Устройство для обкатки зубьев зубчатых колес
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВКАТКИ . ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫ X КОЛЕС по авт. св. 737О87, о т п н п а к щ е е с я t&A, wo, с цепью повыше1гая1 качества (абопш, оно снабжено кулачком, раэметеювлм на iKBHTrpyMeirre, н мехаявамом отроки эубчвегого колеса, вьтопЯЙР Ь М в виде эпектрсмагнита с упором Я переключателем, причем последний уста1К вп 1 с возможностью взешмодействвя с кулачком.
СОЮЗ COBETQHHX
ОВФВГИО Й
PECAYS JNH . ае à1) М8 В21Н5/О
ЮСУДФРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ- ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЪНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ,Ф (61) 737087 (21) 3425493/25-27 . (22) 19.04.82 (46) 30.07.83. Бюл. % 28. (72) П,Я. Павликов и B.А,:Oasaos (53) -621,771.27 (088;8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР М 737087, кл. В 21 Н 5/02, опублик 30.05. 80 (прототип). (54)(57) УС РОЙСТВО ДЛЯ ОБКАТКИ .
®ЬЬаВ ЗжЧАтЫ Х КОЛЯС по . св. 737087, о т л и ч а ю m е е с я тем, что, с налью повышения качества о работки, оно снабжено кулачком, разме.щенным на инструменте, и механизмом
"фцксмии оаравки зубчатого Kcmeca, выпол. ненным в виде электромагнит& с упором и переключатееы, причем последний устаноилен с возможностью взаимодействия с .кулачком.
1 .0316 Оправка 7 устанавливается в корпусе 8. на подшипниках 9 качения и затормажи вается при повороте тормозом, состоящим иэ диска 10 и двух полуколец 11, за счет сжатия которых винтом 12 через пружи- . ну. 13 регулируется тормозное усилие.
Корпус 8 совместно с оправкой 7 и зубчатым колесом 6 закрепляется на подвижной каретке 14, которая перемещается по шарикам 15 в нацравляккцих 16.
Пружина 17 обеспечивает упругие перемз-. жвйия каретки 14 и создает требуемое усаче деформиревания црофвтя зубчатого колеса, за исключением галтели и впадины. ,Пня стопорения подвижной каретки 14 саужат фиксатор 18, рычаг 19 и упор 20. (Перемещение фиксатора осуществляется, алеки ромагнитом 21, а возврат в исходиов пааожение - пружиной 22. Кулачок 23, распсаоженный as квриусв инструмента, спужит дпя включения и выключения пере ключателя 24, закрепленного в кронштейне 25, который устанавливается на хобот станка.
Профилирование галтелей и окружности ваадйн производится следующим обрезоМ.
После обкатки эвольвенгного профиля зуба (сектор с(.на фиг. 2) кулачок 23 нажимает на перекпючатель 24 и подается сигнал на электромагнит. После срабатывания электромагшта фиксатор 18 входит в коническое отверстие подвижной карет,, ки 14 и последняя стонорится, обеспечи-. вая жесткую связь между инструментом и обрабатываемым зубчатым колесом, На секторе Р. при этом осуществляется профилирование галтепи и окружности вцадины путем глубокого вдавливания деформирующих роликов, профиль которых идентичен профилю гацтели. Когда процесс деформи рования галтели и окружности впадины закончен, кулачок 23 размыкает электрическую цепь и фиксатор 18 возвращается пружиной 22 в исходное положение,. а карет ка 14 >случает возможность упругих возвратно-поступательных перемещений. Далее процесс повторяется.
Профилирование галтелей и окружности впадин зубьев путем глубокого вдавливания деформирукацих роликов позволяет повысить нагрузочную способность зубчатых колес эа счет улучшения формы, чистоты обработки и создания плавных переходных поверхностей зубьев, являющихся наиболее нагруженными участками зубчатых колес.
Изобретение относится к обработке ме таллов давлением, в частности, к изготовлению зубчатых колес.
По основному авт. св. М 737087 известно устройство для обкатки зубьев зубчатых колес содержащее инструмент, выполненный в виде диска, по периферии которого на различных расстояниях от оси установлены деформирующие ролики с иэменякнцимися углами профиля, прм атом >О обрабатываемое зубчатое колесо устанав. ливается в подпружиненную в направлении к рсчтикам оправку. Для поворота зубчато го колеса на шаг на инструменте устрой ства наклонно установлены один ющ два 15 дополнительных рсаика. С целью расширения типоразмеров обкатываемых зубчатых колес деформируккцие ролики выполнены составными с регулируемыми по твлрщне проклацками f 1) .
2О
Однако вследствие постоянного упругого контакта инструмента с упрочняемым зубчатым колесом невозможно точное профилирование галтелвй и окружности впадин 25 при глубоком вдавливании деформирующих роликов в поверхность зубьев.
Бель изобретения - цовышвние производительности и качества обработки зубчатых колес. ЭО
Указанная цель достигается тем, что устройство для обкатки зубьев зубчатых колес снабжено кулачком, размещенным на инструменте, и механйэмом фиксаыии оправки зубчатого колеса, выполненном а виде электромагнита с упором и ереключатвлвм, причем последний установлен с возмсокностью взаимодействия с кулачком., Такое конструктивное решение позволяет эначит жьно повысить точность раз» мвров rалтелей и окружности впадин в момент их выдавливания деформирукяцими роликами, а высоков качество пластически деформированных поверхностей существенно повышает нагрузочную способность зубчатых колес.
На фиг. 1 представлено устройство, общий вид," на фиг. 2 - то же, вид сверху," на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4-- вид Б на фиг. 2.
Устройство состоит из инструмента, выполненного в виде дйска 1, в кольцевой выточке которого на подшипниках качения 2 установлены деформирукпцие ролики 3, Установка роликов по высоте осу55 ществлявтся крышками 4 и прокладками 5.
Обрабатываемое зубчатое колесо 6 закрецляется на оправке 7 с возможностьюупругих возвратно-поступательных переме11 2 щений Sq u поворота Yq с определенным усилием вокруг своей оси.
ГР
12
Составитель М. Ласточкина
Редактор И. Ковальчук . Техред М.Костик Корректор А. Ференц
Заказ 5276/10 Тираж 686 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитата СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,4


