Устройство аварийной связи

 

Устройство аварийной связи относиться к области электрорадиотехники, в частности к системам аварийной радиосвязи и может быть использовано для организации аварийной радиосвязи на подводных лодках, и позволяет повысить надежность и живучесть аварийной радиосвязи. Устройство содержит в каждом экранированном отсеке подводной лодки радиостанции, металлические полые цилиндры, закрытые с торцов звукопрозрачным водонепроницаемым веществом, которые установлены попарно в межотсечных переборках та, что их торцы находятся в смежных отсеках на расстояниях, кратных , где N - целое число, - длина рабочей волны. Техническим результатом является повышение надежности и живучести аварийной внутрикорабельной связи. 1 ил.

Полезная модель относиться к области электрорадиотехники и может быть использована для организации аварийной радиосвязи на подводных лодках.

Главным требованием к аварийной связи является обеспечение устойчивой связи между абонентами, находящимися в герметизированных и практически полностью экранированных помещениях.

Известна «Система внутрикорабельной аварийной связи». Патент РФ 2108671, Н04В 7/155 1985. Она содержит симметричную направляющую линию, вдоль которой расположены абонентские приборы безбатарейной телефонной связи, малогабаритные приемопередатчики, портативные радиостанции и блоки сопряжения абонентских приборов безбатарейной телефонной связи с приемопередатчиками. Для приема и передачи речевой информации используется физическая цепь двухпроводной линии, по которой передаются электромагнитные волны. Сигналы с приемопередатчиков передаются по двухпроводной линии связи в обе стороны и через блок сопряжения поступают на другие приемопередатчики, эти же сигналы проходят через приемопередатчики, усиливаются в блоках сопряжения и излучаются в отсеках корабля. Излучение принимается портативными радиостанциями.

Недостатком этой системы является то, что она не обеспечивает гарантированной аварийной связи на подводной лодке вследствие того, что при выгорании любого из отсеков выгорают и проводные линии связи.

Таким образом, надежность и эффективность работы существующей системы внутрикорабельной аварийной связи недостаточна и находится в зависимости от внешних факторов (состояние кабельных трасс).

Целью полезной модели является повышение надежности и живучести аварийной внутрикорабельной связи.

Поставленная цель достигается тем, что в аварийное устройство внутрикорабельной связи, состоящее из переносных радиостанций, размещаемых в каждом из отсеков подводной лодки, дополнительно включены металлические полые цилиндры, установленные попарно в межотсечных переборках так, что их торцы находятся в смежных отсеках на расстояниях, кратных , где N - целое число, - длины рабочей волны радиостанции, при этом указанные торцы закрыты герметическими крышками из термостойкого высокопрочного диэлектрика, например кварцевого стекла, причем радиостанции излучают частоту, близкую к резонансной частоте указанных цилиндров.

На фиг. представлена структурная схема устройства. Устройство содержит: 1 - прочный корпус подводной лодки; 2 - межотсечные переборки; 3 - переносные радиостанции; 4 - металлические полые цилиндры; 5 - герметические крышки из диэлектрика.

Прочный корпус 1 служит для размещения личного состава и оборудования, межотсечные переборки 2 служат для образования герметизирующих отсеков и размещения металлических полых цилиндров 4, радиостанции 3 служат для обеспечения передачи и приема информации в радиодиапазонах шкалы электромагнитных волн, металлические полые цилиндры 4 являются резонаторами для рабочих часто радиостанций 3 и служат для канализации электромагнитной энергии в пределах прочного корпуса 1 через переборки 2, герметичные крышки 5 служат для герметизации цилиндров 4 и обеспечивают условия переизлучения электромагнитной энергии при герметизации отсека в целом.

Устройство работает следующим образом.

При работе аварийной радиостанции 3 ее антенна возбуждает в пространстве отсека, образованного прочным корпусом 1 и межотсечными переборками 2, электромагнитное поле, представляющее собой комбинацию стоячих электрических и магнитных волн со сложной картиной распространения узлов и пучностей.

Сложная картина пространственного распространения узлов и пучностей стоячих электрических и магнитных волн определяется неидеальной формой отсека, свойствами материала, произвольным распределением оборудования и другими факторами.

Электромагнитное поле, имеющее частоту, близкую к резонансной для полых металлических цилиндров 4, возбуждает в них направленные волны типа Е, Н или одновременно волны этих типов. Эти волны распространяются вдоль цилиндров 4 и переизлучаются в смежных отсеках.

Если торец одного из цилиндров 4 располагается в узле электрической или магнитной волны (наихудшее условие возбуждения), то для канализации энергии поля используется другой соседний цилиндр 4, расположенный от первого на расстоянии, кратном нечетному количеству четверти волны (условия пучности стоячей волны, т.е. оптимальных условий возбуждения).

Таким образом, излучения распространяются из отсека в отсек, испытывая переизлучение на резонаторах, образованных цилиндрами 4 с герметичными крышками 5. Это излучение принимается приемниками остальных радиостанций 3, размещенных в других отсеках. В данном устройстве радиостанции 3 работают с использованием прямого, а не наведенного излучения. Поэтому дальность аварийной связи будет находиться в пределах всей подводной лодки, а не будет зависеть от расположения радиостанции 3 в пределах отсека, что определяется увеличением напряженности поля и его распределением. Кроме того, по указанной причине система оказывается независимой от нарушения целостности электрической кабельной магистрали, вызванной пожаром или другими причинами. Надежность устройства в аварийных условиях обеспечивается применение для герметизации металлических цилиндров 4 высокопрочных термостойких диэлектриков, пожаростойкость которых выше, чем у изделий кабельных корабельных магистралей.

Преимущество заявляемого устройства в том, что;

- обеспечивается устойчивая работа устройства в аварийных условиях при нарушениях целостности кабельных электрических магистралей, вызванных пожаром и механическими повреждениями или другими причинами;

- обеспечивается безрертансляционный прием сигналов радиостанций во всех отсеках ПЛ одновременно при произвольном расположении радиостанции внутри каждого из отсеков.

Устройство аварийной связи, содержащее в каждом отсеке подводной лодки переносную радиостанцию, отличающееся тем, что введены металлические полые цилиндры (резонаторы) длиной по 20 см, внутренний диаметр которых составляет 5 см, закрытые с торцов звукопрозрачным водонепроницаемым веществом, которые устанавливаются попарно в межотсечных переборках так, что их торцы находятся в смежных отсеках на расстояниях, кратных , где N - целое число, - длина рабочей волны, при этом радиостанции излучают частоту, близкую к резонансной частоте полых цилиндров.



 

Наверх