Способ реконструкции карьера
1. СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА, вклн чаквдий разделение карьерного поля на этапы разработки по глубине, простиранию и вкрест простирания , экскаваторную отработку вскрыши с применением буровзрывных работ для отбойки пород и внутренним отвалообразованием, внутрикарьерный транспорт через выработку, пройденную в торце карьера, отличающийся тем, что, с целью уменьшения затрат на производство работ по реконструкции, улучшения условий труда и техники безопасности , породы верхних уступов реконструируемых бортов первого этапа отработки отбивают от массива в выработанное пространство карьера, причем одновременно отбивают уступы, объемом по взорванной массе, равным объему выработанного пространства до уровня невзорванной части уступов , по отбитой породе отстраивают съезд для ее транспортирования, отгружают отбитую породу и одновременно ведут буровзрывные работы на нижележащих уступах, по мере от (Л грузки породы съезд погашают. 2. Способ ПОП.1, о т л ич а ющ и и с я тем, что погоризонтную выемку взорванной массы ведут от центра к флангам карьера с одновременным взрыванием неотбитой части уступов в зажатой отбитыми породами среде. СХ) 4 4;: СХ)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СООИАЛИ СТАЕ©
РЕСПУБЛИК
3(59 Е 21 С 41
Y.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3351215/22-03
1 (22) 06.11.81 (46) 30.03.83. Бюл. Р 12 (72) И.T.Брехов (53) 622.271.622.235(088.8) (56) 1. Юматов Б.П. и Бунин Ж.В.
Строительство и реконструкция рудных карьеров. М., Недра, 1978, с.122-141.
2. Богданюк В.E. и др. Перспективы совершенствования технологии работы глубоких карьеров Экибастузского месторождения с полускальными породами вскрыши. Сборник. Глубокие карьеры. Киев, Наукова думка, 1970, с.289-293. (54)(57) 1. СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ
КАРЬЕРА, включающий разделение карьерного поля на этапы разработки по глубине, простиранию и вкрест простирания, экскаваторную отработку вскрыши с применением буровзрывных работ для отбойки пород и внутренниМ отвалообразованием, внутрикарьерный транспорт через выработку, прой„.Я0„„О8448 А денную в торце карьера, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения затрат на производство работ по реконструкции, улучшения условий труда и техники безопасности, породы верхних уступов реконструируемых бортов первого этапа отработки отбивают от массива в выработанное пространство карьера, причем одновременно отбивают уступы, объемом по взорванной массе, равным объему выработанного пространства до уровня невзорванной части уступов, по отбитой породе отстраивают съезд для ее транспортирования, отгружают отбитую породу и одновременно ведут буровзрывные работы на нижележащих уступах, по мере отгрузки породы съезд погашают.
2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что погоризонтную выемку взорванной массы ведут от центра к флангам карьера с одновременным взрыванием неотбитой части уступов в зажатой отбитыми породами среде.
1008448
Цель изобретения — уменьшение затрат на производство работ по ре-, конструкции, улучшение условий тру" да и техники безопасности.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу реконст-, Изобретение относится к открытым горным работам и по разработке месторождений полезных ископаемых с вытяну" той формой крутопадающей или наклонной залежи и может быть применено при реконструкции или же поэтап -> ной разработке карьеров.
Известен способ реконструкции карьера с экскаваторной перевалкой горной массы под откос уступа для образования транспортной полосы, 10 при этом производят одновременное взрывание двух, а иногда и трех смеж" ных уступов, располагая нзрываемые . блоки каскадом один над другим, карьер разделяется по высоте на рабочие15 этапы, состоящие из нескольких уступов, а реконструкция ведется поэтапно 1 ).
Недостатки способа — сложные работы горнотранспортного оборудова- 20 ния, унеличенные трудоемкости горных работ и эксплуатационных расходов.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемо-25 му результату является способ ре-., конструкции карьера, включающий разделение карьерного поля на этапы разработки по глубине, простиранию и нкрест простирания, экскаваторную 0 отработку вскрыши с применением буровзрынных работ для отбойки пород . и внутренним отвалообразованием, внутрикарьерный железнодорожный транспорт пород вскрыши к торцу карьера в стационарную приемную траншею и далее транспортерами в отвал через подземную выработку (2 .
Однако для доступа транспорта с отрабатываемых горизонтов в стационарную приемную траншею в торце карьера необходимо. разместить съезд по одному или обоим бортам карьера, что требует дополнительной выемки вскрышных пород.
При отработке каждого горизонта 45 требуется перекладка железнодорожных наклонных путей, что увеличивает перепробег поездов в отработаннОМ направлении от приемной траншеи и приводит к удорожанию работ по рекон-50 струкции.
НеобхоДимо применение скользящих съездов, которые потребуют разделение рабочих уступов съездами на две части, увеличение буровзрывных и 55 путеперекладочных работ, ухудшение условий труда и техники безопасности, снижение производительности горнотранспортного оборудования. рукции карье.ра, включающему разделение карьерного поля на этапы разработки по глубине, простиранию и вкрест прастирания, экскаваторную отработку вскрыши с применением буровзрывных работ для отбойки пород и внутренним отвалообразованием, ннутрикарьерный транспорт через выработку, пройденную н торце карьера, породы верхних уступов реконструируемых бортон первого этапа отработки отбивают от массива в выработанное пространство карьера, причем одновременно отбивают уступы объемом по взорванной массе, равным объему выработанного пространства до уровня невзор-: ванной части уступов, по отбитой породе отстраивают съезд для ее тран.спортирования, отгружают отбитую породу и одновременно ведут буровэрыв-. ные работы на нижележащих уступах,по
Мере отгрузки породы съезд погашают.
Кроме того, погоризонтную выемку взорванной массы ведут от центра к флангам карьера с одновременным вэрынанием неотбитой части уступов в зажатой отбитыми породами среде. Способ поясняется чертежом. На фиг.1 изображена часть карьерного поля н момент завершения работ, продольный разрез; на фиг.2 — разрез
A-A на фиг.1.
Карьерное поле включает отбитые уступы 1, подготавлинаемые уступы 2 к отбойке в зажатой среде, отбитую горную массу 3, рудное тело 4, съезд 5, отстраиваемый при отработке второго участка карьера, съезд б, отстроенный по взорванной массе и выработке н торце карьера при отработке первого участка карьера.
Способ осуществляется следующим образом.
После отбойки породы нерхних уступов 1 по ней отстраивают съезд б к выработке в торце 7 карьера, которая соединяет отработанную перным этапом выработки выемку. карьера с поверхностью земли по рельефу эа пределами контура карьера, погоризонтальную выемку отбитой породы ведут от центра к флангам карьера с одновременным взрыванием неотби той части уступов 2 в зажатой от битыми породами среде.
После реконструкции первого участка начинают производство добычных работ. Полезное ископаемое транс.портируют по съезду 5 на поверхность карьера, а отбитые породы частично транспортируют в выработанное пространство, частично через выра. ботку в торце карьера.
Верхние горизонты съезда 5 отстраивают по каналу отбитой породы на первом участке карьера.
1008448
Составитель В. Тычина
Редактор A. Мотыль Техред Ж. Кастелевйч; Корректор A. Повх
Заказ 2298/45 Тираж 601 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, -г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Применение предлагаемого способа реконструкции обеспечивает сокращение обьемов буровзрывных работ за счет отсутствия скользящих съездов по бортам карьерами повышение производительности экскаваторов за счет экскавации отбитой горной массы в выработанное пространство; отстройку широких площадок, что обеспечивает лучшие условия их работы прн поточной органиэации движения автотранспорта; сокращение перепробега автотранспорта в обратном от торцовой выработки направлении; повышение интенсивности отработки карьера н беэопасности ведения работ на уступах.


