Колодочный тормоз

 

Колодочный тормоз с регулируемым тормозным моментом содержит вертикально размещенную замыкающую пружину 6, регулировочная гайка 12 которой размещена над замыкающей пружиной с возможностью кинематической связи с ней, что обеспечивает удобный доступ к механизму регулирования тормозного момента, повышает эргономичность обслуживания колодочного тормоза, в частности, когда тормоз уже установлен на подъемном механизме, повышая при этом точность и безопасность его работы. 2 ил. Референт: Седякина О.А.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к конструктивным элементам устройства регулирования тормозного момента колодочных тормозов, и предназначена для использования в подъемно-транспортных механизмах, а также в колодочных тормозах дорожно-строительного, металлургического и другого грузоподъемного оборудования.

Заявляемое устройство размещено непосредственно на колодочном тормозе и используется для взаимного стягивания тормозящих органов, обеспечивая усилие прижима тормозных колодок к тормозному шкиву.

Известны устройства колодочных тормозов, в которых рабочие усилия прижима тормозных колодок создаются цилиндрической винтовой пружиной, усилия которой регулируются гайкой, размещенной в нижней части пружины и взаимодействующей с ее нижним торцом (см. патент SU 1467276, МПК 4 F16D 65/34, B66D 5/00, «Колодочный тормоз»), а также (см. патент SU 113923, МПК 6 F16D 49/16, F16D 65/40, «Колодочный тормоз»).

В известных устройствах замыкающая пружина, обеспечивающая усилия стягивания тормозных колодок, закрепленных на вертикальных стойках, размещена вертикально между гидротолкателем и одной из стоек. Нижняя торцевая часть замыкающей пружины связана с регулировочной гайкой, затягивание которой обеспечивает требуемое усилие замыкающей пружины.

Размещение регулировочной гайки в нижней торцевой части замыкающей пружины требует регулировки усилия зажима снизу, что доставляет крайние затруднения при управлении уже установленным тормозом, в частности, на таком грузоподъемном механизме как грузоподъемный строительный кран или на аналогичном подъемно-транспортном устройстве.

Принимая во внимание, что усилие сжатия колодок представляет собой очень важную характеристику для эффективной и безопасной работы колодочного тормоза и, в то же время, регулирование усилия сжатия требует зачастую технического обслуживания в экстремальных условиях эксплуатации, крайне важным представляется повышение эргономичности работы механизма.

Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, заключается в повышении эффективности работы колодочного тормоза путем повышения эргономичности его обслуживания, обеспечение удобства и точности регулирования его тормозного момента.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в колодочном тормозе, снабженном устройством регулирования его тормозного момента, содержащим вертикально размещенную замыкающую пружину, регулировочная гайка размещена над замыкающей пружиной с возможностью кинематической связи с ней.

Наличие в колодочном тормозе замыкающей пружины, регулировочная гайка которой размещена над ее верхней торцевой частью, обеспечивает быстрый и удобный доступ к устройству регулирования тормозного момента, позволяя повысить точность и безопасность работы колодочного тормоза.

Размещение регулировочной гайки над замыкающей пружиной позволяет расширить ассортимент применяемых инструментов регулирования, то есть появляется возможность удобного, беспрепятственного применения накидного или торцового ключа, с возможностью кругового вращения, что упрощает процесс регулирования тормозного момента, повышая точность, надежность и долговечность работы колодочного тормоза.

Сущность заявляемого устройства поясняется техническими рисунками, где

на фиг.1 - представлен общий вид устройства регулирования тормозного момента;

на фиг.2 - фото колодочного тормоза.

Колодочный тормоз состоит из тормозных колодок 1, закрепленных на вертикальных стойках 2 и 3, которые установлены на основании 4 и связаны с регулировочной тягой 5.

Устройство регулирования тормозного момента выполнено в виде замыкающей пружины 6, связанной с трехплечим рычагом 7, который соединен с регулировочной тягой 5 и со штоком 8 электрогидравлического толкателя 9.

Замыкающая пружина 6 установлена вертикально между стойкой 2 и электрогидравлическим толкателем 9. Верхний конец замыкающей пружины 6 связан с упором 10, который жестко закреплен на стойке 2.

Замыкающая пружина 6, изображенная на фиг.2, размещена в защитном кожухе 11.

Устройство регулирования тормозного момента снабжено регулировочной гайкой 12, размещенной над замыкающей пружиной 6 и установленной на верхнем конце шпильки 13. Регулировочная гайка 12 и шайба 14 расположены над трехплечим рычагом 7 и опираются на его поверхность.

Шпилька 13 проходит между щеками трехплечего рычага 7, через отверстие, выполненное в упоре 10, она размещена внутри замыкающей пружины 6 и своим нижним концом связана с нижним концом замыкающей пружины 6 посредством гайки 15 и нижней тарели 16. Верхняя тарель 16 жестко закреплена на верхнем конце замыкающей пружины 6.

Работает устройство следующим образом.

В исходном, нерабочем состоянии колодочного тормоза при выключенном электрогидравлическом толкателе 9 под воздействием сжатой замыкающей пружины 6 тормозные стойки 2 и 3 прижимают тормозные колодки 1 к поверхности тормозного шкива (на фигурах не показан).

При включении электропитания включается электрогидравлический толкатель 9, установленный на основании 4, при этом стойки 2 и 3, освободившись от силового действия замыкающей пружины 6, расходятся, отклоняются в противоположные стороны от шкива, растормаживая, освобождая тормозной шкив, то есть осуществляется растормаживание колодочного тормоза. В зависимости от изменяющихся многофакторных условий эксплуатации периодически, по мере необходимости, возникает потребность регулирования тормозного момента колодочного тормоза.

Регулировка тормозного момента осуществляется путем изменения высоты замыкающей пружины 6, создающего пропорциональное изменение силы сжатия замыкающей пружины 6, с помощью поворота регулировочной гайки 12 вокруг своей оси по (или против) часовой стрелке на необходимый угол поворота, соответствующий требуемому изменению тормозного момента.

Процесс поворота регулировочной гайки 12 сопровождается изменением линейного размера замыкающей пружины 6 и, соответственно, изменением степени ее сжатия (или растяжения).

При верхнем расположении регулировочной гайки над замыкающей пружиной, на трехплечем рычаге 7, обеспечивается свобода доступа для регулирования тормозного момента, то есть возможность свободного, совместного с регулировочной гайкой 12, кругового поворота гаечного ключа без перезахвата, что повышает удобство и точность регулирования.

Таким образом, повышая эргономические характеристики устройства путем облегчения доступа к устройству регулирования тормозного момента, усилия сжатия тормозных колодок, обеспечивается повышение точности и надежности работы колодочного тормоза.

Колодочный тормоз, снабженный устройством регулирования его тормозного момента, содержащим вертикально размещенную замыкающую пружину, снабженную регулировочной гайкой, отличающийся тем, что регулировочная гайка размещена над замыкающей пружиной с возможностью кинематической связи с ней.



 

Наверх