Аэротренажер

 

Полезная модель направлена на обеспечение компактности, мобильности и надежности аэротренажера, а также на снижение трудоемкости изготовления и сборки/разборки его корпуса, за счет унификации его сборно-разборных частей из одноразмерных пустотелых модулей контейнерного типа, выполняющих заодно и функцию формирования в корпусе аэротренажера канала для прохождения потока воздуха, и функцию размещения внутри них единиц оборудования аэротренажера, обеспечивающих нагнетание в канал корпуса потока воздуха. Указанный технический результат достигается тем, что аэротренажер, содержащий корпус с одним, как минимум, каналом для прохождения потока воздуха и вертикально размещенной в нем полетно-тренировочной камерой с устройствами, обеспечивающими полет и безопасность тренирующихся, а также оборудование, обеспечивающее нагнетание в канал корпуса потока воздуха, с силовой установкой, как минимум, из одного двигателя со своей системой управления оборотами и связанного с ним, как минимум, одного вентилятора, и пульт управления, связанный с системой управления оборотами двигателя, корпус аэротренажера выполнен из сборно-разборных однорозмерных пустотелых модулей контейнерного типа, одни из которых снабжены внутренними поперечными перегородками, разделяющими эти модули на смежные отсеки, причем, все модули установлены относительно друг друга с возможностью формирования их внутренними поверхностями, как минимум, одного канала в корпусе для прохождения воздушного потока, например, открытого или замкнутого, а оборудование, обеспечивающее нагнетание потока воздуха в канал корпуса, размещено внутри модулей в самом канале для прохождения воздуха и/или в изолированных от этого канала отсеках. Использование в качестве модулей стандартных транспортных контейнеров, приобретаемых на стороне, позволяет снизить трудоемкость изготовления аэротренажера.

Полезная модель относится к воздухоплавательному оборудованию, а именно, к тренажерам, используемым для парашютистов, летчиков и спортсменов в различных видах спорта, а также для массовых развлечений.

Известен аэротренажер, содержащий корпус из труб с открытыми каналами в них для прохождения нагнетаемого воздуха; расположенные в каналах перпендикулярно потоку воздуха платформы с решетками, обеспечивающими поддержание и полет тренирующихся; и оборудование, обеспечивающее нагнетание в трубы потока воздуха, с силовой установкой, как минимум, из одного двигателя со своей системой управления оборотами и связанного с ним, как минимум, одного вентилятора, и пульт управления, связанный с системой управления оборотами двигателя (Авторское свидетельство 1798256, приор. 04.12.90, опубл. 28.02.93).

Этот известный аэротренажер прост в изготовлении, не требует фундамента для его установки и позволяет осуществлять безопасные тренировки парашютистов, снаряженных парашютом.

Недостатками этого тренажера является невозможность его использования для тренирующихся без парашюта, в том числе для массовых развлечений, т.к. он не содержит полетно-тренировочной камеры, способной ограничивать своими стенками пределы полетного пространства, и за счет этого не обеспечивает безопасность тренировок и развлечений. Кроме того, этот известный тренажер некомпактен и немобилен, из-за трудоемкости демонтажа всех единиц его оборудования, перевозки на новое место и последующего монтажа.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели является аэротренажер, содержащий заключенный в опорный металлический каркас корпус с замкнутым каналом для прохождения нагнетаемого воздуха и вертикально размещенной в нем полетно-тренировочной камерой с устройствами, обеспечивающими полет и безопасность тренирующихся, а также оборудование, обеспечивающее нагнетание в канал корпуса потока воздуха, с силовой установкой, как минимум, из одного двигателя со своей системой управления оборотами и связанного с ним сильфонного насоса, и пульт управления, связанный с системой управления оборотами двигателя (Свидетельство на полезную модель 46191, приор. 01.03.2005, опубл. 27.06.2005).

Этот наиболее близкий к заявляемой полезной модели аэротренажер, по сравнению с вышеприведенным, безопасен для тренирующихся и может быть использован не только для тренировки парашютистов и спортсменов, но и для массовых развлечений, т.к. оснащен полетно-тренировочной камерой, ограничивающей своими стенками пределы полетного пространства. Кроме того, этот аэротренажер обладает улучшенной мобильностью, т.к. позволяет осуществлять демонтаж каркаса его корпуса для перевозки на новое место и его последующий монтаж, а также не требует фундамента для своей установки.

Недостатком этого наиболее близкого к заявляемой полезной модели аэротренажера является его ненадежность, обусловленная применением воздухопроницаемых тканей, как для камер его сильфонного насоса, так и разделяющих их диафрагм с обратными клапанами. Кроме того, этот аэротренажер трудоемок в изготовлении и сборке, а также недостаточно компактен и мобилен, из-за размещения за пределами самого корпуса его оборудования, обеспечивающего нагнетание в канал корпуса потока воздуха, что требует отдельного демонтажа/монтажа единиц этого оборудования при установке аэротренажера на новое место, и, как следствие, снижает надежность и долговечность аэротренажера вцелом.

Технический результат, достигаемый предлагаемой полезной моделью, состоит в обеспечении компактности, мобильности и надежности аэротренажера, а также в снижении трудоемкости изготовления и сборки/разборки его корпуса, за счет унификации его сборно-разборных частей из одноразмерных пустотелых модулей контейнерного типа, выполняющих заодно и функцию формирования в корпусе аэротренажера канала для прохождения потока воздуха, и функцию размещения внутри них единиц оборудования аэротренажера, обеспечивающих нагнетание в канал корпуса потока воздуха.

Это достигается тем, что в аэротренажере, содержащем корпус с одним, как минимум, каналом для прохождения нагнетаемого воздуха и вертикально размещенной в нем полетно-тренировочной камерой с устройствами, обеспечивающими полет и безопасность тренирующихся, а также оборудование, обеспечивающее нагнетание в канал корпуса потока воздуха, с силовой установкой, как минимум, из одного двигателя со своей системой управления оборотами и связанного с ним, как минимум, одного вентилятора, и пульт управления, связанный с системой управления оборотами двигателя, корпус аэротренажера выполнен из сборно-разборных одноразмерных пустотелых модулей контейнерного типа, одни из которых снабжены внутренними поперечными перегородками, разделяющими эти модули на смежные отсеки, причем, все модули установлены относительно друг друга с возможностью формирования их внутренними поверхностями, как минимум, одного канала в корпусе для прохождения воздушного потока, например, открытого или замкнутого, а оборудование, обеспечивающее нагнетание потока воздуха в канал корпуса, размещено внутри модулей в самом канале для прохождения воздуха и/или в изолированных от этого канала отсеках.

Использование в качестве модулей стандартных транспортных контейнеров, приобретаемых на стороне, позволяет снизить трудоемкость изготовления аэротренажера.

Предлагаемая полезная модель иллюстрируется чертежом блок-схемы аэротренажера из 6-ти модулей с одним замкнутым каналом для прохождения через аэротренажер нагнетаемого потока воздуха.

Аэротренажер (фиг.1) содержит корпус 1 с замкнутым каналом 2 для прохождения воздушного, потока; вертикально размещенную в нем полетно-тренировочную камеру 3 с прозрачными стенками и с обеспечивающими безопасность тренирующихся устройствами в виде сетки батутного типа из металлического троса, смонтированной на полу камеры - не показана; пульт оператора 4; оборудование, обеспечивающее нагнетание в канал корпуса потока воздуха: силовую установку, состоящую из двигателя 5 с системой управления оборотами и связанного с ним карданным валом вентилятора 6 для нагнетания воздуха в канал 2. Система управления оборотами двигателя 5 связана кабелем с пультом оператора 4.

Корпус 1 аэротренажера состоит из стандартных пустотелых одноразмерных модулей контейнерного типа в виде стандартных транспортных контейнеров 7, 8, 9, 10, 11 и 12, одни из которых 7, 9, 11 и 12 снабжены внутренними поперечными перегородками, разделяющими эти модули на смежные отсеки соответственно 17 и 18, 19 и 20, 21 и 22, 23 и 3 (полетно-тренировочная камера).

Все модули этой комплектации аэротренажера установлены один на другом в два вертикальных ряда по ходу потока воздуха, по три модуля в каждом вертикальном ряду. В одном вертикальном ряду сверху вниз расположены модули 8, 9 и 10, а в другом вертикальном ряду - модули 7, 12 и 11.

Модули состыкованы между собой с возможностью формирования внутренними поверхностями одних их отсеков 18, 20, 22 и 3 замкнутого канала 2 для прохождения потока воздуха, а внутренними поверхностями других их отсеков: 17, 21 и 23, помещений для размещения оборудования или размещения обслуживающего персонала.

Перегородка 16 полетно-тренировочной камеры 3 выполнена прозрачной и имеет дверь (не показана).

Отсек 19 модуля 9 служит для обмена воздуха с окружающей средой в канале 2, осуществляемого с помощью перепускных створок 24 в перегородке 14. В отсеках 18, 20, 22 и сквозных модулях 8 и 10 смонтированы поворотные лопатки соответственно 25, 26, 27 и 28, обеспечивающие равномерный поворот потока воздуха в местах изгиба общего сквозного канала 2. Отсек 21 модуля 11 предназначен под бытовое помещение.

Двигатель 5 расположен в отсеке 17 модуля 7, а вентилятор 6 - в сквозном модуле 8. Пульт оператора, связанный с системой управления оборотами двигателя 5 расположен в отсеке 23, служащим одновременно и помещением для размещения оператора и тренирующихся, ожидающих своего перемещения в полетно-тренировочную камеру 3 или наблюдающих через ее прозрачную перегородку 16 полеты тренирующихся клиентов.

Аэротренажер изготавливают и собирают следующим образом.

Вначале внутрь модулей 7, 9, 11 и 12 вваривают поперечные перегородки, разделяя их на смежные отсеки, соответственно: 17 и 18, 19 и 20, 21 и 22, 23 и 3 (полетно-тренировочная камера). После этого, в каждом модуле организуют места крепления их друг с другом и устанавливают в каждый из этих модулей соответствующее оборудование. А затем все модули устанавливают в 2 вертикальных ряда один на другой и соединяют кабелем (не показан) систему управления оборотами двигателя 5 с пультом оператора 4. После этого, все модули крепят друг с другом.

Аэротренажер работает следующим образом.

Тренирующиеся поднимаются в отсек 23 модуля 12. Оператор устанавливает очередность тренирующихся и впускает, как минимум, одного из них в полетно-тренировочную камеру. С пульта управления 4 оператор подает сигнал на блок управления двигателем 5, который раскручивает вентилятор 6 через карданный вал, нагнетающий и разгоняющий в канале 2 аэротренажера поток воздуха.

Разгоняемый вентилятором 6 поток воздуха вначале движется горизонтально в сквозном канале модуля 8 до поворотных лопаток 26, которые поворачивают поток вниз по вертикали, направляя его в сквозной канал отсека 20 модуля 9, связанного через створку перепуска воздуха 24 перегородки 14 с отсеком 19 для перепуска воздуха в атмосферу, который необходим для обмена воздуха в канале 2 с окружающей средой.

Минуя сквозной канал отсека 20 модуля 9, поток воздуха направляется в вертикальную часть сквозного канала модуля 10, где на входе проходя через поворотные лопатки 27, поворачивается и попадает в горизонтальную часть сквозного канала модуля 10, далее направляется в горизонтальную часть сквозного канала отсека 22 модуля 11. Через поворотные лопатки 28 и вертикальную часть сквозного канала отсека 22 вертикально снизу вверх поступает в полетно-тренировочную камеру 3 и поднимает находящегося там спортсмена вверх.

Воздушный поток поддерживает тело тренирующегося и последний, управляя своим положением, получает возможность перемещаться в воздушном потоке аналогично режиму свободного падения, отрабатывая необходимые навыки и выполняя разные трюки.

В воздушном потоке могут одновременно находиться несколько тренирующихся, получающих возможность отрабатывать технику группового свободного полета.

Из камеры 3 воздух, направляется в сквозной канал отсека 18 модуля 7, на его поворотные лопатки 25, поворачивающими его в горизонтальное направление. Затем воздушный поток снова поступает в сквозной канал модуля 8, снова разгоняется вентилятором и т.д. по циклу.

Для прекращения тренировки оператор подает сигнал со своего пульта на двигатель 5, который, постепенно снижая свои обороты, снижает обороты вентилятора 6. Поток воздуха постепенно ослабевает и находящиеся в полете спортсмены начинают постепенно опускаться на удерживающее их устройство (сетка - не показана) в полетно-тренировочной камере.

Для перевозки аэротренажера на новое место, разъединяют состыкованные между собой модули и устанавливают их вместе с оборудованием внутри на транспортное средство для перевозки. После доставки модулей с оборудованием на новое место, их снимают с транспортного средства и производят установку и сборку в соответствии с компоновочной схемой, выбранной для этого аэротренажера.

Таким образом, одни и те же модули многократно могут быть применены для любых компоновочных схем аэротренажера.

Предложенный аэротренажер с совокупностью его существенных признаков позволяет обеспечить его компактность и надежность, за счет унификации его сборно-разборных частей из одноразмерных пустотелых модулей контейнерного типа, выполняющих заодно и функцию формирования в корпусе аэротренажера канала для прохождения потока воздуха, и функцию размещения внутри них единиц оборудования аэротренажера, обеспечивающего нагнетание в канал корпуса потока воздуха, а также позволяет обеспечить его мобильность, за счет использования в качестве сборных модулей стандартных транспортных контейнеров, предназначенных для грузовых перевозок и не требующих демонтажа и последующего монтажа в этих контейнерах раз и навсегда установленного в них оборудования, что, в свою очередь, также обеспечивает надежность и долговечность не только его оборудования, но и аэротренажера вцелом.

Аэротренажер успешно прошел испытания и в настоящее время готовится к использованию для тренировок парашютистов и спортсменов на аэродромах, в полевых условиях, а также для массовых развлечений.

1. Аэротренажер, содержащий корпус как минимум с одним каналом для прохождения потока воздуха и вертикально размещенной в нем полетно-тренировочной камерой с устройствами, обеспечивающими полет и безопасность тренирующихся, а также оборудование, обеспечивающее нагнетание в канал корпуса потока воздуха силовой установкой, как минимум, из одного двигателя со своей системой управления оборотами и связанного с ним, как минимум, одного вентилятора, и пульт управления, связанный с системой управления оборотами двигателя, отличающийся тем, что корпус аэротренажера выполнен из сборно-разборных одноразмерных пустотелых модулей контейнерного типа, одни из которых снабжены внутренними поперечными перегородками, разделяющими эти модули на смежные отсеки, причем все модули установлены относительно друг друга с возможностью формирования их внутренними поверхностями, как минимум, одного канала в корпусе для прохождения воздушного потока, например, открытого или замкнутого, а оборудование, обеспечивающее нагнетание потока воздуха в канал корпуса, размещено внутри модулей в самом канале для прохождения воздуха и/или в изолированных от этого канала отсеках.

2. Аэротренажер по п.1, отличающийся тем, что в качестве модулей используют стандартные транспортные контейнеры.



 

Наверх