Люк

 

Полезная модель относится к области строительства, машиностроения, мебельной промышленности для обеспечения или предотвращения доступа в здания и сооружения, а именно в ниши, шкафы, полости и т.п.

Целью предлагаемой полезной модели является обеспечить первоначальное параллельное перемещение открываемого элемента относительно рамы, а также сохранение целостности краев облицовочного материала.

Полезная модель реализуется следующим образом. В закрытом состоянии люка параллельного хода бегунок упирается в первый ограничитель хода. Угол, образованный первым стержнем и вторым стержнем минимален. Для обеспечения доступа в полость пользователь тянет на себя ручку, расположенную на первой стороне. При начале движения крышки бегунок перемещается по прямой прорези в сторону, противоположную первому ограничителю хода. Вместе с бегунком начинает движение третий стержень, в одиннадцатое отверстие которого вставлен бегунок. Третий стержень осуществляет поворот вокруг первой оси, при этом третий стержень выталкивает из рамы один из краев крышки, расположенный на большем расстоянии от кронштейна, чем другой край. Одновременно с третьим стержнем начинает движение второй стержень. Второй стержень приводит в движение первый стержень. При этом угол между первым стержнем и вторым стержнем увеличивается. В результате второй стержень выталкивает другой край крышки из рамы. Конец второго стержня с седьмым отверстием и конец третьего стержня с десятым отверстием находятся на одинаковом расстоянии от крышки, при этом третий стержень соединен со вторым стержнем. В результате воздействия третьего стержня и второго стержня крышка совершает поступательное движение от рамы, при этом крышка остается в положении параллельном раме. При дальнейшем движении бегунок попадает в фигурную прорезь. При движении бегунка по фигурной прорези, конец третьего стержня с десятым отверстием начинает движение по дуге, образованной фигурной прорезью. В результате данного движения расстояние между концом третьего стержня с десятым отверстием и крышкой увеличивается. При этом расстояние между концом второго стержня с седьмым отверстием и крышкой остается неизменным. Третий стержень начинает выталкивать один из краев крышки, расположенный на большем расстоянии от кронштейна, чем другой ее край, сильнее, тем самым поворачивая крышку вокруг пятой оси. При этом угол между первым стержнем и вторым стержнем увеличивается, и крышка продолжает поступательное движение от рамы. В момент, когда бегунок упирается во второй ограничитель хода, крышка с рамой образуют угол не менее 90º. При этом угол между первым стержнем и вторым стержнем становится максимальным, т.е. крышка прекращает свое поступательное и вращательное движение. Люк параллельного хода находится в открытом состоянии.

Область техники

Полезная модель относится к области строительства, машиностроения, мебельной промышленности для обеспечения или предотвращения доступа в здания и сооружения, а именно в ниши, шкафы, полости и т.п.

Уровень техники

Известно техническое решение - люк ревизионный под облицовку кафельной плиткой (патент РФ 59686), содержащее устанавливаемый в проем коробчатый каркас в виде прямоугольной рамы, шарнирно навешанную на этом каркасе дверцу, имеющую прямоугольную рамку, к которой прикреплено полотно дверцы, на которое можно прикреплять кафельную плитку, защелку или замковое устройство и ограничители хода дверцы, фиксирующие ее положение в каркасе. Рамка дверцы навешена на каркасе посредством шарнирно-рычажной петли двойного перемещения. Шарнирно-рычажная петля двойного перемещения включает в себя первый вертикальный силовой рычаг, в полости которого расположен второй вертикальный силовой рычаг. К первому вертикальному силовому рычагу прикреплена жестко пара горизонтальных опорных рычагов, другие концы которых шарнирно связаны с вертикальным элементом рамки дверцы. К выходящим из полости первого вертикального силового рычага концам второго вертикального силового рычага прикреплена жестко пара других горизонтальных опорных рычагов, другие концы которых шарнирно присоединены к вертикальному элементу коробчатого каркаса. Таким образом, при открывании дверцы последняя сначала плоскопараллельно перемещается из каркаса за счет разворота вокруг оси первого вертикального силового элемента, а затем может быть повернута как обычная дверца на требуемый угол, например 90º. Шарнирные связи представляют собой шарнирные опоры с возможностью поворота одной части относительно другой вокруг вертикальной оси.

Недостатками известного технического решения является то, что устройство не обеспечивает параллельности хода, в результате чего могут быть повреждены края облицовочного материала, например, керамической плитки.

Наиболее близким техническим решением (прототип) является устройство обеспечения доступа к скрытым инженерным коммуникациям помещений и зданий (патент РФ 49877), в частности, к нишам и полостям, включающее шарнирно подвешенный на ограничивающей проем раме или на элементах проема, по меньшей мере, один открываемый элемент и жесткие звенья. При этом, по меньшей мере, один открываемый элемент подвешен с возможностью плоскопараллельного перемещения и вращательного движения в одном или нескольких направлениях посредством одного или нескольких жестких звеньев, составляющих одну группу с одним открываемым элементом, или посредством дифференциально согласованных нескольких таких групп, причем каждая точка открываемого элемента всегда находится в одной и той же плоскости, перпендикулярной осям вращения шарнирных пар. Устройство обеспечения или предотвращения доступа к скрытым инженерным коммуникациям помещений и зданий дополнительно снабжено запорными, фиксирующими, ограничительными, улавливающими и направляющими устройствами, а также толкателями, доводчиками, устройствами принудительного перемещения и герметизации проема в любом их количестве и сочетании.

Недостатками прототипа является то, что устройство не обеспечивает параллельности хода, в результате чего могут быть повреждены края облицовочного материала, например, керамической плитки.

Целью предлагаемой полезной модели является обеспечение первоначального параллельного перемещения открываемого элемента относительно рамы, а также сохранение целостности краев облицовочного материала.

Поставленная цель достигается за счет того, что устройство содержит раму, крышку, кронштейн, направляющую, первый стержень, второй стержень, третий стержень, первую ось, вторую ось, третью ось, четвертую ось, пятую ось, бегунок, причем в кронштейне выполнены первое отверстие и второе отверстие, в первом стержне выполнены третье отверстие и четвертое отверстие, во втором стержне последовательно расположены пятое отверстие, шестое отверстие и седьмое отверстие, в третьем стержне последовательно расположены восьмое отверстие, девятое отверстие и десятое отверстие, в направляющей выполнены одиннадцатое отверстие, прямая прорезь и фигурная прорезь, при этом фигурная прорезь выполнена по форме дуги, выпуклая сторона которой обращена в противоположную сторону от крышки, фигурная прорезь выполнена как продолжение прямой прорези, фигурная прорезь расположена ближе к кронштейну, чем прямая прорезь, направляющая прикреплена к крышке перпендикулярно ей, первая ось пропущена через восьмое отверстие и второе отверстие, вторая ось пропущена через первое отверстие и третье отверстие, третья ось пропущена через четвертое отверстие и пятое отверстие, четвертая ось пропущена через шестое отверстие и девятое отверстие, пятая ось пропущена через седьмое отверстие и одиннадцатое отверстие, бегунок закреплен в десятом отверстии и размещен с возможностью его перемещения в фигурной прорези и прямой прорези и перехода из одной в другую, кронштейн закреплен на раме, длина третьего стержня больше длины первого стержня и второго стержня.

Краткое описание чертежей

Полезная модель поясняется чертежами (фиг.1-5), где на фиг.1 показано устройство в сборке, на фиг.2-5 показаны виды петли в разных положениях.

Раскрытие полезной модели

На чертеже обозначены: рама 1, первый элемент 2, второй элемент 3, третий стержень 4, направляющая 5, крышка 6, вторая сторона 7, первая сторона 8, кронштейн 9, третий элемент 10, четвертый элемент 11, первый стержень 12, второй стержень 13, третье отверстие 14, четвертое отверстие 15, девятое отверстие 16, бегунок 17, первое крепление 18, первый ограничитель хода 19, прямая прорезь 20, фигурная прорезь 21, второй ограничитель хода 22, второе отверстие 23, первое отверстие 24, второе крепление 25, десятое отверстие 26, седьмое отверстие 27, одиннадцатое отверстие 28, пятая ось 29, восьмое отверстие 30, первая ось 31, вторая ось 32, пятое отверстие 33, третья ось 34, четвертая ось 35, шестое отверстие 36.

Основными элементами люка (далее именуемого люком параллельного хода) являются рама 1, крышка 6 и петля.

Рама1(http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00064/95900.htm?text=%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0&stpar3=1.3) представляет собой конструкцию, состоящую из первого элемента 2, второго элемента 3, третьего элемента 10 и четвертого элемента 11. Рама 1 может быть выполнена из дерева, металла или других материалов. Первый элемент 2, второй элемент 3, третий элемент 10 и четвертый элемент 11 представляют собой конструктивные элементы, выполненные из бруса (брус - это тело, у которого размеры поперечного сечения малы по сравнению с длиной http://slovari.yandex.ru/dict/bsе/article/00010/49700.htm?text=%D0%В1%В1%80%D1%83%D1%81&stpar3=1.3) с поперечным сечением в виде прямоугольника. При этом длина первого элемента 2 равна длине третьего элемента 10, и длина второго элемента 3 равна длине четвертого элемента 11. Один конец первого элемента 2 соединен с одним из концов второго элемента 3, другой конец второго элемента 3 соединен с одним из концов третьего элемента 10, другой конец третьего элемента 10 соединен с одним из концов четвертого элемента 11, другой конец четвертого элемента 11 соединен с несоединенным концом первого элемента 2. При этом углы, образованные при соединении первого элемента 2, второго элемента 3, третьего элемента 10 и четвертого элемента 11, в частном случае равны 9СГ. Первый элемент 2, второй элемент 3, третий элемент 10 и четвертый элемент 11 обращены друг к другу своими внутренними поверхностями. Внешние поверхности первого элемента 2, второго элемента 3, третьего элемента 10 и четвертого элемента 11, противоположны внутренним поверхностям первого элемента 2, второго элемента 3, третьего элемента 10 и четвертого элемента 11, т.е. обращены наружу рамы 1.

Крышка 6 представляет собой плоский элемент, имеющий первую сторону 8 и вторую сторону 7, при этом размеры первой стороны 8 и второй стороны 7 много больше размеров остальных сторон. Первая сторона 8 противоположна второй стороне 7. Первая сторона 8 и вторая сторона 7 выполнены по форме прямоугольников. Крышка 6 может быть выполнена из дерева, метала, или другого материала. Размеры крышки 6, в частном случае, могут быть выполнены с обеспечением возможности размещения крышки 6 в раме 1.

Петля представляет собой сложную конструкцию, состоящую из кронштейна 9, первого стержня 12, второго стержня 13, третьего стержня 4, первой оси 31, второй оси 32, третьей оси 34, четвертой оси 35, пятой оси 29, бегунка 17 и направляющей 5.

Кронштейн 9 (http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00039/22200.htm?text=%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD&stpar3=1.1) является опорной деталью сложной формы. Кронштейн 9 может быть выполнен из металла, твердых полимерных материалов или других материалов. Кронштейн 9 снабжен вторым креплением 25. В кронштейне 9 выполнены два сквозных отверстия: первое отверстие 24 и второе отверстие 23. При этом оси первого отверстия 24 и второго отверстия 23 параллельны друг другу. Толщина материала вокруг первого отверстия 24 может быть выполнена больше, чем толщина материала вокруг второго отверстия 23. Второе крепление 25 может быть выполнено как дополнительный выступ на поверхности кронштейна 9. Второе крепление 25, в частном случае, может быть выполнено с отверстиями для шурупов или других крепежных деталей.

Первый стержень 12 (http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00074/75200.htm?text=%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%8C&stpar3=1.10) выполнен раздвоенным на одном конце. Концы первого стержня 12 закруглены. При этом на концах первого стержня 12 выполнены сквозные отверстия: третье отверстие 14 на нераздвоенном конце и по одному четвертому отверстию 15 на каждом конце раздвоенной части. Оси третьего отверстия 14 и оси четвертых отверстий 15 выполнены перпендикулярно оси первого стержня 12. Ось третьего отверстия 14 параллельна осям четвертых отверстий 15, при этом оси четвертых отверстий 15 совпадают. Толщина первого стержня 12 вокруг отверстий может быть выполнена больше, чем толщина самого стержня.

Второй стержень 13 выполнен с закругленными концами. При этом на концах второго стержня 13 выполнены сквозные отверстия: пятое отверстие 33 на одном конце, седьмое отверстие 27 на другом конце и шестое отверстие 36, расположенное между пятым отверстием 33 и седьмым отверстием 27 и смещенное к пятому отверстию 33. Пятое отверстие 33, шестое отверстие 36 и седьмое отверстие 27 выполнены последовательно, т.е. расположены одно за другим, соответственно на одном конце стержня, в средней части стержня, и на другом конце стержня. При этом оси пятого отверстия 33, шестого отверстия 36 и седьмого отверстия 27 параллельны друг другу и перпендикулярны оси второго стержня 13. Толщина второго стержня 13 вокруг отверстий может быть выполнена больше, чем толщина самого стержня.

Третий стержень 4 выполнен с закругленными концами. Длина третьего стержня 4 выполнена больше длины первого стержня 12 и длины второго стержня 13. При этом в третьем стержне 4 выполнены три сквозных отверстия: восьмое отверстие 30 на одном конце, десятое отверстие 26 на другом конце и девятое отверстие 16, расположенное между восьмым отверстием 30 и десятым отверстием 26. Восьмое отверстие 30, девятое отверстие 16 и десятое отверстие 26 расположены последовательно, т.е. расположены одно за другим, соответственно на одном конце стержня, в средней части стержня, и на другом конце стержня. При этом оси восьмого отверстия 30, девятого отверстия 16 и десятого отверстия 26 параллельны друг другу и перпендикулярны оси третьего стержня 4. Толщина третьего стержня 4 вокруг отверстий может быть выполнена больше, чем толщина самого стержня.

Направляющая 5 (http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00051/23500.htm?text=%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F&stpar3=1.1) представляет собой деталь сложной формы. Направляющая 5 может состоять из двух или более частей, выполненных в виде плоских элементов. В данном случае направляющая 5 состоит из трех частей. Одна из частей находятся в одной плоскости, а остальные в другой плоскости. При этом плоскости, в которых расположены части направляющей перпендикулярны друг другу. Части, расположенные в одной плоскости, выполняют функцию первого крепления 18. В части, расположенной в другой плоскости, выполнены прямая прорезь 20 и фигурная прорезь 21. Первое крепление 18 служит для прикрепления направляющей к крышке 6. В первом креплении 18 могут быть выполнены отверстия для шурупов или других крепежных деталей. На первом креплении 18 выполнен выступ с одиннадцатым отверстием 28. Ось одиннадцатого отверстия 28 перпендикулярна части, в которой выполнены прямая прорезь 20 и фигурная прорезь 21. Фигурная прорезь 21 выполнена по форме дуги, т.е. представляет собой часть окружности. При этом выпуклая сторона фигурной прорези 21 обращена в сторону, противоположную первому креплению 18, т.е. в сторону противоположную крышке 6. Фигурная прорезь 21 переходит в прямую прорезь 20, при этом прямая прорезь 20 является продолжением фигурной прорези 21. Фигурная прорезь 20 и прямая прорезь 21 имеют одинаковую ширину. Конец фигурной прорези 21, ограниченный материалом направляющей 5, выполняет функцию второго ограничителя хода 22. Конец прямой прорези 20, ограниченный материалом направляющей 5, выполняет функцию первого ограничителя хода 19. Фигурная прорезь 21 расположена ближе к кронштейну 9, чем прямая прорезь 20. Направляющая 5 может быть выполнена из металла, твердого полимерного материала или других материалов.

Бегунок 17 выполнен в виде цилиндрического стержня с головкой на одном конце и с резьбой, на которую навинчена гайка, на другом конце. Толщина бегунка 17 выполнена с обеспечением возможности его перемещения в фигурной прорези 21 и в прямой прорези 20 направляющей 5. Головка и гайка необходимы для предотвращения выпадения бегунка 17 из прямой прорези 20, фигурной прорези 21 и десятого отверстия 26.

Соединения отдельных частей петли выполнены с помощью первой оси 31, второй оси 32, третьей оси 34, четвертой оси 35 и пятой оси 29. Первая ось 31, вторая ось 32, третья ось 34, четвертая ось 35 и пятая ось 29 представляют собой металлические стержни с круглым сечением. Первая ось 31, вторая ось 32, третья ось 34, четвертая ось 35 и пятая ось 29 снабжены головкой на одном конце и резьбой с навинчиваемой на нее гайкой на другом конце. Оси выполнены с обеспечением возможности вращательного движения деталей, соединенных этой осью.

Первая ось 31 проходит через второе отверстие 23 и восьмое отверстие 30 и соединяет кронштейн 9 и третий стержень 4. Вторая ось 32 проходит через первое отверстие 24 и третье отверстие 14 и соединяет кронштейн 9 и первый стержень 12. Третья ось 34 проходит через четвертые отверстия 15 и пятое отверстие 33. При этом конец второго стержня 13 с пятым отверстием 33 расположен между раздвоенным концом первого стержня 12 с четвертыми отверстиями 15. Третья ось 34 соединяет первый стержень 12 и второй стержень 13. Четвертая ось 35 проходит через шестое отверстие 36 и девятое отверстие 16 и соединяет второй стержень 13 и третий стержень 4. При этом второй стержень 13 и третий стержень 4 перекрещиваются между собой, т.е. ось второго стержня 13 не параллельна оси третьего стержня 4. Пятая ось 29 проходит через седьмое отверстие 27 и одиннадцатое отверстие 28 и соединяет второй стержень 13 с направляющей 5. Бегунок 17 закреплен в десятом отверстии 26 третьего стержня 13 и проходит, в данном случае, через прямую прорезь 20 направляющей 5. Бегунок 17 выполнен с обеспечением возможности беспрепятственного движения по фигурной прорези 21, перехода из фигурной прорези 21 в прямую прорезь 20 и движения по прямой прорези 20.

Второе крепление 25 кронштейна 9 соединено с внутренней поверхностью первого элемента 2, или второго элемента 3, или третьего элемента 10, или четвертого элемента 11 рамы 1. Соединение выполнено, в данном случае с помощью шурупов. Соединение может быть выполнено другими способами, например, с помощью сварки.

Первое крепление 18 направляющей 5 соединено со второй стороной 7 крышки 6. Соединение выполнено, в данном случае с помощью шурупов. Соединение может быть выполнено другими способами, например, с помощью сварки.

Осуществление полезной модели

Полезная модель реализуется следующим образом.

Люк параллельного хода предназначен для обеспечения или предотвращения доступа пользователя в различные полости, например ниши. Для этого пользователь заранее выполняет проем в стене или в полу, препятствующем доступу в необходимую полость. Размеры проема должны соответствовать размерам рамы 1 люка параллельного хода. Затем в выполненном проеме закрепляют раму 1. Рама 1 закрепляется в проеме внешними поверхностями первого элемента 2, второго элемента 3, третьего элемента 10 и четвертого элемента 11. При этом вторая сторона 7 крышки 6 люка параллельного хода должна быть обращена в сторону полости, доступ к которой люк параллельного хода обеспечивает или предотвращает. Первая сторона 8 крышки 6 люка параллельного хода может иметь отделку, например, из керамической плитки, одинаковую со стеной, в которой выполнен проем, при этом на первой стороне 8 может быть выполнена ручка. Люк параллельного хода может находиться в двух исходных состояниях: в открытом состоянии или в закрытом состоянии. В открытом состоянии крышка 6 люка параллельного хода находится в положении перпендикулярном стене, в которой выполнен проем, или образует с рамой угол не менее 9(У. При этом доступ в полость для пользователя открыт.В закрытом состоянии крышка 6 размещена в раме 1 и препятствует доступу пользователя в полость. При этом первая сторона 8 практически не заметна на поверхности стены, в которой выполнен проем.

В закрытом состоянии люка параллельного хода бегунок 17 упирается в первый ограничитель хода 19. Угол, образованный первым стержнем 12 и вторым стержнем 13 минимален. Для обеспечения доступа в полость пользователь тянет на себя ручку, расположенную на первой стороне 8 крышки 6. При начале движения крышки 6 бегунок 17 перемещается по прямой прорези 20 в сторону, противоположную первому ограничителю хода 19. Вместе с бегунком 17 начинает движение третий стержень 4, в десятое отверстие 26 которого вставлен бегунок 17. Третий стержень 4 осуществляет поворот вокруг первой оси 31, при этом третий стержень 4 выталкивает из рамы 1 один из краев крышки 6, расположенный на большем расстоянии от кронштейна 9, чем другой край. Одновременно с третьим стержнем 4 начинает движение второй стержень 13. Второй стержень 13 приводит в движение первый стержень 12. При этом угол между первым стержнем 12 и вторым стержнем 13 увеличивается. В результате второй стержень 13 выталкивает другой край крышки 6 из рамы 1. Конец второго стержня 13 с седьмым отверстием 27 и конец третьего стержня 4 с десятым отверстием 26 находятся на одинаковом расстоянии от крышки 6, при этом третий стержень 4 соединен со вторым стержнем 13. В результате воздействия третьего стержня 4 и второго стержня 13 крышка 6 совершает поступательное движение от рамы 1, при этом крышка 6 остается в положении параллельном раме 1. При дальнейшем движении бегунок 17 попадает в фигурную прорезь 21. При движении бегунка 17 по фигурной прорези 21, конец третьего стержня 4 с десятым отверстием 26 начинает движение по дуге, образованной фигурной прорезью 21. В результате данного движения расстояние между концом третьего стержня 4 с десятым отверстием 26 и крышкой 6 увеличивается. При этом расстояние между концом второго стержня 13 с седьмым отверстием 27 и крышкой 6 остается неизменным. Третий стержень 4 начинает выталкивать один из краев крышки 6, расположенный на большем расстоянии от кронштейна 9, чем другой ее край, сильнее, тем самым поворачивая крышку 6 вокруг пятой оси 29. При этом угол между первым стержнем 12 и вторым стержнем 13 увеличивается, и крышка 6 продолжает поступательное движение от рамы 1. В момент, когда бегунок 17 упирается во второй ограничитель хода 22, крышка 6 с рамой 1 образуют угол не менее 90°. При этом угол между первым стержнем 12 и вторым стержнем 13 становится максимальным. Крышка 6 прекращает свое поступательное и вращательное движение. Люк параллельного хода находится в открытом состоянии.

Таким образом, выполнение люка параллельного хода, описанным ранее образом, обеспечивает первоначальное параллельное перемещение крышки 6 относительно рамы 1, а также сохранение целостности краев облицовочного материала.

Люк, содержащий раму, крышку, кронштейн, направляющую, первый стержень, второй стержень, третий стержень, первую ось, вторую ось, третью ось, четвертую ось, пятую ось, бегунок, причем в кронштейне выполнены первое отверстие и второе отверстие, в первом стержне выполнены третье отверстие и четвертое отверстие, во втором стержне последовательно расположены пятое отверстие, шестое отверстие и седьмое отверстие, в третьем стержне последовательно расположены восьмое отверстие, девятое отверстие и десятое отверстие, в направляющей выполнены одиннадцатое отверстие, прямая прорезь и фигурная прорезь, при этом фигурная прорезь выполнена по форме дуги, выпуклая сторона которой обращена в противоположную сторону от крышки, фигурная прорезь выполнена как продолжение прямой прорези, фигурная прорезь расположена ближе к кронштейну, чем прямая прорезь, направляющая прикреплена к крышке перпендикулярно ей, первая ось пропущена через восьмое отверстие и второе отверстие, вторая ось пропущена через первое отверстие и третье отверстие, третья ось пропущена через четвертое отверстие и пятое отверстие, четвертая ось пропущена через шестое отверстие и девятое отверстие, пятая ось пропущена через седьмое отверстие и одиннадцатое отверстие, бегунок закреплен в десятом отверстии и размещен с возможностью его перемещения в фигурной прорези и прямой прорези и перехода из одной в другую, кронштейн закреплен на раме, длина третьего стержня больше длины первого стержня и второго стержня.



 

Наверх