Устройство для определения местоположения объекта в пространстве

 

Полезная модель относится к микроэлектронике, а именно к устройствам для определения угловых и линейных ускорений в пространстве и азимута, и может быть использована для определения местоположения объекта в пространстве. Цель полезной модели - повышение точности и увеличение функциональности. Указанная цель достигается тем, что устройство, содержащее трехосевой линейный акселерометр, микроконтроллер и приемопередатчик снабжено гироскопом для измерения изменений углов ориентации по трем осям и магнитным датчиком для определения направления азимута.

Технический результат от использования полезной модели заключается в повышении точности определения положения объекта в пространстве по углу азимута и тангажа до 0,1°.

Полезная модель относится к микроэлектронике, а именно к устройствам для определения угловых и линейных ускорений в пространстве и азимута, и может быть использована для определения местоположения объекта в пространстве.

Цель полезной модели - повышение точности и увеличение функциональности.

За прототип принята инерционная указка для электронных дисплеев содержащая акселерометр, первый интегратор, второй интегратор, аналогово-цифровой преобразователь (далее - АЦП), передатчик. Заявка США US 20040104891 A1 "Internal pointer for electronic displays", опубликована на сайте http://www.patents.com/Intertial-pointer-electronic-displays/US20040104891/en-US/

Прототип работает следующим образом: основным элементом является датчик линейных ускорений, который в каждый момент времени выдает аналоговый сигнал - величину пропорциональную линейному ускорения в системе координат X, Y, Z. Далее этот сигнал дважды интегрируется, результат первого интегрирования - скорость, второго - перемещение, затем преобразуется в цифровой сигнал с помощью АЦП. Другой вариант работы прототипа - преобразование аналогового сигнала в цифровой сразу же после датчика ускорений, а интегрирование в сигнальном процессоре программно. Далее полученный результат передается на компьютер посредством проводного или беспроводного интерфейсов.

Недостатками устройства прототипа являются низкая точность определения координат из-за применения только одного линейного датчика ускорений, поскольку для вычисления точных координат требуются дополнительно два угла - крен и тангаж, а так же отсутствие привязки полученных данных к магнитному полю земли, что со временем значительно увеличивает ошибку.

Цель полезной модели - повышение точности и увеличение функциональности.

Данная цель достигается применением гироскопа измеряющего изменения углов ориентации по трем осям, линейного акселерометра, измеряющего линейные ускорения по координатным осям, а так же использование магнитного датчика для определения направления азимута.

Технический результат от использования полезной модели заключается в повышении точности до 0,1° определения положения объекта в пространстве по углу азимута и тангажа.

Раскрытие и осуществление полезной модели

Задачи, на решение которых направлена полезная модель заключается в следующем.

Существующие системы электронного сопровождения позволяют определить местоположения пользователя в пространстве, но при этом не позволяют определить объект (здание, сооружение) о котором пользователь хотел бы знать. Заявляемое устройство позволяет пользователям получать информацию об объектах путем указания на них, при этом зная местоположение, например по штатному навигатору или карте, определяют направление и угол тангажа и точное (до 0,1°) месторасположение объекта в пространстве, на который указал пользователь, например для проведения экскурсий при помощи различных электронных гидов или путеводителей.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 приведена функциональная схема устройства для определения местоположения объекта в пространстве.

Устройство состоит из гироскопа 1, трехосевого акселерометра 2, магнитного датчика 3, микроконтроллера 4, приемопередатчика 5.

На фиг.2 - положение трехосевого акселерометра. Обозначения: трехосевой акселерометр - 2, g - ускорение свободного падения, - угол крена, - тангаж, Xh и Yh - проекции координат на горизонтальную плоскость.

Устройство работает следующим образом.

Режим непрерывной передачи - из гироскопа 1, акселерометра 2 и магнитного датчика 3 непрерывно поступают данные в микроконтроллер (далее МК) 4. В МК происходит первичная цифровая фильтрация результатов, обработка и подготовка пакета данных к пересылке. Затем пакет данных поступает из МК в приемопередатчик 5, который в свою очередь передает данные на персональный компьютер или карманный компьютер (на схеме не обозначены).

Режим однократной передачи - по нажатию кнопки на электронном гиде, из гироскопа 1, акселерометра 2 и магнитного датчика 3 в течении 10 мс будут передаваться данные в МК, в МК происходит первичная цифровая фильтрация результатов, обработка и подготовка пакета данных к пересылке. Затем пакет данных поступает из МК в приемо-передатчик 5, который в свою очередь передает данные на персональный компьютер или карманный компьютер (на схеме не обозначены).

Пакет данных содержит - a, a, a - угловые ускорения, аX, aY , аZ - линейные ускорения, , , Az - угол крена, тангажа и азимут, соответственно.

Для определения координат в случае когда акселерометр лежит на плоскости требуются только ускорения по соответствующим осям, то есть и . В противном случае необходимо учитывать углы тангажа и крена (углы отклонения от плоскости) для точного определения координат, то есть

Xh=Хcos()+Ysin()sin()-Zcos()sin()

Yh=Ycos()+Zsin()

где - угол крена, - тангаж.

Не учет данных поправок может привести к ошибке в определении линейных ускорений, а соответственно и координат.

Использование гироскопа, акселерометра и магнитного датчика позволяет с точностью до 0,1° определить положение объекта в пространстве по углу азимута и тангажа.

Устройство для определения местоположения объекта в пространстве, содержащее трехосевой акселерометр, микроконтроллер и приемопередатчик, отличающееся тем, что оно снабжено гироскопом и магнитным датчиком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к области приборостроения, и может найти применение в инерциальных системах подвижных объектов, в автопилотах авиа- и судомоделей и в системах безопасности транспортных средств

Изобретение относится к морскому навигационному приборостроению и может быть использовано в системах управления подводными аппаратами

Изобретение относится к системам связи, в частности к терминальному устройству телематической системы, предназначенной для диспетчеризации и мониторинга подвижных объектов, и может быть использовано в системах защиты и поиска транспортных средств (ТС), контроля и управления грузовыми и пассажирскими перевозками, контроля за несанкционированным проникновением в транспортное средство и т.п
Наверх