Система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения на базе вертолета ка-32а

 

Полезная модель относится к средствам пожаротушения и направлена на повышение надежности работы, эффективности пожаротушения с возможностью регулировки направления выброса жидкости и безопасности, подачу воды в чистом виде или с пенообразователем от 1 до 9% объема заправленной в бак воды на безопасном расстоянии от объекта, Указанный технический результат достигается в системе горизонтального и вертикального пожаротушения на базе вертолета, содержащей телескопический ствол с профилированным суживающимся нерегулируемым соплом, управляемый ствол, расположенный в проеме грузовой двери вертолета, водяную помпу, двигатель, приводящий во вращение ротор водяной помпы, водяной бак со створками, установленными ниже части фюзеляжа вертолета, по меньшей мере, два бака для пенообразователя, пульт управления запуском и оборотами двигателя и электрокраном перекрытия магистрали подачи рабочей жидкости к телескопическому стволу, пульт для дозировки расхода пенообразователя и воздушную систему уборки звена телескопического ствола, использующую сжатый воздух из компрессора вертолетного двигателя. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к средствам пожаротушения, в частности, с применением вертолета, снабженного оборудованием для пожаротушения, и предназначена для тушения пожаров в высотных зданиях, тушения пожаров с открытым очагом горения, доставки адсорбирующих жидких веществ, а также веществ для создания заграждений от распространения вредных веществ на водных поверхностях, и промывки элементов линий электропередач.

Из уровня техники известен вертолет с устройством пожаротушения, снабженным дополнительным соплом, которое установлено на конце выносной штанги. Сопло связано с источником подачи воздуха. При этом внутри дополнительного сопла размещен поворотный ствол и, по крайней мере, один вертикальный пожарный ствол, направленный вниз и установленный внутри ометаемой площади винта (RU 2248916, 27.03.2005).

Недостатками данной модели являются:

- длительная подготовка к повторному вылету;

- появление нагрузки на конструкцию вследствие большого веса выносной штанги;

- существенное ухудшение управляемости при повороте сопла.

Известна вертолетная телескопическая установка для тушения пожара, содержащая телескопический пожарный ствол, водяной бак, установленный в отсеке вертолета, и насосную установку с водяным центробежным насосом. Пожарный ствол состоит из наружной трубы и внутренней трубы, плунжера с шариковым замком, установленным на внутренней трубе, и запорного клапана, установленного в задней части наружной трубы, выполнен выдвигающимся при подаче воды на месте тушения пожара с возможностью выноса сопла за зону индуктивного потока, создаваемого несущей системой винтов вертолета (RU 2240960, 27.11.2004).

Недостатками данной модели являются:

- невозможность применения пенообразователя;

- отсутствие боковой подачи огнегасящего состава;

- уборка телескопической пушки при помощи воды, что делает невозможной уборку при полной выработке.

Известна вертолетная установка тушения пожара, содержащая емкость, заключенную в поясные бандажи и подвешенную к узлам фюзеляжа, систему рукавов и трубопроводов с арматурой, включающую всасывающий рукав, рукав с пожарным стволом, коллектор с форсунками, насосы, размещенные в герметичной камере, эжектор, систему подтяга всасывающего рукава. Установка представляет собой комплекс разнообразного оборудования, позволяющего эффективно справляться с пожаром. Она может осуществлять выброс жидкости как залповым способом, так и направленным, регулируемым в горизонтальной и вертикальной плоскостях, при этом обеспечивается неоднократный забор жидкости из ближайших источников (RU 2097276, 27.11.1997).

Основным недостатком данной конструкции является повышенная опасность для экипажа и вертолета, поскольку при тушении пожара вертолет должен подлетать к горящему объекту на довольно близкое расстояние, что создает опасность столкновения.

Задача, на решение которой направлена предложенная полезная модель, заключается в создании системы горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения на базе вертолета, которая исключала бы указанные выше недостатки.

Технический результат, достигаемый при реализации данной полезной модели, заключается в повышении надежности работы, эффективности пожаротушения с возможностью регулировки направления выброса жидкости и безопасности, подачи воды в чистом виде или с пенообразователем от 1 до 9% объема заправленной в бак воды на безопасном расстоянии от объекта.

Указанный технический результат достигается в системе горизонтального и вертикального пожаротушения на базе вертолета, содержащий телескопический ствол с профилированным суживающимся нерегулируемым соплом, управляемый ствол, расположенный в проеме грузовой двери вертолета, водяную помпу, двигатель, приводящий во вращение ротор водяной помпы, водяной бак со створками, установленными ниже части фюзеляжа вертолета, по меньшей мере, два бака для пенообразователя, пульт управления запуском и оборотами двигателя и электрокраном перекрытия магистрали подачи рабочей жидкости к телескопическому стволу, пульт для дозировки расхода пенообразователя и воздушную систему уборки звена телескопического ствола, использующую сжатый воздух из компрессора вертолетного двигателя.

Телескопический ствол установлен на борту фюзеляжа вертолета.

Баки для пенообразователя размещены по левому и правому борту вертолета.

Пульт управления запуском и оборотами двигателя и электрокраном перекрытия магистрали подачи рабочей жидкости к телескопическому стволу установлен в кабине экипажа вертолета.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором изображен общий вид системы горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения на базе вертолета Ка-32А.

Система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения на базе вертолета Ка-32А содержит телескопический ствол 1 с профилированным суживающимся нерегулируемым соплом 2, установленный на борту фюзеляжа вертолета, управляемый ствол 3, расположенный в проеме грузовой двери вертолета, водяную помпу 4, двигатель 5, приводящий во вращение ротор водяной помпы 4, водяной бак со створками 6, установленными ниже части фюзеляжа вертолета, по меньшей мере, два бака для пенообразователя 7, размещенных по левому и правому борту вертолета, пульт управления запуском и оборотами двигателя и электрокраном перекрытия магистрали передачи рабочей жидкости к телескопическому стволу 1 (не показано), пульт для дозировки расхода пенообразователя и воздушную систему уборки звена телескопического ствола 1 (не показано), использующую сжатый воздух из компрессора вертолетного двигателя. Для плавности хода ствола 1 установлен регулируемый дроссель.

Пульт управления запуском и оборотами двигателя и электрокраном перекрытия магистрали подачи рабочей жидкости к телескопическому стволу 1 установлен в кабине экипажа вертолета.

Высота применения системы горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения на базе вертолета Ка-32А - начиная от уровня земли до уровня, соответствующего статическому потолку вертолета Ка-32А.

В качестве рабочей жидкости может использоваться вода, водный раствор с пенообразователем или другие специальные жидкости.

Условия по температуре окружающей среды - от температуры на 5-10°C выше температуры замерзания рабочей жидкости, до температуры +45°C.

Система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения на базе вертолета Ка-32А по выбору экипажа вертолета может работать в двух основных режимах:

1-й режим - вода из водяного бака в чистом виде или смешанная с пенообразователем, под давлением, которое создает водяная помпа, через телескопический ствол и сопло выносится за пределы ометаемой поверхности несущих винтов вертолета и подается в горизонтальном направлении в очаг пожара.

2-й режим - вода через открытые по команде экипажа вертолета створки водяного бака под действием собственного веса сбрасывается в вертикальном направлении или через управляемый ствол, размещенный в проеме грузовой двери. Управляемый ствол также позволяет осуществлять подачу состава для пожаротушения в боковом направлении.

Система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения на базе вертолета Ка-32А работает следующим образом: по прибытии на место пожара вертолет зависает над любым водоемом глубиной не менее 0,5 м. и производит забор воды в бак емкостью 3 м. куб. за время 40 сек. Второй пилот запускает двигатель и по команде командира открывает перекрывной кран. Увеличивая обороты двигателя, подает воду в чистом виде или с пенообразователем в телескопический ствол. Под давлением воды происходит выдвижение телескопического ствола за зону индуктивного потока, создаваемого несущей системой винтов вертолета. Управление водяной струей осуществляет командир экипажа. За безопасным сближением с препятствиями и за работой систем вертолета следит правый пилот и бортовой механик. Уборка телескопического ствола происходит из кабины экипажа путем подачи воздуха из компрессора двигателей через дроссель. Уменьшение габаритов телескопического ствола способствует мобильности и маневренности вертолета.

Сущность изобретения заключается в том, что данная система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения позволяет производить не только горизонтальное тушение верхних этажей зданий, а также отсечение очага пожара путем постановки пенного барьера управляемым стволом в вертикальном направлении или через створки водяного бака. Переключение управляемого ствола из горизонтального положение в вертикальное положение производится из кабины экипажа управляемой электромеханической заслонкой, а подача огнегасящего состава из ствола пушки бортовым оператором (механиком) ручной заслонкой.

Заявленная система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения на базе вертолета Ка-32А обеспечивает эффективное целенаправленное тушение пожаров в высотных зданиях, тушения пожаров с открытым очагом горения, доставки адсорбирующих жидких веществ, а также веществ для создания заграждений от распространения вредных веществ на водных поверхностях, и промывки элементов линий электропередач.

1. Система горизонтального и вертикального пожаротушения на базе вертолета, характеризующаяся тем, что содержит телескопический ствол с профилированным суживающимся нерегулируемым соплом, управляемый ствол, расположенный в проеме грузовой двери вертолета, водяную помпу, двигатель, приводящий во вращение ротор водяной помпы, водяной бак со створками, установленными ниже части фюзеляжа вертолета, по меньшей мере, два бака для пенообразователя, пульт управления запуском и оборотами двигателя и электрокраном перекрытия магистрали подачи рабочей жидкости к телескопическому стволу, пульт для дозировки расхода пенообразователя и воздушную систему уборки звена телескопического ствола, использующую сжатый воздух из компрессора вертолетного двигателя.

2. Система по п.1, характеризующаяся тем, что телескопический ствол установлен на борту фюзеляжа вертолета.

3. Система по п.1, характеризующаяся тем, что баки для пенообразователя размещены по левому и правому борту вертолета.

4. Система по п.1, характеризующаяся тем, что пульт управления запуском и оборотами двигателя и электрокраном перекрытия магистрали подачи рабочей жидкости к телескопическому стволу установлен в кабине экипажа вертолета.



 

Наверх