Салазки сиденья транспортного средства
1. САЛАЗКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащие пентральвую в расположенные снаружи от нее боковые направпяюшве. установленные с возможностью-п юдольвого отнсювтелыюго перемеще 1вя в вэанмодействующне между собой через установленные в нвх соответственно центральные и боковые тела хачення.и огранвчвтепн продольного перемоценвя упомянутых тел качения, отличаюшнеся тем, что, с целью повышенвя эксплуаташюввЬй надежвоств в увелвченвя двапаэона регутгаровання величины проаоохьиого перемещения сидевья, между смежными телами качеввя по продольной осв. ваправляюшвх размещены распорные алементы , осв центрального в боковых тел качения расположены в одной горизонтальной плоскоств, а указанные огран чвтепв размещены to концах центральных и боковых направляющих. 2. Салазкв по п. 1, о т л в ч а ющ в е с я тем, что распорные 9П&леты 9 выполнены упругвмв, например в виде пружвн. СО I 00 со 4ib
СОЮЗ СОВЕТСКИХ .
РКР
РЕСГЮЛЬЛИК
„.Я0„„ 1009834 цр В 60 и 1/08
ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К В В ТО УСКОВ ВР С ВКВВТВЪСТВ У Т A
h 44
Ю, Об я 1
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2742323/27-1 1 (22) 07.02.79
- (46) 07.04.83.. Ьюл. % 13 (72) И.М. Девятов (53) 629.113.042.2 (088.8) (56) 1. Патент Франции Ж 2359006, кл. В 60М 1/08, опублик. 1978.
2. Патент США N 2805701, кл. 248 430, оцублик. 1957 (прототип). (54)(57) 1. САЛАЗКИ СИДЕНЬЯ ТРАН-
СПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащие центральную н расположенные снаружи от нее боковые направляющие, установленные с возможностью. продольного о носительного перемещения и вэавкодействукщне между собой через установленные в них соответственно центральные и боковые тела качення,и ограничители продольного перемещения упсмянутых тел качения, о т л и ч а ю m и е с я тем что, с целью повыщеиия эксплуатационной надежности и увеличения диапаэонарегулировання величины продольного переаещения сиденья, между смежными телами качения mo продольной оси sanравляющих размещены расцориые элементы, оси центрального и боковых тел качения расположены в одной горизонтальной плоскости, а указанные ограничитещ размещены На концах центральных и боковых направляккцях.
2.Салазкипоп. 1, о тл ич а ющ и е с я тем, что распорные элементы Я выполнены упругими, например в виде пружин.
1 1ОбйМ4 2
Изобретение относится к транспорт, ному машиностроению, в частности к автомобилестроению, и может быть использовано в сиденьях, имеющих регулв-, ровку горизонтального положения. 5
Известны салазки сиденья тра нспор1 ного средства, -имеющего регулировку го. ризонтального положения, содержащие направляющие, установленные с возможностью относительного перемещения, с уо- 1О тановленными между ними телами качения (1 .
Недостаток указанных салазок заключается в том, что отсутствуют распорные элементы и центральные тела каче- 15 ния, что влечет за собой наличие осевоI го люфта салазок и отсутствие автоматического перемещения верхней направшпощей относительно нижней.
Наиболее близким техническим решени 26 ем к и."-обретению являются салазки сиденья транспортного средства, содержащие центральную и, расположенные снаt ружи от нее боковые направляющие, установленные с возможностью продоль- у5 ного относительного перемещении и взаимодействующие между собой через установленные в них соответственно, цен1 ральные и боковые тела качения, и ограничители продольного перемещения упомянутых тел качения P2).
Однако в этих салазках выполнены . средние неподвижные ограничители хода тел качения и отсутствуют распорные элементы между ними, что ограничива35 ет, величину продолыюго перемещения сиденья при одинаковой длине направ ляющих и не обеспечивает надежной работы устройства в эксплуатации ввиду по перечных продольных смещений в пределах зазоров.
Цель изобретения - повышение эко плуатационной надежности и увеличение диапазона регулирования величины про. дольного перемещения сиденья.
Для осуществления этой цепи в салазках сиденья транспортного средства, содержащих центральную и расположенные снаружи от нее боковые направляющие, установленные с возможностью продол ного относительного перемещения и вза59 . Нмодействуюшие между собой через установленные в них соответственно централ ные и боковые тела качения, и ограничители продольного перемещения упомянутых тел качения, между смежными телами качения по оси симметрии направляющих размещены распорные элементы, оси центрального и боковых тел качения расположены в одной горизонтальной плоскости, а указанные ограничители размещены на концах централыюй и боковых направляющих.
Распорные элементы выполнены упругими, например в виде пружин.
На фиг. 1 представлен разрез салазок по продольной вертикальной оси снимем рии на фиг. 2 - разрез А-А на фнг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 и 5 - варианты выполнения упругих распорных элементов.
Салазки сиденья (фиг. 1-3} содержат нижнюю 1 и верхнюю 2 направляющие, между которыми расположены боковые тела качения в виде шариков 3 и распорные упругйе элементы, выполненные в виде пружин 4. Между направляющими
1 и 2 в центральной части установлены тела качения.в виде роликов 5, между которыми размещены упругие распорные элементы, выполненные ташке в виде пружин 6. Конечные ограничители 7 перемещения шариков 3 расположены на наружной. поверхности направляющих 2, а конечные ограничители 8 перемещения
Роликов 5 - на нижней направляющей 1.
Для фиксации положения салазок на нижНей направляющей 1 неподвижно закреплена гребенка 9, взаимодействующая с фиксатором 10, жестко установленным на рукоятке 11 и поджимаемым пружиной
12. Рукоятка 11 имеет возможность поворота в кронштейнах 13 и 14, размешенных на верхней направляющей 2. Упру гие распорные элементы в виде пружин
4 и 6 свободно размещаются между направляющими 1 и 2 и соответственно шариками 3 и роликами 5, оси которых расположены в одной горизонтальной плоскости (см. фиг. 3). Усилие от сиденья передается на верхнюю направляющую посредством промежуточных элементов 15 и 16.
По первому варианту (см. фиг. 4) пружины 4 и 6 разделены промежуточным элементом 17.
По второму варианту (см. фиг. 5) каждая пружина 4 и 6 имеет два упора
18 и 19.
Салазки работают следующим образом.
При повороте рукоятки 11 s кронштейнах 13 и 14 преодолевается сила пружиЙы 12 и фиксатор 10 выходит из зацеплений с гребенкой 9. При этом верхняя мщавпяюшая 2 может свободно перемепжться вперед или назад относительно юподвижно закрепленной к полу кузова
3 100 нижней направляющей 1 на шариках 3 и роликах 5. Сиденье транспортного средства, перемещаясь вперед или назад через промежуточные элементы 15 и 16, перемещает верхнюю направляющую до необходимого положения. После контакта крайних роликов и шариков с ограничителями продолжается дальнейшее перемещение верхней направляющей за счет сжатия пружин 4 и 6, чем достигается увеличение возможности продольного перемещения сиденья при такой же длине направляющих. После установки сиденья в нужное положение опускается рукоятка 3 1 и фиксатор 10 под действием пружины 12 входит в зацепление с совпадающей прорезью в гребенке 9. При последующем разъединении запеплення фиксатора 10 с гребенкой 9 освобождается энергии сжатых пружин и сиденье автоматически перемещается в противоположную сторону.
9834 4
Описанное техническое решение позво.-. ляет получить положительный эффект, :заключающийся в обеспечении продольной и поперечной устойчивости салазок при
s аксплуата ии вследствие выбора зазоров, между контактируюнпвюи опорными еле ментами путем введения упругих pac ных алементов и выполнения пентралйых
1О тел качения в виде роликов, юаеющих большую поверхность соприкосновения с
1 направляющими; в облегчении управлеййя перемещением сиденья под нагрузкой за счет повышения несущей способности са
1> лазок посредством увеличения количества опорных елементов и общей unomaaa ux контакта с опорной поверхностью, в возможности достижения .автоматического
- перемещения сиденья при обратном ходе
20 вследствие использования энергии сжатых пружин.
ВНИИПИ Заказ 2599/12 Тираж 673 Подписное
Филиал.ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


