштейна на дополнительных подпружиненных направляющих с воэможностью I ограниченного по ней продольного перемещения.
1036656
t0
25
55
Изобретение относится к грузоподьемной технике, в частности касается ловителей грузоподъемных устройств, преимущественно скиповых подъемников.
Известно стопорное устройство шахтного подъемника, содержащее башмаки, жестКо закрепленные на основании, и тормозные лыжи, шарнирно-уста новленные на штоках и т.д. Q1).
Однако использование этого устройства позволяет зафиксировать гру зонесущий орган, находящийся только в состоянии покоя, Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для аварийной остановки кабины подьемника, включающее шарнирно установленные на раме подъемника зажимы для взаимодействия с направляющими, выполненные в виде подпружиненных двуплечих рычагов j2).
Однако известное уст ойство не обеспечивает эффективное торможение скипового подъемника, если его гру зонесущий орган, движущийся по наклонным направляющим подъемника и имеющий вес более двух десятков тонн, получает значительное ускорение, до достижения необходимой скорости, при которой срабатывает центробежный механизм.
Кроме того, известное устройство не исключает заклинивание зажима) что может привести к излому устройства.
Целью изобретения является повышение надежности работы..
Указанная цель достигается тем, что тормоз шахтного подъемника, включающий шарнирно установленные 40 на раме подъемника зажимы для взаимодействия с направляющими, выполненные в виде подпружиненных двуплечих рычагов, снабжен нажимной рейкой, на боковых сторонах которой вы- 45 полнены фаски, а торец выполнен со скосом и расположенными на раме траверсой с подпружиненным упором для взаимодействия с верхней стороной нажимной рейки и клиновым упором, ус-, тановленным с возможностью взаимодействия с наклонной поверхностью торца нажимной рейки, при этом верхние концы рычагов, имеют скошенные поверхности и установлены с возможностью взаимодействия этих поверхностей с фасками боковых сторон нажимной рейки, причем рычаги установлены посредст- вом кронштейна на дополнительных подпружиненных направляющих с возможностью ограниченного по ней продольного перемещения.
На Фиг.1 изображен тормоз шахтного подъемника в момент работы, на фиг.2Разрез. A-A (a исходном положении); на фиг.З вЂ” то же,(в момент Работы); 65
4 на фиг.4 - тормоз в исходном положении, общий вид.
Тормоз шахтного устройства включает установленную с воэможностью вертикального перемещения нажимную рейку 1 в момент работы (фиг.1), ее плоскость 2 контактирует с подпружиненным упором 3 траверсы 4, одновременно ее же плоскость по торцу 5, ограниченная упором 6, взаимодействует с клиновым упором 7 рамы 8. Наклонные плоскости фасок 9 нажимной рейки 1 взаимодействуют.с аналогичными плоскостями 10 двуплечнйх рычагов 11, установленных на оси 12 с возможностью продольного перемещения. Нижние концы двуплечных рычагов
11 снабжены тормозными элементами
13, выполненными с зубьями и взаимодействующими последними с направляю, щими подъемника 14, которые укреплены на несущем мосту 15. Верхнйе концы двуплечных рычагов 11 связаны пружиной 16.
Зажим установлен на кронштейнах
17 с воэможностью осевого перемещения по дополнительной направляющей
18, при этом подвеска зажима снабжена упругим элементом 19 и возвращающей пружиной 20 и смонтирована на» упоре 21 рамы 8.
Кроме того, с целью центриройаййя зажима в;. исходном положении он снабжен упором 22, с целью плавного включения тормозного усилия зажим выпол-. нен с упором 23 и с целью повышения устойчивого зажима при торможении он снабжен лыжей 24.
На кронштейне 17 установлена план.ка 25 с воэможностью радиального пе ремещения, нажимная рейка 1 взаимо- 1 действует с упорами 26, исключающими ее осевое перемещение в момент торможения.
Зажимы устанавливаются симметрично по обе стороны рамы подъемника 8 перед его передними колесами 27, имеющими реборду 28.
Тормоз шахтного подъемника работает следующим образом.
Во время загрузки скипа натяжение тягового троса отсутствует,траверса 4 опускается, в результате чего ее подпружиненный упор 3 воздействует на плоскость 2, нажимной рейки 1 (фиг.Ц, и зажим войдет в за цепление своими тормозными элементами 13 с направлякщими подъемника 14, так как в результате взаимодействия плоскостей 9 и 10 соответственно опускающейся нажимной рейки 1 и дву плечных рычагов 11, последние радиально пбремещаются, вызывая растяже;ние пружины 16 (фиг.3).
По окончании загрузки скипа появляется натяжение тягового троса,при этом траверса 4 поднимается и прекра, 1036656 щает воздействие своего подпружиненного упора 3 на нажимную рейку 1 зажима, который-под действием пружины
16 займет исходное положение, после чего рама 8 начнет движение вверх.
Аналогичное положение зажим будет иметь и при разгрузке скипа и при опускании его вниз под загрузку,т.е. в других оставшихся режимах его нормальной работы.
При обрыве тягового троса в мо- 10 мент подъема или спуска скила траверса 4 опускается.и зажим сразу же . войдет в зацепление с направлякщнми подъемника 14, но в этих случаях после этого сцепления рама подъемника 15
8 будет двигаться вниз. Это вызовет сжатие возвращающей пружины 20, так как зажим тормозится воздействием перемещающегося упора 3 траверсы 4 по плоскости 2 наземной рейки 1.
Если1обрыв тросапронзошел .в момент. разгрузки скина и упор 3 траверсы 4 нажал иа нажимнув рейку раньше, чем зажим достиг своей нижней точки, то тормозные элементы 13 зажимают ограничительную планку 25, находящуюся в ; своей нижней точке- При контакте последней с поверхностью качения направлякщих подъемника 14 она выводится из зацепления с тормозными элементами
13, которые после этого вэаимодейст .вувт с боковыми сторонами направляв-. щйх подъемника 14.
Одновременно плоскость 5 нажимной рейки 1 входит в контакт с упором 7„ ЗМ от чего она под действием его весовой нагрузки начинает далее утапливаться, при этом упор 23 давит на кронштейн 17 ((фиг.3} и происходит сжатие упругого элемента 19. Это 49 ,обеспечивает плавность тормозного усилия в зависимости от. веса шахтного подъемника.
При контакте упора 7 с упором б зажнмной рейки 1 утапливание последней прекращается и теперь весовую нагрузку движущегося вниз шахтного подъемника воспринимают симметрично установленные зажимы, а его передние колесная пара теряет контакт с нап равляющими подъемника 14, но реборды 28 .ее колес 27 этого контакта не прекращает в случае подъема упора 7 тормозное усилие зажима выключается.
При торможении зажимы могут скользить по поверхности качения неправ» ляющих подъемника 14 или по несущему мосту 15.
В момент торможения зажимами устойчивость последних обеспечивает лыжа 24.
После остановки неуправляемого подъемника заменяют неисправный тя- . говый трос и тянут скип вверх, в результате этого траверса 4 поднимается, его передняя колесная пара вступает в контакт с направляющими подъемника 14, а возвращающая пружи" на 20. перемещает зажим по его направляющей 18 в исходное положение.
Нормальная работа подъемника вос становлена.
Предлагаемый тормоз шахтного подьемника прост по конструкции и обеспе= чивает эффективное торможение, asтоматически, мгновенно определяя его необходимость.
Использование устройства позволяет исключить излом оборудования и время простоя при устранении последствий падения подъемника, повысить безопасность работы обслуживающего персонала.
1036656
Составитель Л.Черепенкина
Редактор Лг.к!андор Техред А.Бабинец КорректapAr.Шандор
Заказ 5922/20 Тираж 861 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Проектная, 4



