Цепной толкатель для вагонеток с упором
ЦЕПНОЙ ТОЛКАТЕЛЬ ДЛЯ ВАГОНЕТОК С УПОРОМ, включающий привод , натяжное приспособление и исполнительный орган, выполненныйв виде замкнутой цепи с шарнирными, установленными в направляющих, кулаками, содержащими опорные ролики, щеки и захват, отлич аюшийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности толкателя, опорные рюлики Кс1ждого кулака установлены с возможностью периодического смещения и фиксации их посредством полуосей в продольных пазах, выполненных в щеках, при этом захват кулака имеет контактные ролики, установленные с возможностью взаи 1одействия с упором вагонетки для поворота кулака в направляющих относительно опорных роликов. Ш О СХ)
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
3(5П E 21 Г 13/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3295210/22-03 (22) 02.06.81 (46) 23.03.83. Бюл. Р 11 (72) В. Л. Бураков (71). Всесоюзный научно-.исследовательский институт организации и механизации шахтного строительства (53) 622.675.4 (088..8) (56) 1. Справочник по шахтному транспорту. Под ред. Г. Я. Пейсаховича и И. П. Ремизова. М., 1977, с. 461.
2. Оборудование подземного транс= порта шахт. Каталог-справочник, ЦНИЭИУголь, М, 1970, с. 63-65 (прототип). (54) (57) ЦЕПНОЙ TOJIKATEJIb ДЛЯ ВАГОНЕТОК С УПОРОМ, включающий при, SU„„1006780 А вод, натяжное приспособление и исполнительный орган, выполненный в виде замкнутой цепи с шарнирными, установленными в направляющих, кулаками, содержащими опорные ролики, щеки и захват, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности толкателя, опорные ролики каждого кулака установлены с возможностью периодического смещения и фиксации их посредством полуосей в продольных пазах, выполненных в щеках, при этом захват кулака имеет контактные ролики, установленные с возможностьк взащаодействия с упором вагонетки для поворота кулака в направляющих относи- ф тельно опорных роликов.
1006780
Изобретение относится к горному машиностроению и может быть использовано для перемещения сосредоточенных грузов, например, в рудничном транспорте для передвижения ооставов и одиночных вагонеток íà rtorpy, зочно-разгрузочных и обменных пур » тах шахт.
Известны цепные толкатели, предназначенные для проталкивания нерасцепленных ооставов и одиночных 1Î вагонеток через опрокидыватель, включающие привод, натяжное устройство и исполнительный орган в виде вертикально эамкнутой вокруг ведущей и ведомой звездочек круглоэвенной цепи с шарнирно присоединенными кулаками, содержащими опорные ролики, щеки и захват (1).
Недостатком толкателей, является то, что опорные ролики кулаков неподвижно установлены на задней оси щек, а захват выполнен с плоской контактной плошадкой, имеющей:ограничительный выступ. Поэтому кулаки, установленные на открытых направляющих, зафиксированы от поворота между упо+ ром вагонетки и направляющими и прямолинейно движутся по ним.
Наиболее блиэкиМ к предлагаемому по технической сущности является цепной толкатель для вагонеток с упором, включающий привод, натяжное устройство и исполнительный орган, выполненный в виде вертикально замкнутой цепи с шарнирными, установленными в направляющих, кулаками, со-35 держашими опорные ролики, щеки и зам хват (2 ).
Недостатком толкателей является то, .что опорные ролики кулаков неподвижно установлены на передней и 40 задней осях шарниров, а захват выполнен с плоской контактной площадкой. Поэтому кулаки,; установленные в закрытых или, на открытых направляющих, зафиксированы от поворота внутри направляющих или между ребром упора и направляющими и прямолинейно движутся по ним.
Известные цепные толкатели не- . надежны и недолговечны в работе, так как при трогании состава в процессе взаимодействия кулака с упором вагонетки кулак расклинивается между открытыми направляющими и упором, внутри закрытых направляющих или между открытюж направляющими и ребром упо 55 ра, в результате чего при трогании с максимальным и минимальным зазором между кулаком и упором вагонетки, когда относительная скорость и начале взаимодействия равна максимальной и 60 минимальной скорости холостого хода, толкателя, происходит ударное погружение кулака, ведущей ветви цепи, трансмиссии привода, направляющих, ограничительных шин и вагонеток со- у става, возникают значительные динамические нагрузки, во много раэ превышающие статические.
Прямолинейно-ударный способ действия толкателя, обусловленный существующей конструкцией кулака, вызывает резкое трогание состава и большой опрокидывающий момент на взаимодействующей с толкателем вагонетке, в результате чего теряется ее продольная устойчивость, вагонетка поворачивается и при опускании на передний полускат часто -сходит с рельсов (ограничительные шины вышли из строя, а новые не поставлены ).Максимальные динамические усилия при этом достигают критической величины и очень быстро наступает усталостное разрушение элементов кулака, цепи и трансмиссии, а электродвигатель перегревается и сгорает (фрикционная муфта, как правило, зажата и длительность периода аварийного торможения толкателя зависит от быстродействия машиниста ). Нагружение только ведущей ветви цепи, вызванное расклиниванием кулака ведет к тому, что динамические усилия на кулаке и ведущей звездочке равны усилию в ведущей ветви цепи, т.е. упругий момент в транса миссии максимален, поэтому динамический момент и механическая мощность двигателя при трогании с максимальным зазором также принимают наибольшие значения, происходит резкое торможение и опрокидывание двигателя . При трогании с минимальным зазором динамические усилия и упругий элемент по величине меньше, чем в предыдущем случае, но максимальные значения их наступают при работе двигателя на неустойчивой части характеристики, поэтому происходит его удлиненный запуск и повышенный нагрев (особенно при искусственном уменьшении максимального зазора между кулаком и упором путем толчкообразного включения двигателя ). Продолжительность переходных режимов в обо их случаях трогания зависит от массы состава вагонеток.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности толкателя.
Поставленная цель достигается тем., что в цепном толкателе для вагонеток с упором, включающем привод, натяжное приспособление и исполни тельный орган, выполненный в виде замкнутой цепи с шарнирными, установленными в направляющих, кулаками, содержащими опорные ролики, шеки и захват, опорный ролик каждого кулака установлен с воэможностью периодического смещения и фиксации их посредством полуосей s продольных пазах, выполненных в .щеках, при этом захват кулака имеет контактные ро. 1006780
10 г
Тираж 442 Подписное
ВНИИПИ Заказ 2082/56
Филиал ППП "Патент", r.yêrîðîä, ул.Проектная,4 лики, установленные с воэможностью взаимодействия с упором вагонетки для поворота кулака в направляющих относительно опорных роликов.
На фнг. 1 изображен цепной толкатель, взаимодействующий с вагонеткой состава, на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1.
Цепной толкатель включает привод
1, натяжное приспособление 2 и исполнительный орган 3, содержащий вед 0 щую 4 и ведомую 5 звездочки, цепь б, кулаки 7 и направляющие 8. Кулак включает опорные ролики 9, установленные на полуосях 10, щеки 11 с прикрепленными к ний направляющими 5
12, образующими продольные пазы, в которых зафиксированы с воэможнсстью перемещения, например винтами, полэуны полуосей 10 роликов 9, и захват 13 с контактными роликами 14, установлечными с зазорами по отношению друг к другу и между головкой захвата 13 и контактными площадками ролИков 14.
Толкатель работает следующим 25 образом.
При трогании состава в процессе взаимодействия кулака 7 с упором %5, вагонетки 16 кулак 7 под действием внешних сил поворачивается относительно.зафиксированных в продольных пазах щек 11 опорных роликов 9, прямолинейно движушихся внутри закрытых направляющих 8 исполнительного органа, а контактные ролики 14 за-хвата 13, охватывая за счет зазоров центральное ребро упора 15, вертикально перемежаются по нему. В результате при трогании с максимальныи и минимальным зазором происходит. безударное нагружение кулака 7, . 40 ведущей и ведомой ветвей цепи 6, трансмиссии привода 1, направляющих
8 и вагонеток 16 состава, возникающие при этом динамические нагрузки минимальны. Соотношение усилий в 45 ведущей и ведожой ветвях цепи б и высота перемещения контактных роликов .14 по упору 15 регулируются, в зависимости от массы вагонеток 16, вели- чиной первоначального симметричного смещения полуосей 10 опорных роликов 9 в .образованных направляющими.
12 продольных пазах щек 11, при этом полэуны полуосей 10 опорных роликов
9 фиксируются в каждом из рабочих положений, например посредством вин-тов.
Поворотнс-безударный способ действия толкателя, полученный благодаря новой конструкции кулака, обеспечивает плавное трогание состава, что исключает потерю продольной устойчивости взаимодействующей с .толкателем:вагонетки и сход ее с рельсов. Нагружение ведушей и ведомой ветвей цепи, вызванное поворотом кулака, ведет к тому, что динамические усилия на кулаке и ведущей звездочке равны разности усилий в ведущей и ведомой ветвях цепи, т.е. упругий. момент в трансмиссии минимален, поэтому динамический момент и механическая мощность двигателя при трогании с максимальным зазором остаются в пределах номинальных значений, резкого торможения и опрокидывания двигателя не происхо" дит. При трогании с минимальным зазором динамические усилия и упругий момент по величине примерно такие,же, как в предыдущем случае,.максималь-ные значения их наступают при выходе двигателя на устойчивую часть характеристики, поэтому происходит его почти нормальный запуск и нагрев.
Масса состава в обоих случаях трогания на характер оптимальных переходных режимов на влияет, так как величина динамического упругого момента в трансмиссии остается приблизительно постоянной.
Испытания предлагаемого цепного толкателя поворотно-безударного действия йокаэали, что коэффициент готовности толкателя оказался равным
0,95 против 0,7 у известных цепей.
Долговечность предлагаемого толкателя вагонеток по сравнению с извест ным увеличилась более чем вдвое.


