Учебный прибор для демонстрации превращения одного вида энергии в другой
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОДНОГО ВИЩА ЭНЕРГИИ В ДРУГОЙ, содержащий основание, кронштейн с элементом преобразования энергии и два проводника из разнородных металлов, одни концы которьрс подключены .к индикатору, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей, он имеет элемент преобразования знергин, вы-; полненный в виде диска с фетровым покрытием, установленный на кронштейне с возможностью вращения посредством привода, а свободные концы проводников из .разнородных металлов спаяны и размещены на фетровой поверхности диска.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
У51) G 09 В 23/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3388736/28 — 12 (22) 25.01.82 (46) 23.04.83. Бюл. я= .15 (72) В. А. Керножицкий и Л. Д. Иванов (53) 371.66/67 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 174011, кл. G 09 В 23/18, 1965 (прототип). (54) (57) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРА—
ЦИИ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОДНОГО ВИДА ЭНЕРГИИ.
В ДРУГОЙ, содержащий основание, кронштейн с элементом преобразования энергии и два
„Я0„„1014004 A проводника из разнородных металлов, одни концы которых подключены к индикатору, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных воэможностей, он имеет элемент преобразования энергии, вылолненный в виде диска с фетровым покрытидм, установленный на кронштейне с возможностью вращения посредством привода, а свободные концы проводников иэ разнородных металлов спаяны и размещены на. фетровой поверхности
I диска.
1014004
Составитель Б. Гузеев
Техред М.Костик, Корректор М. Шароши
Редактор Г. Безвершенко
Заказ 3023/60
Тираж 486
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г: Ужгород, ул, Проектная, 4
Изобретение относится к учебным пособиям по физике и может использоваться для демонстрации превращения механической энергии в тепловую и тепловой в электрическую.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является учебный прибор для демонстрации превращения одного вида энергии в другой, содержащий основание, кронштейн с элементом преобразования. энергии и два проводника из разнородных металлов, одни концы которых подключены к инди : каторуШ.
Недостатком известного прибора является малые демонстрационные возможности.
Цель изобретения — расширение демонстрационных возможностей прибора.
Цель достигается тем, что учебный прибор для демонстрации превращения одного вида энергии в другой, содержащий основание, кронштейн с элементом преобразования энергии и два проводника из разнородных металлов, одни концы которых подключены к индикатору, имеет элемент преобразования энергии, выполненный в виде диска с фетровым покрытием и уатановленный на кронштейне с возможностью вращения посредством привода, а свобод- ные концы проводников из разнородных металлов спаяны и размещены на фетровой поверхности диска.
На чертеже изображен предлагаемый учебный прибор, общий вид.
Прибор имеет основание 1, кронштейн 2, на котором установлен элемент преобразования энергии, например, круг 3 с фетровым кольцом 4 и приводом 5, спай 6, проводники
7 из разнородных металлов, индикатор 8 и прижимное устройсгво 9 круга.
Одни концы проводников 7 спаяны и размещены на поверхности круга 4. Другие концы проводников 7 подключены к индикатору
8, например милливольтметру или гальвано10 метру.
Учебный прибор работает следующим образом.
С помощью привода 5 кругу 4 придается необходимая скорость вращения. В результате плотного соприкосновения поверхности фетрового кольца 3 вращающегося круга 4 со спаем 6 последний нагревается, в результате чего возникает термоэлектрический эффект, т. е. на свободных концах проводников 7 из разнородных металлов появляется разность потенциалов, Эта разность потенциалов фиксируется с помощью милливольтметра 8. В качестве индикатора 8 может также;использоваться гальванометр, фиксирующий термоток, вырабатываемый термопарой, образованной двумя спаянными проводниками 7 из разнородных металлов.
Использование изобретения значительно повышает визуализацию процесса превращения
30 одного вида энергии в другой, а также позво.ляет демонстрировать его одновременно большой.группе обучаемых во время проведения лекции.

