Винтовой насос
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (»)1000598 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.01.79 (21) 2718482/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 04 С 2/00
Гееударстееллмй кемнтет
СССР
Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 05.03.83 (53) УДК 621.665-728 (088.8) Ilo делам лзебретений и еткрмтий
Т . А. Савицкий, А. А. Корнетов, И. В. Бычков, В. И.: Арсеньев и Б. Н. Суворов .
/ лМ . К
- ." . т (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ВИНТОВОЙ НАСОС
Изобретение относится к жидкостным насосам, предназначенным для перекачки масел, топлив, воды и других жидкостей, например, в двигателях внутреннего сгорания и турбинных установках.
Известен винтовой насос, содержащий корпус и установленные в нем ведущий и ведомый винты с неравными приведенными массами (1).
Однако в известном устройстве виброакустические свойства из-за произвольного выбора соотношения приведенных масс винтов неудовлетворительны, и, кроме того, такой насос характеризуется нестабиль ной производительностью.
Цель изобретения — улучшение виброакустических свойств и стабилизация производительности.
Поставленная цель достигается тем, что в винтовом насосе, содержащем корпус и установленные в нем ведущий и ведомый винты с неравными приведенными массами, приведенная масса ведомого винта превышает приведенную массу ведущего винта.
Ведомый и ведущий винты выполнены сплошными из материалов разной плотности.
На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.
Винтовой насос содержит корпус и размещенные в нем ведущий 2 и ведомый 3 винты. Зацепление винтов 2 и 3 — бесконтактное, а крутящий момент от ведущего винта 2 к ведомому винту 3 передается связанными с ними синхронизирующими шестернями 4. При этом приведенная масса ведомого винта 3, т. е. суммарная масса этого винта и деталей, связанных с ним, превышает приведенную массу ведущего винта 2. Указанное соотношение приведенных масс обеспечивается, например, подбором материалов соответствующей плотности: для ведомого винта 3 — сталь, а для ведущего винта 2 — дюралюминий.
Рекомендуется разность между приведенными массами ведомого и ведущего винтами делать по возможности наибольшей.
Винтовой насос работает следующим образом.
При включении насоса крутящий момент от ведущего винта 2 передается к ведомому винту 3 через синхронизирующие шестерни 4, при этом винты 2 и 3 вращаются и перекачивают жидкость.
1000598 чивает свойств ности.
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 1320/31 Тираж 663 Подписное филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
В результате того, что приведенная масса винта 3 превышает приведенную массу ведущего винта 2, при работе насоса ведомый винт 3 приобретает некоторые свойства маховика: он аккумулирует избыток кинетической энергии при соударениях зубь ев синхронизирующих шестерен 4 и других ускорениях вращающихся пар винтов, а затем отдает этот избыток при последующих замедлениях вращения этих пар винтов. В итоге имеет место «сглаживание» неравномерностей в работе вращающейся пары винтов, что приводит к снижению пульсаций давления и стабилизации производительности насоса.
Таким образом, выполнение в винтовом насосе, содержащем корпус и установленные в нем ведущий и ведомый винты с неравными приведенными массами, такого соотношения между этими массами, что приведенная масса ведомого винта превышает приведенную массу ведущего винта, причем эти винты выполнены сплошными в материалов разной плотности, обеспеулучшение виброакустических и стабилизацию производитель1. Винтовой насос, содержащий корпус и установленные в нем ведущий и ведомый винты с неравными приведенными массами, отличающийся тем, что, с целью улучшения виброакустических свойств и стабилизации производительности, приведенная масса ведомого винта превышает приведенную массу ведущего винта.
2. Насос по п. 1, отличающийся тем, что ведомый и ведущий винты выполнены сплошными из материалов разной плотности.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Женовак И. Г. Судовые винтовые не20 герметичные насосы. Л., «Судостроение», 1972, с. 18.

