Синхронная электрическая машина
Полезная модель относится к области электромашиностроения. Синхронная электрическая машина содержит сердечник статора 1, на всей своей длине собранный из листов или сегментов из электротехнической стали, и неявнополюсный ротор с массивной магнитопроводящей бочкой 2, на торцах которой, в зоне ее наружного диаметра, выполнены скосы 3 в виде фасок. Сердечник статора 1 имеет одинаковый внутренний диаметр. Технический результат - упрощение и удешевление производства электрической машины. 1ил.
Полезная модель относится к области электромашиностроения.
Широко известны электрические машины переменного тока малой и средней мощности, например, двухполюсные мощностью до 2000-2500 кВт, сердечники статоров которых на всей своей длине собраны из листов электротехнической стали с одинаковым внутренним диаметром (см., например Е.Видеман, В.Келленбергер, «Конструкции электрических машин», «Энергия», Ленинградское отделение, 1972 г., с.156, рис.6-2). При этом, по кромкам торцев магнитопроводящих сердечников статора и ротора, в зоне зазора между этими сердечниками, при работе электрической машины имеет место рассеяние магнитного потока, приводящее к возникновению добавочных потерь в электрической машине.
Недостатком конструкции является наличие добавочных потерь при работе в электрической машине, созданных рассеиванием магнитного потока, образованного на кромках торцев сердечников статора и ротора в зоне зазора между сердечниками.
Известны электрические машины переменного тока, сердечники статора которых собраны из листов или сегментов электротехнической стали таким образом, что торцевые пакеты сердечника в зоне внутреннего диаметра выполнены ступенчато, причем ступеньки в направлении от середины к торцам сердечника статора постепенно (ступенчато) увеличивают внутренний диаметр сердечника статора (см., например, упомянутую монографию, с.158, рис.6-5) - конструкция принята за прототип. Такое исполнение торцевых пакетов сердечника статора вызвано необходимостью уменьшить рассеяние магнитного потока в торцевых зонах сердечников статора и ротора, и, следовательно, добавочные потери в крупных синхронных электрических машинах.
Недостаток конструкции - необходимость иметь несколько позиций листов или сегментов сердечника статора для образования этой ступенчатости в торцевых пакетах сердечника статора, что усложняет и удорожает производство электрической машины, т.к. требует изготовления дополнительной оснастки.
Основная задача, которую решает предлагаемая полезная модель - упрощение конструкции синхронной электрической машины с целью удешевления ее производства.
Технический результат достигается тем, что в синхронной электрической машине, содержащей сердечник статора, на всей своей длине собранный из листов или сегментов из электротехнической стали, и неявнополюсный ротор с массивной магнитопроводящей бочкой, на торцах которой, в зоне ее наружного диаметра, выполнены скосы в виде фасок, а сердечник статора имеет одинаковый внутренний диаметр.
Заявленная синхронная электрическая машина поясняется фигурой, где показано продольное сечение электрической машины в зоне торцев сердечников статора и ротора.
Сердечник статора 1 на всей своей длине выполнен из одинаковых листов или сегментов из электротехнической стали, без организации ступенек у торцев сердечника статора. Магнитопроводящая бочка 2 ротора выполнена со скосами 3 в виде обычных фасок.
С точки зрения уменьшения рассеяния магнитного потока и добавочных потерь в электрической машине такое исполнение равноценно известной конструкции, принятой за прототип. Однако в этом случае отпала необходимость иметь несколько позиций листов или сегментов статора для организации ступенек в крайних пакетах сердечника статора, что упрощает и удешевляет производство электрической машины.
При использовании предложенной конструкции в синхронных машинах малой и средней мощности достаточно просто и с малыми затратами решается проблема уменьшения рассеяния магнитного потока и добавочных потерь, определяемых этим рассеянием магнитного потока.
Предлагаемое устройство опробовано в синхронном электродвигателе типа СДП мощностью 8000 кВт.
Синхронная электрическая машина, содержащая сердечник статора, на всей своей длине собранный из листов или сегментов из электротехнической стали, и неявнополюсный ротор с массивной магнитопроводящей бочкой, отличающаяся тем, что на торцах массивной магнитопроводящей бочки ротора, в зоне ее наружного диаметра, выполнены скосы в виде фасок, а сердечник статора имеет одинаковый внутренний диаметр.