Шаблон для проверки окна для замка и замкодержателя в зеве корпуса автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки ширины окна для замка и замкодержателя в зеве корпуса автосцепки перед введением в его эксплуатацию. Шаблон выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали Н-образной формы. Одни одноименные ножки выполнены соответственно с проходным концом и проходным выступом, а другие одноименные ножки - соответственно с проходной ступенью, имеющей непроходную ступень, и с непроходным выступом, с внешней стороны которого выполнен выступ, расположенный с возможностью упора в стенку зева автосцепки. Причем с другой внешней стороны выполнено ровное ребро с возможностью контактирования с внутренней поверхностью малого зуба, а на проходном конце расположен валик с возможностью размещения между кромками окна для замка автосцепки. Рабочие поверхности шаблона, а именно проходной ступени, непроходного выступа, ровного ребра, валика, выполнены с шероховатостью 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC. В угловых зонах рабочих поверхностей выполнены элементы компенсации напряжений в виде углублений. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений. 3 з.п. ф-лы, 17 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки ширины окна для замка и замкодержателя в зеве корпуса автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU, 40464, U1 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР, 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU, 2206867, С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 ж/д транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей и параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости (высокой чистотой поверхности), а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон-концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон 1 для проверки окна 2 для замка и замкодержателя в зеве корпуса 3 автосцепки 4, выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали Н-образной формы 5, одни одноименные ножки выполнены соответственно с проходным концом 6 и проходным выступом 7, а другие одноименные ножки - соответственно с проходной ступенью 8, имеющей непроходную ступень 9, и с непроходным выступом 10, с внешней стороны которого выполнен выступ 11, расположенный с возможностью упора в стенку 12 зева 13 автосцепки, причем с другой внешней стороны выполнено ровное ребро 14 с возможностью контактирования с внутренней поверхностью 15 малого зуба 16, а на проходном конце 6 расположен валик 17 с возможностью размещения между кромками 18, 19 окна 2 для замка автосцепки, при этом рабочие поверхности шаблона, а именно проходной ступени, непроходного выступа, ровного ребра, валика, выполнены с шероховатостью 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах рабочих поверхностей выполнены элементы 20 компенсации напряжений в виде углублений.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым необходимо, чтобы:

- в качестве материала использовалась сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН;

- шаблон был выполнен толщиной равной 6-11 мм;

- элементы компенсации напряжений выполнены в виде углублений в угловых зонах измерительного отверстия.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых:

фиг.1 изображен шаблон для проверки окна для замка и замкодержателя в зеве корпуса автосцепки;

фиг.2 изображен вид шаблона сбоку;

фиг.3 изображен вид шаблона, когда его проходной конец входит в окно для замкодержателя до упора в поперечную стенку;

фиг.4 изображен вид шаблона, когда его непроходной конец не входит в окно для замкодержателя;

фиг.5 изображен вид шаблона, когда его проходной конец не входит в окно для замкодержателя до упора в поперечную стенку;

фиг.6 изображен вид шаблона, когда его непроходной конец входит в окно для замкодержателя;

фиг.7 изображено крайнее положение шаблона при проверке;

фиг.8 изображен шаблон, когда его проходная ступень проходит между кромками верхней части окна для замка, а непроходная ступень не проходит;

фиг.9 изображен шаблон, когда его проходная ступень не проходит между кромками верхней части окна для замка;

фиг.10 изображен шаблон, когда его проходная ступень проходит между кромками верхней части окна для замка;

фиг.11 изображено крайнее положение шаблона при проверке;

фиг.12 изображен шаблон, когда его проходной выступ проходит между кромками нижней части окна для замка;

фиг.13 изображен шаблон, когда его проходной выступ не проходит между кромками нижней части окна для замка;

фиг.14 изображен шаблон, когда его непроходной валик не проходит между кромками нижней части окна для замка;

фиг.15 изображен шаблон, когда его непроходной валик проходит между кромками нижней части окна для замка;

фиг.16 изображено крайнее положение шаблона при проверке непроходной частью;

фиг.17 изображено крайнее положение шаблона при проверке проходной частью.

Шаблон выполнен проходным и предназначен для проверки окна для замка и замкодержателя в зеве корпуса автосцепки.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки окна 2 для замка и замкодержателя в зеве корпуса 3 автосцепки 4 выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали Н-образной формы 5. Одни одноименные ножки выполнены соответственно с проходным концом 6 и проходным выступом 7, а другие одноименные ножки - соответственно с проходной ступенью 8, имеющей непроходную ступень 9 и с непроходным выступом 10, с внешней стороны которого выполнен выступ 11, расположенный с возможностью упора в стенку 12 зева 13 автосцепки. Причем с другой внешней стороны выполнено ровное ребро 14 с возможностью контактирования с внутренней поверхностью 15 малого зуба 16. На проходном конце 6 расположен валик 17 с возможностью размещения между кромками 18 и 19 окна 2 для замка автосцепки. При этом рабочие поверхности шаблона, а именно проходной ступени, непроходного выступа, ровного ребра, валика, выполнены с шероховатостью 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах рабочих поверхностей выполнены элементы 20 компенсации напряжений в виде углублений.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительного отверстия, а, следовательно, на точность диагностики, позволившей исключить имеющиеся в процессе изготовления технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) приводят к появлению недопустимых зазоров. При это в процессе контроля и одна и другая из соединяемых деталей, признаны годными.

Устройство функционирует следующим образом.

Шаблон 1 предназначен для следующих проверок.

Проверка ширины средней широкой части окна 2 в зеве 3 для лапы замкодержателя.

Проверка производится по высоте кармана для лапы замкодержателя не доходя 15 мм до верхней и нижней кромок кармана.

При проверке как показано на фиг.3-7, ширина средней части окна 2 признается правильной, если проходной конец шаблона 1 свободно входит в карман корпуса до упора шаблона 1 в поперечную стенку кармана для замкодержателя, а противоположный непроходной конец шаблона 1 не входит внутрь корпуса 3 или входит частично, но не до упора выступа 11 "а" шаблона 1 в стенку зева 13. При этом шаблон 1 ровным ребром 14 направляется вдоль внутренней поверхности 15 малого зуба 16 и расположен перпендикулярно к ней.

Корпус 3 автосцепки 4 не годен, если проходной конец 6 шаблона 1 не входит в карман корпуса 3 или входит частично, не до упора в поперечную стенку кармана для лапы замкодержателя, а также, если непроходной конец шаблона 1 входит в карман корпуса 3 до упора выступа "а" в стенку зева 13.

Проверка ширины верхней части окна в зеве 13 для замка.

Проверка верхней части окна 2 производится по высоте, не доходя 10 мм до верхней кромки.

При Проверке как показано на фиг.8-11 ширина верхней части окна 2 для замка признается правильной, если проходная часть ступенчатого конца шаблона 1 свободно проходит, а непроходная часть не проходит между кромками верхней части окна 2. При этом шаблон 1 должен быть расположен перпендикулярно к внутренней стенке малого зуба 16 и прижат к ней ровным ребром 14 основания.

Корпус автосцепки 4 не годен, если проходная ступень 8 не проходит, или наоборот, непроходная ступень 9 шаблона 1 проходит между кромками верхней части окна.

Проверка ширины нижней части окна 2 в зеве 13 для замка.

Проверка нижней части окна 2 производится по высоте, не доходя 7 мм до нижней кромки.

При проверке, как показано на фиг.12-17, ширина нижней части окна 2 для замка признается правильной, если проходной конец шаблона 1, на котором укреплен валик "b", полностью проходит между кромками окна 2 до упора соседнего выступающего конца шаблона 1 в стенку зева 13, а непроходной валик "b" не проходит между кромками окна 2.

Корпус автосцепки 4 не годен, если проходной конец шаблона 1 не проходит полностью между кромками 18 и 19 нижней части окна 2 для замка или непроходной валик 17 проходит между этими кромками.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для проверки окна для замка и замкодержателя в зеве корпуса автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали Н-образной формы, одни одноименные ножки выполнены соответственно с проходным концом и проходным выступом, а другие одноименные ножки - соответственно с проходной ступенью, имеющей непроходную ступень, и с непроходным выступом, с внешней стороны которого выполнен выступ, расположенный с возможностью упора в стенку зева автосцепки, причем с другой внешней стороны выполнено ровное ребро с возможностью контактирования с внутренней поверхностью малого зуба, а на проходном конце расположен валик с возможностью размещения между кромками окна для замка автосцепки, при этом рабочие поверхности шаблона, а именно проходной ступени, непроходного выступа, ровного ребра, валика, выполнены с шероховатостью 2,5 Ra и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах рабочих поверхностей выполнены элементы компенсации напряжений в виде углублений.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН.

3. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что он выполнен толщиной, равной 6-11 мм.

4. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что элементы компенсации напряжений выполнены в виде углублений в угловых зонах измерительного отверстия.



 

Наверх