Подвеска сиденья транспортного средства
1 . ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая соединяющий между собой основание и каркас сиденья рычажный параллелограмм, рычаги которого одними концами шар-i мирно закреплены на основании сиденья , упругий элемент в виде пружины 1 с регулятором жесткости и гаситель вибрации, состоящий из размещенного между другими концами рычагов и каркасом сиденья корпуса с днищем, крышкой и стенками, и пружин, установленных в корпусе, отличаю щаяс я тем, что, с целью повышения ког фортабельности путем снижейия вибрации во всем диапазоне рабочих частот, гаситель вибрации снабжен закрепленными на стенках упомянутого корпуса с возможностью вертикального перемещения балансирами, взаимодействующими свободными концами с указанными пружинами, а на днище и крышке корпуса установлены с возможностью пере-j мещения в вертикальной плоскости чашки, между которыми и балансирами разме1цены указанные пружины. л,./ /
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
ООЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК у511 8 60 N 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3314870/27-11 (22) 10.07 ° 81 (46) 07.04.83. Бюл. И 13 (72) 6.8. Пышков и Л.А. Ковалева (71) Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г.И. Носова
° ° ° °
53) 629. 113. 042. 2 (088. 8)
56) 1. Авторское свидетельство СССР
М 371099, кл. 8 60 N l/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
N 625952, кл. 8 60 N 1/02, 1976 (прототип). (54)(57) 1. ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая соединяющий между собой основание и каркас сиденья рычажный параллелограмм, рычаги которого одними концами шарнирно закреплены на основании сиде-. нья, упругий элемент в виде пружины с регулятором жесткости и гаситель вибрации, состоящий из размещенного между другими концами рычагов и каркасом сиденья корпуса с днищем, крышкой и стенками, и пружин, установленных в корпусе, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения ко р фортабельности путем снижения вибрации во всем диапазоне рабочих частот, гаситель вибрации снабжен закреплен" ными на стенках упомянутого корпуса с возможностью вертикального перемещения балансирами, взаимодействующими свободными концами с указанны" ми пружинами, а на днище и крышке корпуса установлены с возможностью пере- с мещения в вертикальной плоскости чашки, между которыми и балансирами размещены указанные пружины.
1009832
2, Подвеска по и. 1, о т л и ч а на днище и крышке корпуса гасителя ю щ а я с я тем, что, с целью огра- установлены демпфирующие элементы, ничения свободного хода балансиров„ расположенные против балансиров.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к под" вескам сидений транспортных средств.
Известна подвеска сиденья транспортного средства, содержащая парал- s лельно расположенные направляющие рычаги, шарнирно закрепленные на остове сиденья и на кронштейне основания, основной упругий элемент, BbllloJl ненный в виде пружины, соединенной с >0 одним из направляющих рычагов, и дополнительный упругий элемент 1 ).
Недостатком этой подвески являет"
\ ся то,что она не обеспечивает достаточную виброизоляцию на низких час- .15 тотах, так,как при уменьшении частоты возмущающей силы происходит снижение эффективности виброизоляции.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к описываемой является подвеска си" денья транспортного средства, содер» жащая соединяющий между собой основание и каркас сиденья рычажный параллелограмм, рычаги которого одни- д ми концами шарнирно закреплены на основании сиденья, упругий элемент в виде пружины с регулятором жесткости и, гаситель вибраций, состоящий из размещенного между другими концами рычагов и каркасом сиденья корпуса с днищем, крышкой и стенками, и пружин, установленных в корпусе $2).
Недостатком этой подвески является ее невысокая комфортабельность.
Цель изобретения - повышение комфортабельности сиденья путем снижения вибрации во всем диапазоне рабочих частот.
Для достижения поставленной цели в известной подвеске сиденья транспортного средства, содержащей соединяющий между собой основание и каркас сиденья рычажный параллелограмм, рычаги которого одними концами шарнирно закреплены на основании сиденья, упругий элемент в виде пружины с регулятором жесткости и гаситель вибрации, сocfoRщий из размещенного
2 между другими концами рычагов и каркасом сиденья корпуса с днищем, крышкой и стенками, и пружин, установленных в корпусе, согласно изобретению. гаситель вибраций снабжен закрепленными на стенках упомянутого корпуса с возможностью вертикального перемещения балансирами, взаимодействующими свободными концами с указанными пружинами, а на днище и крышке корпуса установлены с возможностью перемещения в вертикальной плоскости чашки, между которыми и балансирами размещены указанные пружины.
На днище и крышке корпуса гасителя установлены демпфирующие элементы, расположенные против балансиров.
На фиг, 1 изображена предлагаемая подвеска сиденья транспортного средства, общий вид; на. фиг. 2 — разрез
А-А на фиг. 1.
Подвеска сиденья транспортного ! средства содержит стойки 1 основания 2, к которым на шарикоподшипниках крепятся одними. концами направляющие рычаги 3 рычажного параллелограмма, расположенные параллельно друг другу.
Другими концами рычаги 3 соединены на шарикоподшипниках со стойками 4 подвижной площадки 5. Пружина б установлена между Фланцами 7 на регулировочном винте 8, который одним концом ввернут s траверсу 9,. расположенную на основании 2, а другим концом пропущен через отверстия в упоре 10, закрепленном на подвижной площадке 5.
На этой площадке жестко закреплен посредством болтового соединения корпус 11 гасителя вибраций. На стенках корпуса ll жестко закреплены проушины 12. Балансиры 13-15 конструктивно выполнены в виде грузов Т-образной
Формы. Каждый балансир 13-15 одним своим концом насажен на ось 16, закрепленную в проушине 12, а другим свободным концом контактирует с пружинами 17 и 18, которые установлены соответственно в чашках 19 и 20. Чашка 19 закреплена с возможностью пере3 100983 мещения в вертикальной плоскости на корпусе ll, а .чашка 20 - на крышке корпуса 11. На днище и крышке кор пуса 11 гасителя вибрации установлены демпфирующие элементы 21, ограничиваю- щие свободный ход каждого из балансиров 13-. 15.
Демпфирующие элементы 21 могут быть выполнены иэ резины, полиуретана и других упругих материалов. Для более 30 компактного размещения балансиров 1)l5 в корпусе 11 гасителя проушины 12 размещены .в шахматном порядке. На крышке корпуса 11 гасителя вибрации жестко закреплен каркас 22 сиденья со 1 спинкой 23 и подушкой 24„ которые имеют мягкий наполнитель (поролон, войлок, микропористая резина) и сверху обтянуты обшивкой (брезент, пови- нол, винил-кожа Р.
Работает подвеска следующим образом.
При возникновении на неподвижном основании 2 виброускорений, направленных вверх, подвижная площадка 5 опус- кается вниз, сжимая пружину 6. При, этом массивные балансиры 13-15 эа счет инерции остаются неподвижными, сжимая верхние пружины 18, восстанавливающая сила которых направляет балансиры-13-15 вниз с отставанием во времени, равным полупериоду колебания. для данной частоты, препятствуя дальнейшему смещению подвижной площадки 5. Для поглощения энергии колеба-. ния балансиров 13-15 предусмотрены
2 4 демпфирующие элементы 21, в которых. происходит рассеивание энергии удара.
Массы балансиров 13-15 и пружин 17 и 18 рассчитаны для создания собст" венных резонансных частот 4, 6 и 8 Гц.
Пружины 17 и 18 настраиваются на данные частоты регулировкой по высоте чашек 19 и 20. Благодаря установке гасителя вибрации обеспечивается виброизоляция сиденья на низких частотах 4, 6 и 8 Гц.
Благоприятные условия. для работы гасителей вибраций созданы сведением до минимума трения в системе рычажной подвески эа счет применения шари" коподшипников, а также за счет использования обратной жесткости основ" ного упругого элемента - пружины 6.
Обратная жесткость пружины 6 достигается наклонной ее установкой, когда при осадке сиденья уменьшается угол наклона к горизонтальной плоскости и относительное сжатие при увеличении нагрузки.
Значительная эффективность виброизоляции на частотах выше 10 Гц обеспечивается подбором жесткости йружины 6 с учетом массы подрессоренной части сиденья и ее статической осадки.
Таким образом, в описанной подвеске сиденья происходит снижение вибрации во всем. диапазоне рабочих частот., :что повышает комфортабельность си денья.
100)832
Составитель !О. Наумов
: редактор Г, Прусова Техред Л.Пекарь Коооекторй. Коста
Заказ 2598/11 Тираж 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11)A3$ Москва Ж-Я Раушская наб. g. 4/g
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4



