Устройство управления электромагнитным клапаном выключения подачи топлива от карбюратора
1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ КЛАПАНОМ ВЫКЛОЧЕНИЯ ПдДАЧИ ТОПЛИВ/С ОТ КАРБЮРАТОРА для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием,содержащее преобразователь сигнала, подключенный к системе зажигания, соединенный с выходом преобразователя датчик длительности периода и схему возбуждения сигнала, входы которой подключены соответственно к выходам датчика длительности периода и датчика холостого хода, а вь1ход - к электромагниту, связанному с запорным органом клапана выключения подачи топлива, отличающееся тем, что, с целью упрои(ения конструкции и повышения надежности работы, преобразователь сигнала выполнен в виде схемы с полупроводниковь1ми, отсоединенными от напряжения питания элементами, соединенными с низкочастотным фильтром, а датчик длительности периода содержит первый и второй соединенные последовательно блоки времени, каждый, из которых имеет моностабильный мухтьтивибратор, причем постоянная времени мультивибра fiCccerosTvg I 13 .J ..,y/ I У-« «.„- I тора первого блока равна длительности импульса зажигания критического числа оборотов, а постоянная времени мультивибратора второго блока больше постоянной времени мультивибратора первого блока. 2.Устройство по п. 1, от л и чающееся тем, что между выходом преобразователя и входом датчика длительности периода включен усиливающий каскад. 3.Устройство по пп. 1 или 2, отличающееся тем, что схема с полупроводниковыми элементами выполнена транзисторной. § 4.Устройство по п. 3, Q т л и -. чающееся тем, что транзис (Л торная схема содержит первый транзис тор р-У1-р типа и второй транзистор Vi-p-и типа, эмиттер первого из которых соединен с низкочастотным фильтром , база - с коллектором второго транзистора, соединенного базой с коллектором первого транзистора, первое сопротивление, вкш)ченное между эмиттером и базой первого транзистора , второе сопротивление, включенное ю между базами и коллекторами обоих 00 транзисторов, третье сопротивление, о включенное между базой и эмиттером tsD второго транзистора, и нагрузочное сопротивление, подключенное к эмиттеру второго транзистора. 5.Устройство по пп. 1-4, отличающееся тем, чт§ первый блок времени содержит первую RC-цёпочку, и первый пере.ключающий диод, втовой блок - вторую {1С-цепочку и второй переключающий диод, а датчик длительности периода снабжен входным усиливающим транзистором, соединенным
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) Р 02 М 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ. И ОТКРЫТИЙ (21) 3252499/25-06 (22) 18.02.81 (31) 354/80 (32) 22.11.80 (33) (46) 15.04.83. Бюл. V 14 (72) Петер Крайс и Петер йураньи (ВНР) (71) Эдьешюльт Иззолампа еш Вилламошшаги Ресвеньтаршашаг {ВНР) (53) 621.43-545.49(088.8) (56) 1. Патент СССР по заявке
М 2480854/06, кл. F 02 М 3/04, 1977. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ КЛАПАНОМ BblKN)×EHÈß
ПОДАЧИ ТОПЛИВК 0Т КАРБЮРАТОРА для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием,содержащее преобразователь сигнала, подключенный к системе зажигания, соединенный с выходом преобразователя датчик длительности периода и схему возбуждения сигнала, входы которой подключены соответственно к выходам датчика длительности периода и дат-. чика холостого хода, а выход - к электромагниту, связанному с запорным органом клапана выключения подачи топлива, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повыыения надежности работы, преобразователь сигнала выполнен в виде схемы с полупроводниковыми, отсоединенными от напряжения питания элементами, соединенными с низкочастотным фильтром, а датчик длительности периода содержит первый и второй соединенные последовательно блоки времени, каждый из которых имеет моностабильный мупьтивибратор, причем постоянная времени мультивибраÄÄSUÄÄ 1012802 A тора первого блока равна длительности импульса зажигания критического числа оборотов, а постоянная времени мультивибратора второго блока больше постоянной времени мультивибратора первого блока.
2. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что между выходом преобразователя и входом датчика длительности периода вклочен усиливающий каскад.
3. Устройство по пп. 1 или 2, отличающееся тем, что схема с полупроводниковыми элементами выполнена транзисторной.
С3
4. Устройство по и. 3, q т л и -. е ч а ю щ е е с я тем, что транзисторная схема содержит первый транзис- Ц ф тор р-й-р типа и второй транзистор й-р-и типа, эмиттер первого из которых соединен с низкочастотным фильт- Я ром, база - с коллектором второго транзистора, соединенного базой с коллектором первого транзистора, пер- > вое сопротивление, вклоченное между р эмиттерож и базой первого транзистора, второе сопротивление, вклоченное между базами и коллекторами обоих, транзисторов, третье сопротивление, вклоченное между базой и эмиттером 4 второго транзистора, и нвгрузочное сопротивление, подключенное к эмйттеру второго транзистора.
Устройство по пп. 1-4, о т л и- с ч а ю щ е е с я тем, чту первый блок времени содержит первую ЙС-цепочку, и первый переключающий лиод, второй блок времени - вторую С-цепочку и второй переключающий диод, а датчик длительности периода снабжен входным усиливающим транзистором, соединенным
101 с пусковым входом мультивибратора первого блока и катодом первого диода, анод которого подклочен к общей точке первой RC-цепочки и задающему входу мультивибратора первого блока, выход которого соединен с пусковым входом
2802 мультивиЬратора второго блока и с катодом второго диода, анод которого подключен к общей точке второй КГ-цепочки и к задающему входу мультивибратора второгоблока, выход которого соединен со схемой возбуждения сигнала. нен в виде схемы с полупроводниковыми, отсоединенными от напряжения питания элементами, соединенными с низкочастотным фильтром, а датчик длительности периода содержит первый и второй соединенные последовательно блоки времени, каждый иэ которых имеет моностабильный мультивибратор, причем .постоянная времени мульти10 вибратора первого Ьлока равна длид ° тельности импульса зажигания критического числа оборотов, а постоянная времени мультивиЬратора второго блока больше постоянной времени
15 мультивибратора первого блока, Между выходом преобразователя и входом датчика длительности периода включен усиливающий каскад, а схема с полупроводниковыми элементами вы2О полнена транзисторной.
Транзисторная схема содержит первый транзистор р-И»р типа и второй транзистор И-р- И типа, эмиттер первого из которых соединен с низкочас25 тотным фильтром, база — с коллектором второго транзистора, соединенного базой с коллектором первого транзистора, первое сопротивление, включенное между эмиттером и базой первого транзистора, второе сопротивление, включенное между Ьазами и коллекторами обоих транзисторов, третье сопротивление, включенное между ба зой и эмиттером второго транзистора, и нагруэочное сопротивление, подклюЗ5 ченное к эмиттеру второго транзистоФ ра.
Первый блок времени содержит пер, вую RC-цепочку и первый переключающий диод, второй блок времени — вто" рую RC-цепочку и второй переклочающий диод, а датчик длительности пери-, ода снабжен входным усиливающим транзистором, соединенным с пусковым входом мультивибратора первого блока
Изобретение относится к двигателе строению, в частности к устройствам упра вления элект рома гни тным клапаном выключения подачи топлива от карбюратора.
Известны устройства управления электромагнитным клапаном выключения подачи топлива от карбюратора для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, содержащие преобразователь сигнала, по ключенный к системе зажигания, соединенный с выходом преобразователя датчик длительности периода и схемувозбуждения сигнала, входы которой подключены соответственно к выходам датчика длительности периода и датчика холостого хода, а выход " к электромагниту, связанному с запорным органом клапана выключения подачи топлива (1 3.
Однако такие устройства, имея сложное конструктивное выполнение, об ладают чувствительностью к различным помехам, в связи с чем имеют низкую надежность работы.
Целью изобретения является упроще", ние конструкции и повышение надежности работы.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве управления электромагнитным клапаном выклочения подачи: топлива от карбюратора для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, содержащем преобразователь сигнала, подключенный к системе зажигания, соединенный с выходом преобразователя датчик длительности периода и схему возбуждения сигнала, входы которой подключены соответственно к выходам датчика длительности периода и датчика холостого хода, а выход - к электромагниту, связанному с запорным органом клапана выключения подачи топ лива, преобразователь сигнала выпол-<
4 и катодом первого диода, анод кото802 ф
3 1012 рого подклочен к общей точке первой
Р-С-цепочки и задающему входу мультивибратора первого блока, выход которого соединен с пусковым входом мультивибратора второго блока и с каS тодом второго диода, анод которого подключен к оЬщей точке второй Й.С-цепочки и к задающему входу мультивибратора второго блока, выход которого . соединен со схемой возбуждения сигнала.
На фиг, l изображена часть электрической схемы предлагаемого устройства; на фиг. 2 - Ьлочная схема датчика длительности периода устройства.
Устройство содержит преоЬразователь 1 сигнала, вход 2 которого подключен к системе зажигания двигателя (не показан), а выход 3 - ко входу 4 датчика 5 длительности периода (фиг. 2) и схему возбуждения сигнала (не изоЬражена ), входы которой подключены соответственно к выходу 6 датчика 5 длительности периода и к выходу датчика холостого хода, а выход — к электромагниту, связанному с запорным органом клапана выклочения подачи топлива (не изображены}.. Преобразователь 1 сигнала выполнен в ви- Ç4 де схемы с полупроводниковыми, отсоединенными от напряжения питания транзисторными элементами, соединенными с низкочастотным фильтром, содержащим конденсаторы 7 и 8, и сопротивления 9 и 10..Транзисторная схема содержит первый транзистор 11 р-И-р типа и второй транзистор 12 р-р-й типа, эмиттер первого из которых со,единен с низкочастотным фильтром, Ьа- <в за - с коллектором второго транзистора 12, соединенного базой .с коллектором первого транзистора 11, первое сопротивление 13, включенное между эмиттером и базой первого транзистора 11, второе сопротивление 14, вклю. ченное между базами и коллекторами обоих транзисторов 11 и 12, третье сопротивление 15, включенное между базой и эмиттером второго транзистора 12, и нагрузочное сопротивление 16, 50 подклоченное к эмиттеру второго транзистора 12. Между точкой заземления преобразователя и схемой установлен защитный диод 17 в запирающем направлении. Вход 4 датчика 5 длительности импульса соединен, через ограничительное сопротивление-. 18 с базой усиливающего транзистора 19. Датчик 5 длительности импульса содержит первый блок времени, имеющий моностабильный мультивибратор 20, первую QC-цепочку, еб- разованную сопротивлением 21 и конденсатором 22, и первый переключающий диод 23, и второй блок времени, имеющий ноностабильный мультивибратор 24, вторую RC-цепочку, образованную сопротивлением 25 и конденсатором 26 и второй переклочающий диод 27. Коллектор усиливающего транзистора 19 соединен с пусковым входом мультивибратора 20 первого блока времени и катодом первого диода 23, анод которого подключен к общей точке сопротивления 21 и конденсатора 22 и задающему входу мультивибратора 20, выход которого соединен с пусковым входом мультивибратора 24 и с катодом второго диода 27, анод которого подклочен к общей точке сопротивления 25 и конденсатора 26 и к задающему входу мультивиЬратора 24,выход которого образует выход 6 датчи- ка 5 длительности импульса. К коллектору усиливающего транзистора 19 подклочено также нагрузочное сопротивление 28, а к выходу мультивибратора 20 нагрузочное сопротивление 29.
Постоянная времени моностабильного мультивиЬратора 20 первого блока времени равна длительности импульса зажигания критического числа оборотов двигателя, при котором прекращение подачи топлива в двигатель приводит к его остановке.
Работа устройства происходит следующим образом.
Генерируемые в системе зажигания, а именно в прерйвателе (не показан ), импульсы имеют неправильные, изменяющиеся во время работы двигателя колебания (вид их зависит также от типа двигателя). Эти импульсы подаются на вход 2 преобразователя 1 сигнала. Низкочастотный фильтр гасит индуктивные колебания, возникающие в системе зажигания, а конденсатор 8 заряжается импульсом, подаваемым на вход 2. Напряжение отпирания первого и второго транзисторов 11 и 12 составляет около 0,5 В при величине сопротивлений 13 и 15 в 10 кОм и величине, сопротивления 14-50 кОм. Поэтому при величине напряжения;на конденсаторе 8 менее
3,5 8 транзисторы 11 и 12 запираются и, следовательно, через сопротивле" ние 16 не проходит ток. При величи" не напряжения на конденсаторе 3,5 В
5 1012 и выше транзисторы 11 и 1? отпираются и нагрузочное сопротивление 16 генерирует из подаваемых на вход 2 неправильных и изменяемых импульсов однородные остроконечные сигналы S всегда одинаковой формы. Таким образом, преобразователь сигнала гене-, рирует один и тот же вид сигнала независимо от электрических помех и износа составных элементов системы 10 зажигания, например прерывателя зажигания, свечей и т.п. Диод 17 обеспечивает защиту преобразователя 1, например, в случае неправильной его установки. Остроконечные сигналы, по- >S являющиеся на выходе 3, поступают на базу усиливающего транзистора 19 через ограничительное сопротивление 18. При этом, когда нет остроконечного сигнала, транзистор 19 заперт и его коллектор находится под напряжением, подаваемым от аккумуляторной батареи. Поэтому первый переключающий диод 23 также является не" проводящим, конденсатор 22 заряжен до напряжения батареи, а моностабиль ный мультивибратор 20 находится в стабильном состоянии. Одновременно на выходе мультивибратора имеется потенциал заземления, в связи с чем вто30 рои переключающии диод ?7 проводящий,. а конденсатор 26 не может заряжаться. Моностабильный мультивибратор 24 находится в возбужденном состоянии, в связи с чем íà его выходе имеется напряжение, равное напряжению батареи.
Когда на базу транзистора 19 поступает остроконечный сигнал, то он становится проводящим. Коллектор тран зистора 19 имеет потенциал заземления и таким образом обеспечивается разряд конденсатора 22 через первый переключающий диод 23. Мультивибратор 20 переходит в возбужденное состояние и на его виходе появляется 4 напряжение батареи. 8торой переключающий диод запирается и начинается заряд конденсатора 26 через сопротивление 25. После окончания подачи остроконечного сигнала, если в течение щ времени, определеяемого первой RC-цепочкой, не появится следующий остроконечный сигнал, то мультивибратор 20 остается в возЬужденном состоянии и через отрезок времени, равный постоянной времени мультивибратора ?0, последний опять перейдет в стабильное состояние. Так как постоянная.
802 6 времени мультивибратора 24 больше постоянной времени мультияибратора ?0> то мультивиЬратор ?4 останется.в возбужденном состоянии. Если период времени между двумя последовательны" ми остроконечными сигналами меньше постоянной времени мультивибратора 20, т.е, преобразователь 1 выдает следующий остроконечный сигнал, то мультивибратор 20 не возвращается в стабильное состояние, т.е. остается в возбужденном состоянии, и таким образом конденсатор 26 продолжает заряжаться.
От начала подачи первого остроконечного сигнала через отрезок времени, равный постоянной времени мультивибратора 74, последний перейдет в стабильное состояние и на его выходе появится потенциал заземления, Та" ким образом, датчик 5 длительности периода обеспечивает изменение сигнала в течение длительности периода работы системы зажигания при уменьшении оборотов двигателя до критического числа оборотов и в течение времени, равного постоянной времени мультивибратора 24 при возрастании числа оборотов.
Появляющийся на выходе 6 сигнал подается к схеме возбуждения сигнала, которая при наличии сигнала от датчика холостого хода выдает сигнал электромагниту, связанному с запорным органом клапана выключения подачи топлива через систему холостого хода или главный топливный жиклер карбюратора. Датчик холостого хода показывает положение педали акселератора ° При опущенной педали акселератора и числе оборотов двигателя выше критического схема возбуждения сигнала обеспечивает прекращение подачи топлива от карбюратора и восстановление подачи топлива, если од- но из этих условий отсутствует..При этом независимо от видов импульсов, генерируемых в системе зажигания, датчик 5 в зависимости от выше или ниже критического числа оборотов выдает тот или другой (предпочтительно инвертируемый ) вид сигнала, в связи с чем в двигатель прекращается или восстанавливается подача топлива.
Таким образом, предлагаемое устройство при его простом конструктивном исполнении обеспечивает высокую надежность работы, 1 01 ?802
ВНИИПИ Заказ 2810/72
Тираж 548 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4




