Смазочный стержень

 

Смазочный стержень относится к вспомогательному оборудованию для смазки колесных реборд и может быть использован для нанесения противоизносного смазочного материала на реборды крановых и железнодорожных колес. Смазочный стержень состоит из оболочки 1, заполненной смазочным материалом 2, который включает основу смазочного материала и антифрикционные добавки. Оболочка 1 выполнена в виде трубки или из поливинилхлоридного пластика, или из полиэтилена, или из полистирола, или из полиамида, или из поликарбоната. Оболочка 1 может быть выполнена с гофрами 3. Основа смазочного материала состоит из или парафина, или консталина, или стеарина, или воска, или солидола, или смолы или церезина. Антифрикционные добавки включают или микрочастицы или нитрида бора, и/или дисульфида вольфрама, и/или дисульфида молибдена, и/или дисульфида цинка, и/или свинцового мыла, и/или карбида кремния, и/или диборида титана, и/или фторида лития, и/или оксида иттрия, и/или карбида циркона, и/или нитрида алюминия, и/или карбида кремния, и/или пропионата аммония, и/или борида алюминия, и/или карбида алюминия, и/или фторида кальция, и/или фторида бария, и/или гексаборида лантана, и/или карбида бора, и/или нитрида кремния, и/или карбида титана, и/или смесь в виде жидкости Eco-Universal Oil-Package, состоящую из оксипропилата спирта, монобутилового эфира полипропиленгликоля, растворителя и поверхностно-активных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, масс.%:

Антифрикционные добавки - 0,2-90,0
Основа смазочного материала - остальное

1 c.п.ф., 1 з.п.ф., 1 ил.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, грузоподъемным механизмам, в частности к вспомогательному оборудованию для смазки колесных реборд, и может быть использовано для нанесения противоизносного смазочного материала на реборды крановых и железнодорожных колес.

Известен смазочный стержень, выполненный в виде стержня из эпоксидного антифрикционного композиционного материала, содержащего эпоксидную смолу, серпентин, солидол и аминный отвердитель.

(См. патент на полезную модель RU 82179 по кл. МПК В61К 3/00, заявл. 29.12.2008 г., опубл. 20.04.2009 г. «Смазочный стержень».)

Однако, известное техническое решение обладает недостатком т.к. смазочный стержень не имеет оболочки, что приводит к быстрому износу и даже к разрушению смазочного стержня в процессе его эксплуатации.

Наиболее близким по технической сущности, достигаемому эффекту и выбранным в качестве прототипа является смазочный стержень, состоящий из оболочки, заполненной смазочным материалом, состоящим из основы в виде битумной композиции и антифрикционных добавок.

(См. заявку на изобретение 2008118947 по кл. МПК В61К 3/00, заявл. 13.05.2008 г., опубл. 20.11.2009 г. «Смазочный стержень».)

Оболочка выполнена из слоистого материала типа древесного пластика, графита, пропитанной жидким стеклом бумаги (ткани), полимера, подвергнутого искусственной деструкции, смазочный материал из битумной композиции с антифрикционными добавками дополнительно содержит пеностекло. При чем, в число добавок (присадков) входит графит.

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции, обусловленная наличием оболочки, требующей предварительного специального изготовления, что влечет дополнительные затраты средств и времени. Кроме того, ассортимент компонентов основы и компонентов, представляющих собой антифрикционные добавки достаточно ограничен, а наличие в составе материала оболочки смазочного стержня и в составе антифрикционных добавок графита может привести не только к снижению антифрикционных свойств и соответственно к снижению эффективности смазочного стержня в целом, но и к водородному износу металла колес в виде микровзрывов, что влияет на безопасность движения.

Задачей настоящей полезной модели является упрощение конструкции смазочного стержня при одновременном повышении эксплуатационных качеств устройства и расширении ассортимента компонентов, составляющих основу и антифрикционные добавки смазочного материала, используемого при изготовлении смазочного стержня, что в свою очередь обеспечивает расширение арсенала технических средств, позволяющих повысить износостойкость реборды колес.

Техническим результатом, позволяющим решить эту задачу является оптимизация конструкции смазочного стержня.

Поставленная задача достигается тем, что в известном смазочном стержне, состоящем из оболочки, заполненной смазочным материалом, содержащим основу и антифрикционных добавки, согласно полезной модели оболочка выполнена в виде трубки или из поливинилхлоридного пластика (ПВХ) или из полиэтилена, или из полистирола, или из полиамида, или из поликарбоната, основа смазочного материала включает или парафин, или консталин, или стеарин, или воск, или солидол, или смолу, или церезин, антифрикционные добавки включают или микрочастицы или нитрида бора, и/или дисульфида вольфрама, и/или дисульфида молибдена, и/или дисульфида цинка, и/или свинцового мыла, и/или карбида кремния, и/или диборида титана, и/или фторида лития, и/или оксида иттрия, и/или карбида циркона, и/или нитрида алюминия, и/или карбида кремния, и/или пропионата аммония, и/или борида алюминия, и/или карбида алюминия, и/или фторида кальция, и/или фторида бария, и/или гексаборида лантана, и/или карбида бора, и/или нитрида кремния, и/или карбида титана, и/или смесь в виде жидкости Eco-Universal Oil-Package, состоящую из оксипропилата спирта, монобутилового эфира полипропиленгликоля, растворителя и поверхностно-активных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, масс.%:

Антифрикционные добавки- 0,2-90,0
Основа смазочного материала- остальное

Оболочка может быть выполнена гофрированной.

Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствует о том, что предлагаемый смазочный стержень неизвестен, а следовательно, соответствует критерию «новизна».

Предлагаемый смазочный стержень может быть изготовлен на любом предприятии, специализирующемся в данной отрасли так как для этого требуются известные материалы и стандартное оборудование широко выпускаемое отечественной и зарубежной промышленностью.

Таким образом, заявляемый смазочный стержень соответствует критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемому смазочному стержню новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу, а именно упрощение конструкции смазочного стержня при одновременном повышении эксплуатационных качеств устройства и расширении ассортимента компонентов, составляющих основу и антифрикционные добавки смазочного материала, используемого при изготовлении смазочного стержня, что в свою очередь обеспечивает расширение арсенала технических средств, позволяющих повысить износостойкость реборды колес.

Изготовление оболочки смазочного стержня в виде трубки или из поливинилхлоридного пластика (ПВХ), или из полиэтилена, или из полистирола, или из полиамида, или из поликарбоната упрощает конструкцию смазочного стержня так как для подготовки оболочки достаточно взять готовую трубку и нарезать на отрезки необходимой длины. При этом трубку можно подобрать определенного диаметра с определенной толщиной стенок в зависимости от условий применения. Кроме того, использование в качестве оболочки трубки из предложенного ряда полимеров, обеспечивает более гибкий контакт смазочного стержня с местом нанесения смазочного материала, в частности, с ребордами колес, что в свою очередь повышает эксплуатационные качества заявляемого устройства смазочного стержня. Дополнительно следует отметить то, что материал, из которого выполнены трубки: поливинилхлоридный пластик, полиэтилен, полистирол, полиамид, поликарбонат позволяет обеспечивать одновременный износ как самой оболочки, так и ее содержимого, что также повышает эксплуатационные качества смазочного стержня.

Выполнение оболочки смазочного стержня гофрированной еще в большей степени увеличивает гибкость стержня и улучшает условия его использования, а, следовательно, еще в большей степени повышает эксплуатационные качества смазочного стержня.

Использование в качестве основы смазочного материала или парафина, или консталина, или стеарина, или воска, или солидола, или смолы, или церезина расширяет ассортимент компонентов, составляющих основу смазочного материала и в свою очередь расширяет ряд вариантов изготовления смазочных стержней в зависимости от условий эксплуатации и наличия необходимых материалов, расширяет арсенал технических средств, позволяющих повысить износостойкость реборды колес.

Использование в качестве антифрикционных добавок или микрочастиц или нитрида бора, и/или дисульфида вольфрама, и/или дисульфида молибдена, и/или дисульфида цинка, и/или свинцового мыла, и/или карбида кремния, и/или диборида титана, и/или фторида лития, и/или оксида иттрия, и/или карбида циркона, и/или нитрида алюминия, и/или карбида кремния, и/или пропионата аммония, и/или борида алюминия, и/или карбида алюминия, и/или фторида кальция, и/или фторида бария, и/или гексаборида лантана, и/или карбида бора, и/или нитрида кремния, и/или карбида титана, и/или смеси в виде жидкости Eco-Universal Oil-Package, состоящей из оксипропилата спирта, монобутилового эфира полипропиленгликоля, растворителя и поверхностно-активных углеводородов также расширяет ассортимент вариантов изготовления смазочных стержней в зависимости от наличия необходимых материалов и от условий применения смазочного стержня, к числу которых можно отнести и время года и температуру окружающей среды, расширяет арсенал технических средств, позволяющих повысить износостойкость реборды колес.

Применение в качестве антифрикционных добавок выше указанных компонентов как по отдельности, так и в сочетании повышает эффективность использования смазочного стержня, повышает эксплуатационные качества смазочного стержня, основное назначение которого уменьшить износ поверхностей качения колесных пар железнодорожного транспорта и колес мостовых кранов.

Соотношение компонентов основы смазочного материала и антифрикционных добавок, мас.%:

Антифрикционные добавки- 02,-90,0
Основа смазочного материала- остальное

установлено экспериментально и позволяет достичь требуемых показателей противоизносных и антифрикционных свойств приповерхностных слоев трущихся деталей.

Предлагаемая полезная модель поясняется схематичным чертежом.

На фиг.1 представлен вариант смазочного стержня, оболочка которого выполнена гофрированной.

Смазочный стержень содержит оболочку 1, заполненную смазочным материалом 2. Оболочка 1 может иметь гофры 3.

Смазочный стержень изготавливают следующим образом:

Предварительно готовят смазочный материал путем введения выбранной антифрикционной добавки в разогретую выбранную основу при непрерывном помешивании. Затем готовый смазочный материал заливают или вводят в оболочку, которую готовят путем отрезки части от трубки или из поливинилхлоридного пластика, или из полиэтилена, или из полистирола, или из полиамида, или из поликарбоната с внутренний диаметром 20-50 мм.

Пример 1:

Берут парафин, который подогревают до температуры плавления и при непрерывном помешивании добавляют нитрид бора, смесь Есо-Universal Oil-Package при соотношении компонентов, мас.%:

Нитрид бора25,0
Eco-Universal Oil-Package 2,0
Парафиностальное

Полученный смазочный материал-антифрикционную композицию заливают внутрь оболочки, которую изготавливают из отрезка трубки ПВХ с внутренним диаметром 20 мм.

Пример 2:

Берут Консталин, добавляют в него дисульфид молибдена и смесь Eco-Universal Oil-Package при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена30,0
Eco-Universal Oil-Package 1,0
Консталиностальное

Полученный смазочный материал - антифрикционную композицию вводят внутрь оболочки из отрезка трубки ПВХ с внутренним диаметром 25 мм.

И в первом и втором случае смазочный стержень применяли на ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» для смазки реборд крановых колес. При этом комиссией был сделан вывод, что предложенный для испытания смазочный стержень, названный керамическим карандашом, позволил снизить износ поверхности реборды в 2,6 раза.

При испытании на Челябинском цинковом заводе предложенных смазочных стержней - керамических карандашей установлено, что их применение позволило снизить износ реборд крановых колес до 6 раз.

Используют смазочный стержень путем размещения его в устройствах для смазки колесных реборд, которые широко известны.

Так известно устройство для смазки колесных реборд по патенту РФ 2108250 по кл. МПК В61К 3/02, заявл. 10.04.1995 г., опубл. 10.04.1998 г.

«Устройство для смазки колесных реборд», которое содержит гильзу для размещения смазывающего стержня и пружину, поджимающую смазывающий стержень к реборде.

Наличие оболочки из трубки из предложенного ряда материалов позволяет при необходимости использовать предлагаемый смазочный стержень без каких-либо приспособлений, а просто держа его в руке. В таких случаях торец оболочки может быть выполнен скошенным и иметь при этом скос криволинейной или прямоугольной формы.

1. Смазочный стержень, состоящий из оболочки, заполненной смазочным материалом, содержащим основу и антифрикционные добавки, отличающийся тем, что оболочка выполнена в виде трубки или из поливинилхлоридного пластика (ПВХ), или из полиэтилена, или из полистирола, или из полиамида, или из поликарбоната, основа смазочного материала включает или парафин, или консталин, или стеарин, или воск, или солидол, или смолу, или церезин, антифрикционные добавки включают или микрочастицы или нитрида бора, и/или дисульфида вольфрама, и/или дисульфида молибдена, и/или дисульфида цинка, и/или свинцового мыла, и/или карбида кремния, и/или диборида титана, и/или фторида лития, и/или оксида иттрия, и/или карбида циркона, и/или нитрида алюминия, и/или карбида кремния, и/или пропионата аммония, и/или борида алюминия, и/или карбида алюминия, и/или фторида кальция, и/или фторида бария, и/или гексаборида лантана, и/или карбида бора, и/или нитрида кремния, и/или карбида титана, и/или смесь в виде жидкости Eco-Universal Oil-Package, состоящую из оксипропилата спирта, монобутилового эфира полипропиленгликоля, растворителя и поверхностно-активных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Антифрикционные добавки 0,2-90,0
Основа смазочного материала Остальное

2. Смазочный стержень по п.1, отличающийся тем, что оболочка выполнена гофрированной.



 

Похожие патенты:

Установка относится к техническим средствам для производства смазочных материалов, используемых в машинах и механизмах для снижения трений качения и скольжения.
Наверх