Регулируемая передача
РЕГУЛИРУЕМАЯ ПЕРЕДАЧА, содержаш,ая корпус, входной и выходной валы, вариатор, регулирующее устройство и соосные входной и выходной дифференциалы , имеющие по три основных звена каждый, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, вариатор выполнен в виде кинематически связанного с регулирующим устройством кривошипного водила переменного радиуса, с установленных на нем двух сателлитных рычагов и установленного с возможностью вращения относительно центральной оси дифференциалов центрального рычага, одно из звеньев дифференциала кинематически связано с входным валом, а два его других звена - соответственно с водилом и центральным рычагом, конЦы которого шарнирно связаны с диаметрально противоположными концами различных сателлитных рычагов, другие концы последних также щарнирно связаны с двумя соответствующими звеньями выходного дифференциала , а третье звено его соединено с выходным валом. (Л CZ со 4 1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я1) „„1019147
s(5D F 16 Н 3 44
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3388372/25-28 (22-) 05.02.82 (46) 23.05.83. Бюл. № 19 (72) А. С. Мокрицкий (53) 621.833.06 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 771305, кл. F 3/44., 1976.
2. Волков Д. П., Крайнев А. Ф. Планетарные волновые и комбинированные передачи строительных и дорожных машин. М., «Машиностроение», 1968, с. 257, 137 (прототип). (54) (57) РЕГУЛИРУЕМАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, входной и выходной валы, вариатор, регулирующее устройство и соосные входной и выходной дифференциалы, имеющие по три основных звена каждый, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, вариатор выполнен в виде кинематически связанного с регулирующим устройством кривошипного водила переменного радиуса, с установленных на нем двух сателлитных рычагов и установленного с возможностью вращения относительно центральной оси дифференциалов центрального рычага, одно из звеньев дифференциала кинематически связано с входным валом, а два его других звена — соответственно с водилом и центральным рычагом, концы которого шарнирно связаны с диаметрально противоположными концами различных сателлитных рычагов, другие концы последних также шарнирно связаны с двумя соответствующими звеньями выходного дифференциала, а третье звено его соединено с выходным валом.
1019147
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для бесступенчатого регулирования скорости.
Известен планетарный зубчатый вариатор, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, регулирующее устройство, центральные колеса, водило, установленные на нем сателлиты, каждый из которых имеет закрепленные на общей оси конический зубчатый венец, взаимодействующий с центральным колесом, и конусную часть с образующей конуса параллельной оси вариатора, на конусной части выполнен спиральный выступ с нарезанными на его наружной поверхности зубьями постоянного шага, с которыми взаимодействует центральное колесо 15 связанное с регулирующим устройством (1).
К недостаткам этого вариатора относится его конструктивная сложность, обусловленная наличием у сателлитов конусных частей со спиральными выступами и нарезанными на них зубьями.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является регулируемая передача, содержащая корпус, входной и выходной валы, вариатор, регулирующее устройство и соосные входной и выходной 25 дифференциалы, имеющие каждый по три основных звена. В этой передаче вариатор выполнен в виде гидротрансформатора, а звенья дифференциалов связаны между собой с валами и гидротрансформатором (2).
К недостаткам известной передачи относится ее сложность и малая экономичность, что обусловлено наличием в ней гидротрансформатора.
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение экономичности 35 передачи.
Указанная цель достигается тем, что в регулируемой передаче, содержащей корпус, входной и выходной валы, вариатор, 40 регулирующее устройство и соосные входной и выходной дифференциалы, имеющие по три основных звена каждый, вариатор выполнен в виде кинематически связанного с регулирующим устройством кривошипного водила переменного радиуса, установленных 45 на нем двух сателлитных рычагов и установленного с воэможностью вращения относительно центральной оси дифференциалов центрального рычага, одно из звеньев входного дифференциала кинематически связано с входным валом, а два его других
50 звена — соответственно с водилом и центральным рычагом, концы которого шарнирно связаны с диаметрально противоположными концами различных сателлитных рычагов, другие концы последних также шарнирно 55 связаны с двумя соответствующими звеньями, выходного дифференциала, а третье звено его соединено с выходным валом.
На чертеже схематично изображена регулируемая передача.
Регулируемая передача содержит корпус
1, входной 2 и выходной 3 валы, регулирующее устройство 4, соосные входной 5 и выходной 6 дифференциалы, имеющие первый из них основные звенья 7 — 9 и второй — основные звенья 10 — 12, и вариатор, выполненный в виде кинематически связанного с регулирующим устройством 4 кривошипного водила 13 переменного радиуса, установленных на нем двух сателлитных рычагов 14 и 15 и установленного с возможностью вращения относительно центральной оси дифференциалов центрального рычага 16 звено 7, являющееся водилом входного дифференциала, кинематически, например, посредством зубчатых колес, связано с входным валом 2, звено 9 — с центральным рычагом 16, а звено 8 — с водилом 13, центральный рычаг 16 своими концами 17 и 18 шарнирно — с диаметрально противоположными концами соответственно сателлитных рычагов 14 и 15, другие концы 19 и 20 последних также шарнирно связаны соответственно со звеньями 11 и 10 выходного дифференциала; звено 12 которого соединено с выходным валом 3. В качестве регулирующего устройства 4, предназначенного для изменения радиуса водила 13, может использоваться зубчато-винтовой механизм, как показано на чертеже, или любой другой из известных, эквивалентный ему.
Передача работает следующим образом.
Мощность, подводимая от входного вала
2 к звену 7 входного дифференциала, разделяется в нем на два потока, передаваемые через звенья 8 и 13, а также через звенья 9 и 16, сателлитным рычагам 14 и 15. От этих рычагов мощность передается звеньям 11 и 10 выходного дифференциала и суммируется на его звене 12, которое соединено с выходным валом 3.
Регулирование скорости осуществляется при радиальном перемещении водила 13 с помощью регулирующего устройства 4, вследствие чего изменяется положение центра вращения сателлитных рычагов 14 и 15, и соответственно изменяются плечи и линейные скорости концов 19 и 20 этих рычагов и следовательно, соотношение угловых скоростей вращения связанных с концами этих рычагов звеньев 10 и 11 выходного дифференциала, При этом изменяется также угловая скорость вращения звена 12 и соединенного с ним выходного вала 3.
Такое выполнение регулируемой передачи позволяет упростить ее конструкции и повысить экономичность за счет использования в вариаторе рычагов с изменяемым соотношением длин их плеч.

