Устройство блокировки электропитаемых функциональных узлов транспортного средства

 

Полезная модель относится к технике защиты транспортных средств от несанкционированного пользования. Устройство блокировки электропитаемых функциональных узлов транспортного средства содержит подключаемый постоянно к бортовой сети транспортного средства или запитываемый выходом блокировки/разблокировки автомобильной охранной системы блок, содержащий электронно-механический датчик движения, таймер, выполненный на микропроцессоре, имеющем возможность обработки сигналов от электронно-механического датчика движения, и реле с группой нормально замкнутых контактов и/или нормально разомкнутых контактов, предназначенных для подключения параллельно или последовательно с имеющимися блокировками автомобильной охранной системы или иммобилайзера для нейтрализации блокировки охранной системы при отсутствии движения транспортного средства и включения автомобильной охранной системы для блокирования работы функциональных узлов транспортного средства при движении последнего. 1 ил.

Полезная модель относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования.

Известно дистанционно управляемое реле для охранно-противоугонной системы транспортного средства, связанное по штатной бортовой сети питания с центральным блоком управления и содержащее блок датчиков движения с датчиком горизонтального движения на базе двухкоординатного акселерометра, элемент задержки, вход которого через шину питания и выключатель зажигания подключен к бортовому аккумулятору, электромеханическое реле, контактная группа которого предназначена для подключения к функциональным органам транспортного средства, и последовательно соединенные блок согласования и декодер, микропроцессор и автономный блок питания и управления, вход которого подключен к шине питания, первый выход - к первому управляющему входу микропроцессора, а второй выход соединен со входом питания микропроцессора и через обмотку реле - с функциональным входом микропроцессора, блок датчиков движения снабжен датчиком вертикального движения на базе однокоординатного акселерометра, при этом блок согласования и декодер установлены в автономном блоке питания и управления, первый и второй сигнальные входы микропроцессора подключены соответственно к первому и второму координатным выходам датчика горизонтального движения, третий сигнальный вход - к выходу датчика вертикального движения, а второй управляющий вход - к выходу элемента задержки, при этом контактная группа реле дополнительно предназначена для подключения к узлам тревожной сигнализации (RU 2309861, B60R 25/00, опубл. 10.11.2007). Данное решение принято в качестве прототипа.

Существует устройство блокировки фирмы "Альтоника" продается под торговой маркой WAIT UP. Данное реле само из себя представляет иммобилайзер, которым по "каналу связи" управляет некое внешнее устройство, например, широко известный иммобилайзер Black Bug. To есть, работать данное устройство может только в комплекте с управляющим устройством, иначе просто блокирует двигатель (или другие узлы). Данное решение не предусматривает подключение WAIT UPa параллельно/последовательно прочим блокировкам, и не предусмотрена самостоятельная работа реле.

Настоящая полезная модель направлена на решение технической задачи по приданию устройству блокировки возможности функционировать в автономном режиме без использования внешних управляющих устройств типа брелока.

Настоящая полезная модель направлена на достижение технического результата, заключающегося в повышении эффективности защиты транспортного средства от несанкционированного пользования за счет исключения режима внешнего управления.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство блокировки электропитаемых функциональных узлов транспортного средства, содержит подключаемый постоянно к бортовой сети транспортного средства или запитываемый выходом блокировки/разблокировки автомобильной охранной системы блок, содержащий электронно-механический датчик движения, таймер, выполненный на микропроцессоре, имеющем возможность обработки сигналов от электронно-механического датчика движения, и реле с группой нормально замкнутых контактов и/или нормально разомкнутых контактов, предназначенных для подключения параллельно или последовательно с имеющимися блокировками автомобильной охранной системы или иммобилайзера для нейтрализации блокировки охранной системы при отсутствии движения транспортного средства и включения автомобильной охранной системы для блокирования работы функциональных узлов транспортного средства при движении последнего.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.

Настоящая полезная модель поясняется конкретным примером исполнения, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения требуемого технического результата.

На фиг.1 изображена блок-схема устройства блокировки электропитаемых функциональных узлов транспортного средства.

Устройство блокировки электропитаемых функциональных узлов транспортного средства представляет собой дополнительное устройство блокировки двигателя, бензонасоса и прочих электрических и электро-механических устройств автомобиля (электропитаемых функциональных узлов транспортного средства). Это устройство подключается постоянно к бортовой сети автомобиля или запитывается выходом блокировки/разблокировки автомобильной охранной системы. Это устройство содержит внутри корпуса электронно-механический датчик движения (MEMS, например ADXL213 фирмы Analog Devices), таймер (например, выполненный на микропроцессоре, который также может обрабатывать сигнал от MEMS, хотя, в принципе, можно обойтись и набором обычной "жесткой логики"), и реле с группой контактов, нормально замкнутой или нормально разомкнутой, или с обеими. Контакты устройства подключаются параллельно или последовательно с имеющимися блокировками охранной системы/иммобилайзера таким образом, чтобы нейтрализовать блокировки охранной системы, когда автомобиль неподвижен, и наоборот, позволить охранной системе/иммобилайзеру заблокировать работу устройств автомобиля, если автомобиль не сняли с охраны, но каким-либо образом привели в движение.

При подаче питания на устройство оно разблокирует цепь (состояние 1, состояние ОЖИДАНИЕ), которая заблокирована охранной системой/иммобилайзером автомобиля. Если снять охранную систему автомобиля с охраны штатным образом, то в дальнейшем работа устройства WAIT будет для автомобиля вообще незаметна, а вот если автомобиль не снять с охраны (не отключить иммобилайзер), то при начале движения стартует таймер устройства WAIT, и на время работы таймера устройство WAIT включает свою блокировку (состояние 2, состояние АТАКА). Автомобиль останавливается, после истечения работы таймера устройство WAIT возвращается в состояние 1.

Если блокировка имеющейся охранной системы блокирует что-то, например - датчик вращения двигателя, замыканием этого датчика, то устройство блокировка по настоящей полезной модели ставится последовательно, и когда блокировка неактивна - она размыкает блокировку охранной системы, и не дает последней блокировать двигатель, РАЗМЫКАЯ цепь блокировки. В активном состоянии блокировки она замыкается, и восстанавливает цепь блокировки двигателя, которую создает охранная система автомобиля.

Если блокировка имеющейся охранной системы блокирует что-то, например - датчик вращения двигателя, размыканием этого датчика, например, от "земли", то устройство блокировки по настоящей полезной модели ставится параллельно, и когда блокировка неактивна - она ЗАМЫКАЕТ цепь, разомкнутую блокировкой охранной системы, и не дает последней блокировать двигатель. В активном состоянии блокировки она размыкается, и не препятствует охранной системе автомобиля блокировать двигатель/другой узел.

Выбор типа блокировки производится перед установкой устройства на автомобиль путем программирования параметров, либо в устройстве можно предусмотреть сразу оба типа блокировки. Работу таймера можно досрочно прерывать при прекращении движения автомобиля, с возвратом в состояние 1, а можно и не прерывать, а просто дожидаться окончания его работы, и тогда возвращаться в состояние 1.

Устройство блокировки электропитаемых функциональных узлов транспортного средства (фиг.1) содержит смонтированные в корпусе 1 типа штатного реле электронно-механический датчик 2 движения на базе двухкоординатного акселерометра, связанный с таймером 3, подключенным к шине 4 питания бортовой системы ТС. Кроме того, в состав устройства входит управляемое реле 5, так же запитываемое от шины 4 питания бортовой системы ТС. Контактами этого реле служат контакты 6 (электромеханического реле, выполненного с возможностью подключения его контактов к функциональным органам 7 ТС и/или к узлам тревожной сигнализации 8).

В состав устройства входит также микропроцессор 9, вход которого подключен к шине 4 питания, первый выход - управляет обмоткой реле 5. Первый и второй сигнальные входы микропроцессора подключены соответственно к первому и второму координатным выходам датчика 2 движения. Управляющий вход микропроцессора подключен к выходу таймера 3.

Примерами функциональных органов, к которым могут быть подключены контакты реле (для блокирования движения ТС), являются бензонасос, датчик положения коленвала и другие аналогичные функциональные органы.

Датчик движения представляют собой акселерометр с интегратором и формирующей схемой, довольно часто применяемые в электрооборудовании ТС. Он определяет наличие движения ТС и формирует на своих выходах разрешающий сигнал только при наличии движения ТС. При испытаниях заявляемого дистанционно управляемого реле в качестве блока датчиков движения была использована стандартная микросхема серии ADXL производства фирмы Analog Devices, Inc. (США). В качестве микропроцессора может быть использована, например, микросхема ATMEGA фирмы ATMEL.

Настоящая полезная модель промышленно применима, может быть реализована на известной элементной базе.

Устройство блокировки электропитаемых функциональных узлов транспортного средства, содержащее подключаемый постоянно к бортовой сети транспортного средства или запитываемый выходом блокировки/разблокировки автомобильной охранной системы блок, содержащий электронно-механический датчик движения, таймер, связанный с микропроцессором, имеющим возможность обработки сигналов от электронно-механического датчика движения, и реле с группой нормально замкнутых контактов и/или нормально разомкнутых контактов, предназначенных для подключения параллельно или последовательно с имеющимися блокировками автомобильной охранной системы или иммобилайзера для нейтрализации блокировки охранной системы при отсутствии движения транспортного средства и включения автомобильной охранной системы для блокирования работы функциональных узлов транспортного средства при движении последнего.



 

Наверх