Способ деасфальтизации нефтяных остатков
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ТЯНЫХ ОСТАТКОВ путем обработки пропаном , отлич ающи йся тем, что, с целью повышения выхода и качества деасфальтизата, в нефтяной остаток предварительно вводят остаток от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в количестве 5-30 мас.% считая на нефтяной остаток. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
3(5П С 10 Q 21 14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Х
I
Ю
X21) 3308791/23-04 (22) 30 ° 06.81 (46) 23.03.83. Бюл. Р 11 (72) A.È. Бухтер, A,Í. Крюков, В.М. fIlKQJIbBBKos, A.Â. Непогодьев, Л.К. Давидян, В.A. Кудрявцева, И.Н. Черников, Ф.Ф. Прохоренко, Н.Н. Грязнова и В.Л.. Зайцев (53) 665.637.86 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
М 163698, кл. С 10 9 21/14, 1964.
2. Казакова П.П., Крейн С.Э.
Физико-химические основы производства нефтяных масел. М., "Химия", 1978, с. 87.
3. Гольдберг Д.О., Крейн С,Э.
Смазочные масла из нефтей восточных месторождений, М., "Химия", 1977, с. 62.-65(прототип).
ÄÄSuÄÄ 1006479 А (54)(57) СПОСОБ ДБАСФАЛЬТИЗАЦИИ НКФ-
ТЯНЫХ ОСТАТКОВ путем обработки пропаном, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода и качества деасфальтизата, в нефтяной остаток предвариТельно вводят остаток от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в количестве 5-30 мас.Ъ считая на нефтяной остаток.
1006479
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ деасфальтизации нефтяных остатков пропаном при соотношении сырья и пропана 1:3-1:10 при 6085 С и избыточном давлении в колонне 37-38,5 ат l3 ).
/ 55
Целью изобретения является повышение выхода и качества деасфальтизата.
Поставленная цель достигается ° тем, что согласно способу деасфальтизации нефтяных остатков пропаном, в нефтяной остаток предварительно вводят остаток от вакуумной перегонки отработанных моторных масел
Изобретение относится к способам переработки нефтяных остатков вью
Ф кипающих выше 350 С, преимущественно выше 500 С, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промлаленности. 5
При обработке пропаном происходит коагуляция асфальтосмолистых соединений, содержащихся в нефтяных остатках, и их осаждение.
Однако вместе с асфальто-смолисты- 10 ми соединениями выпадают в осадок и высокоиндексные углеводородные компоненты, причем часть из них захватывается механически, а часть удерживается внутри агрегированных мицелл вследствие частичной сорбции вместе со смолами, Известен процесс двухступенчатой деасфальтизации нефтяных остатков пропаном, позволяющий увеличить глу.бину выделения смолистых веществ и гудрона и повысить четкость их отделения от углеводородной части сырья.
Один иэ вариантов этого процесса заключается в том, что ниже уровня раздела фаз в колонну первой ступени деасфальтизации дополнительно подают пропан и верхнюю часть расслоившейся при этом нижней фазы отводят в виде самостоятельного потока 1 .
Недостаток указанного способа заключается в том, что деасфальтиэат второй ступени имеет высокую коксуемость и низкий индекс вязкости и. не может использоваться для производства моторных масел.
Известен также способ деасфальтизации нефтяных остатков, заключающийся в том, что к пропану добавляют некоторые полярные. вещества, например диэтилкарбамат, ацетон, под 40 действием которых иэ.мицеллярных оболочек вытесняются высокоиндексные компоненты сырья, в результате повышается выход деасфальтизата (2).
Недостатками данного способа являются сложность и громоздкость аппаратурного оформления секции регенерации растворителя. в количестве. 5-30 мас.%,считая, на сырье.
Остатки от вакуумной перегонки отработанных моторных масел представляют собой смесь частично окисленных и деструктировавшихся углеводородов-масла и несработавшихся присадок, особенно диспергирующих и имеющих высокую поверхностную активность. Содержание присадок в остатках от вакуумной перегонки отработанных масел косвенно характеризуется показателем зольности, лежащим в пределах 0,7-4,0 мас.% (зольность гудрона в 15-30 раз ниже и равна 0,05-0,07 мас.%).
Под действием присадок, обладающих высокой поверхностной актив ностью, происходит вытеснение высокоиндексных углеводородных компонентов из адсорбционного слоя мицелл.
Согласно изобретению нефтяные остатки (гудрон) смешивают в потоке с остатком от вакуумной перегонки отработанных моторных масел, взятом в количестве 5-30 мас.% на гудрон, и направляют в экстракционную колонну, В нижнюю часть колонны подают сжиженный пропан в соотношении
5:1-12:1 к сырью. Процесс ведут при температуре низа колонны 40-70 С и верха 60.-90 С.
Пропан с растворенным в нем маслом с верха колонны выводят в систему регенерации растворителя.
После отгонки пропана деасфальтизат направляют на очистку избирательными растворителями.
Асфальтовую фазу с низа колонны направляют в систему регенерации растворителя. Выделенный асфальт может быть использован в качестве компонента дорожного битума.
Ниже приведены результаты осуществления способа деасфальтизации нефтяных остатков на пилотной установке непрерывного действия. С целью получения сопоставимых результатов;процесс во всех примерах проводят при одинаковых условиях. .Производительность по сырью, л/ч 6
Соотношение пропан:сырье 10:1
Температура верха колонны, С о
Температура низа колонны, С 60
Давление, кг/см 37
Сырьем установки является гудрон, имеющий следующие характеристики:
Плотность, г/см 0,983
Вязкость условная при 80 С
Коксуемость, мас.%
Зольность, мас.%
1006479 мелочность, Mr КОН/r
Фракционный состав,оС
Н.к.
5% выкипает при температуре, С
10% выкипает при температуре,оС
20% выкипает при температуре, С до 500 С выкипает, мас.% .
0,5
401
423
437
453
1Ф77
0,86
Пример
Пример
Пример
Пример
Показатели
3. прототип
Количество вводимого остатка от вакуумной перегонки отработанных масел на сырье, мас.%
30
Характеристика деасфальтиэ ата
Выход на сырье, мас.%
49
Вязкость кинематическая при 100 С, сСт
18,6
21,1
18,2
17,5
0,49.
Коксуемость, мас.%
0,44
0,52
0,67
О, 015
0,010
О, 010
0,010
Зольность, мас.%
Характеристика асфальта
Температура плавления по
KHIIIi OC
51 Фракционный тав,оС
Н.к. 402
5% выкипает,при температуре, С 448
10% выкипает 5 при температуре,еС 468
До 500 С выкипает, мас.% 20
П, р и м е р 1. Процесс проводят беэ добавления остатка.от вакуумной 10 перегонки отработанных масел.
II р и м е р 2. Гудрой смешивают с остатком от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в количестве 5 мас.% на сырье и направляют 15 ,в экстракционную колонну.
Качество вводимого остатка следующее:
Плотность, г/см3 0,914
Вязкость кинема20 тическая при
100ОС, сСт 19,6
Коксуемость, мас.%
Зольность, мас.% 25
Среднее содержание металлов (ак тивной части присадок,мас.%",барий О, 30, кальций 0 10 магний 0,03 и цинк О, 04.
Пример 3. Гудрон смешивают с 10% остатка от вакуумной перегонки отработанных моторных масел.
Пример 4. На смешение с гудроном берут 30% остатка.
В таблице приведены покаэателикачества и выход полученных продук: тов. ! ,У
1006479
Составитель Г, Цуканова
Редактор Г. Безвершенко Техред М.Коштура Корректор Е. Рошко
Тщраж 501 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 2049/41
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Как видно иэ таблицы, введение остатка от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в гудрон повышает выход деасфальтизата, улучшает его вязкость и понижает коксуемость °
Использование изобретения обеспечивает высокое качество и высокий выход деасфальтизата, возможность осуществления процесса на обычном нефтезаводском оборудовании беэ дополнительных затрат и при любой производительности.
Кроме того, осуществление предлагаемого способа позволяет решить вопросы рационного использования отработанных нефтепродуктов и снижения. загрязнения окружающей среды отходами производства.



