Упругая муфта

 

Упругая муфта относится к области машиностроения и предназначена для использования в конструкциях пассажирских вагонов железнодорожного транспорта для передачи крутящего момента от колесной пары к подвагонному генератору и включает первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, одеваемую на ведомый вал и элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, в которой между концентрично расположенными втулками полумуфт установлена пара радиально-упорных подшипников, разделенных дистанционным кольцом, а шайба закреплена на торце второй полумуфты резьбовым соединением и выполнена с кольцевым буртом, упирающимся в радиально-упорный подшипник. 1 з.п. ф-лы

Данное техническое решение относится к области машиностроения и предназначено для использования в конструкциях пассажирских вагонов железнодорожного транспорта для передачи крутящего момента от колесной пары к подвагонному генератору.

Из описания полезной модели к патенту РФ 87479 по кл. F16D 3/74 от 26.05.2009 г., принятой в качестве прототипа, известна упругая муфта, включающая первую полумуфту, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту, одеваемую на ведомый вал и основной элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, в которой втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов, при этом она снабжена шайбой, закрывающей муфту с торца и подшипниками качения, установленными между концентрично расположенными втулками полумуфт, а в плоскости перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов выполнено местное ослабление прочности основного элемента из эластичного материала.

В этом известном устройстве крепление подшипникового узла производится гайкой и контргайкой, закрытыми установленной над ними шайбой. Это не дает возможности контролировать силу зажима подшипника, создает трудности при осмотре узла и его обслуживании в эксплуатации.

В заявляемой упругой муфте, включающей первую полумуфту, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту, одеваемую на ведомый вал и основной элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, в которой втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов, при этом она снабжена шайбой, закрывающей муфту с торца и подшипниками качения, установленными между концентрично расположенными втулками полумуфт, а в плоскости перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов выполнено местное ослабление прочности основного элемента из эластичного материала в отличие от прототипа между концентрично расположенными втулками полумуфт установлена пара радиально-упорных подшипников, разделенных дистанционным кольцом, а шайба закреплена на торце второй полумуфты резьбовым соединением и выполнена с кольцевым буртом, упирающимся в радиально-упорный подшипник. Кроме того, между кольцевым буртом шайбы и радиально-упорным подшипником, а также между второй полумуфтой и торцом первой полумуфты, установлены уплотнительные прокладки.

Такое выполнение упругой муфты позволяет повысить ее ремонтопригодность. За счет крепления шайбы на торце второй полумуфты сохраняется целостность конструкции во время транспортировки и хранения.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом, где показана упругая муфта в разрезе.

Упругая муфта состоит из первой полумуфты 1 с фланцем, соединенной с ведущим карданным валом 2, второй полу муфты 3 с фланцем, одеваемой на ведомый вал 4 подвагонного генератора 5 и элемента из эластичного материала 6, связанного с обеими полумуфтами 1 и 3.

Втулка 7 первой полумуфты 1 охватывает втулку 8 второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов. Между концентрически расположенными втулками 7, 8 полумуфт 1, 3 установлена пара радиально-упорных подшипников 9, разделенных дистанционным кольцом 10.

Ко второй полумуфте 3 болтами 11 прикреплено основание 12 элемента 6 из эластичного материала. Болтами 13 на первой полумуфте 1 закреплен кожух 14, укрывающий муфту от загрязнения.

Муфта крепится болтом 15 на валу 4 генератора 5 через шайбу 16. Шайба 16 также закреплена на торце второй полумуфты 3 резьбовым соединением посредством четырех болтов 17 и выполнена с кольцевым буртом 18, упирающимся в радиально-упорный подшипник 9. Между кольцевым буртом 18 шайбы 16 и радиально-упорным подшипником 9 установлена уплотнительная прокладка 19. Между второй полумуфтой 3 и торцом первой полумуфты 1, установлена прокладка 20.

Карданный вал 2 шпильками 21 крепится к полумуфте 1.

Передача крутящего момента от карданного вала 2 на вал 4 генератора 5 осуществляется через шпильки 21, полумуфту 1, элемент 6 из эластичного материала, основание 12, болты 11, полумуфту 3, и шпонку 22.

Поворот относительно друг друга полумуфт 1, 3 вокруг продольной оси вала 4 генератора 5 возможен за счет наличия радиально-упорных подшипников 9.

При заклинивании подшипников генератора 5 происходит разрушение эластичного материала 6 по ослабленному сечению перпендикулярному продольной оси ведомого и ведущего валов, что не приводит в аварийном режиме к перекосу полумуфт. Два радиально-упорных подшипника 9 работают в рабочем режиме при радиальной нагрузке и в аварийном режиме при тангенциальной нагрузке.

Такое выполнение упругой муфты позволяет повысить ее ремонтопригодность. За счет крепления шайбы на торце второй полумуфты сохраняется целостность конструкции во время транспортировки и хранения.

1. Упругая муфта, включающая первую полумуфту, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту, одеваемую на ведомый вал и основной элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, в которой втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов, при этом она снабжена шайбой, закрывающей муфту с торца, и подшипниками качения, установленными между концентрично расположенными втулками полумуфт, а в плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов, выполнено местное ослабление прочности основного элемента из эластичного материала, отличающаяся тем, что между концентрично расположенными втулками полумуфт установлена пара радиально-упорных подшипников, разделенных дистанционным кольцом, а шайба закреплена на торце второй полумуфты резьбовым соединением и выполнена с кольцевым буртом, упирающимся в радиально-упорный подшипник.

2. Упругая муфта по п.1, отличающаяся тем, что между кольцевым буртом шайбы и радиально-упорным подшипником, а также между второй полумуфтой и торцом первой полумуфты установлены уплотнительные прокладки.



 

Наверх