Тренажер летчиков морской авиации

 

по заявке под названием: тренажер летчиков морской авиации, МПК B64F 01/18, G09B 09/08, авторов: Ю.А.Тяпченко, Л.В.Гаршин, Н.Б.Шевнина, заявитель: ЗАО НТЦ "Альфа-М". Полезная модель относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использована для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем в простых метеоусловиях за счет создания условий посадки, максимально приближенных к штатным. Задачей полезной модели является нанесение наплывов волновой формы (типа "лежачего полицейского") на поверхность дороги, причем волны смещены друг относительно друга на половину волны. Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эксплуатационных характеристик тренажера. Технический результат достигается тем, что в тренажер летчиков морской авиации, содержащий винтокрылый летательный аппарат, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, высота которой в профиле изменяется в диапазоне ±6 м и с углами спуска и подъема равными примерно 4°-6° градусов, на левой и правой сторонах автомобильной дороги размещены наплывы, ширина которых и расстояние между которыми обеспечивают однозначное продвижение колесного прицепа по дороге, причем высшая точка наплыва волновой формы (типа "лежачего полицейского"), расположенная на одной стороне должна находиться напротив низшей точки наплыва, расположенного на другой стороне, а углы спуска и подъема наплывов должны обеспечивать боковой наклон посадочной платформы в диапазоне 015° с периодом 7-12 сек при заданной скорости движения транспортного средства с прицепом. Технико-экономический эффект полезной модели позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию дороги особенно в зимний период.

Полезная модель относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использовано для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем в простых метеоусловиях за счет создания условий посадки, максимально приближенных к штатным.

Известно транспортное средство с вертолетной площадкой (см., патент RU 72665, МПК В60Р 09/00, публикация от 27.04.2008), содержащее прицеп-модуль транспортный, установленный на раме шасси, причем прицеп выполнен в виде двухосного "Фургона" типа МАЗ-837810-012, при этом в передней части прицепа вплотную к высокому переднему и откидному левому бортам стационарно установлен модуль рабочего места оператора, основа конструкции которого - герметичный металлический контейнер, выполняемый из стального профилированного листа толщиной 1,5 мм, в модуле рабочего места оператора установлены УКВ радиостанция, устройство отображения метеорологической обстановки, пульт управления светотехническим оборудованием, а для подключения УКВ антенны и внешнего метеорологического оборудования предусмотрен кабельный ввод в стене контейнера, на крыше модуля рабочего места оператора установлены посадочные места для прожектора и приводного маяка, а между модулем рабочего места оператора и правым бортом прицепа размещены два дизель - генератора, установленные друг за другом вдоль борта и подключенные кабелем к щитку электропитания, в походном положении и при работе они закреплены на прицепе съемными хомутами, причем вертолетная площадка в разобранном виде размещена в задней части платформы прицепа в непосредственной близости от задних дверей с запорами контейнерного типа, при этом элементы вертолетной площадки симметрично располагаются по ширине прицепа и скомпонованы в секции по видам элементов конструкции, а в промежутках между секциями и вдоль бортов прицепа установлены вертикальные разборные стойки, ограничивающие боковое перемещение элементов платформы при транспортировке.

В предлагаемом техническом решении не обеспечивается имитация бортовой, килевой качки и вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки.

Известен тренажер для посадки винтокрылого летательного аппарата на подвижную автомобильную открытую платформу, изображенный на фиг.1, 2 (см., Г.И.Кузнецов, 1999, ОКБ Н.И.Камова 50 лет 1948-1998, Москва, Центр авиации и космонавтики, стр.31-34; 155-159), который содержит тягач, колесный прицеп с установленной на нем посадочной платформой, на которую осуществляется посадка винтокрылого летательного аппарата, как при остановке движения тягача - имитация посадки на "стопе" корабля, так и при движении по автодороге - имитация посадки винтокрылого летательного аппарата днем на подвижную платформу при отсутствии качки по автодороге.

Таким образом, на тренажере возможна имитация хода корабля по спокойной воде и обучение летчика визуальной посадке на взлетно-посадочную площадку на "стопе" корабля и на ходу, при хороших метеоусловиях днем.

К недостаткам этого тренажера следует отнести отсутствие вертикального перемещения и качки взлетно-посадочной площадки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является тренажер летчиков морской авиации (см., заявка RU 2009.127487 МПК B64F 01/18, G09B 09/08, приоритет от 17.07.2009), содержащий вертолет, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, автомобильную дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, автомобильная дорога в вертикальной плоскости выполнена в виде волны с заданными высотой и заданными углами спуска и подъема и в дорогу встроены две колеи, каждая из которых в профиле имеет вид волны, которые смещены по фазе в продольном направлении друг относительно друга на величину, достаточной для имитации бортовой качки взлетно-посадочной площадки корабля.

Высота дороги в профиле изменяется в пределах ±6 м (имитация вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки) и дорога имеет углы спуска и подъема, равные 4°-6° градусов (имитация качки по дифференту).

Амплитуда волны каждой колеи должна быть достаточной для имитации бортовой качки в диапазоне углов ±15°.

Недостатком известного тренажера является то, что эксплуатация такой дороги в зимнее время будет вызывать большие трудности из-за сложности уборки, например, снега из встроенных в дорогу колей, каждая из которых в профиле имеет вид волны и которые по фазе смещены друг относительно друга на половину периода волны.

Задачей полезной модели является устранение указанного недостатка путем нанесения наплывов волновой формы (типа "лежачего полицейского") на поверхность дороги, причем волны смещены друг относительно друга на половину волны.

Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эксплуатационных характеристик тренажера.

Технический результат достигается тем, что в тренажер летчиков морской авиации, содержащий винтокрылый летательный аппарат, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, высота которой в профиле изменяется в диапазоне ±6 м и с углами спуска и подъема равными примерно 4°-6° градусов, на левой и правой сторонах автомобильной дороги размещены наплывы, ширина которых и расстояние между которыми обеспечивают однозначное продвижение колесного прицепа по дороге, причем высшая точка наплыва волновой формы (типа "лежачего полицейского"), расположенная на одной стороне должна находиться напротив низшей точки наплыва, расположенного на другой стороне, а углы спуска и подъема наплывов должны обеспечивать боковой наклон посадочной платформы в диапазоне 015°. Технико-экономический эффект полезной модели позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию дороги особенно в зимний период.

Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными позволяют успешно реализовать поставленную цель.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

На фиг.1, 2 приведены изображения аналога и прототипа тренажера.

На фиг.3 показана автомобильная дорога (примерный вид сверху) с нанесенными наплывами волновой формы слава и справа дороги.

На фиг.4 изображен вертикальный срез автомобильной дороги с нанесенными на ней наплывами волновой формы (типа периодически устанавливаемого "лежачего полицейского").

На фиг.5 приведен разрез вертикального профиля левой и правой сторон условно выпрямленной автомобильной дороги, на которой показано смещение высот наплывов дороги..

Состав тренажера для подготовки летчиков морской авиации:

1. Транспортное средство - тягач;

2. Колесный прицеп;

3. Посадочная платформа;

4. Вертолет;

5. Автомобильная дорога;

6.1, 6.2. Левая и правая стороны дороги с наплывами, размещенными на поверхности автомобильной дороги;

Работа тренажера осуществляется следующим образом.

Тренажер, содержащий автомобильный тягач 1, колесный прицеп 2, присоединяемый к тягачу 1, посадочную платформу 3, размещаемую на колесном прицепе 2, автомобильную дорогу 5 для движения тягача 1 с прицепом 2, винтокрылый летательный аппарат 4, причем автомобильная дорога 5 выполнена в виде волны и на дорогу слева и справа нанесены наплывы 6.1, 6.2 также в виде волны, которые по продольной оси имеют смещение относительно друг друга на половину волны.

Форма волны дороги выбирается такой, чтобы на этапах спуска с гребня волны или подъема с впадины волны обеспечивалась имитация килевой качки (угловое перемещение корабля по дифференту) в заданных пределах, например ±4°, а высота волны обеспечивала имитацию вертикального перемещения корабля, например ±6 м, т.е. высоты, при которой допустима посадка винтокрылого летательного аппарата 4 на качающуюся посадочную платформу 3.

Наплывы (типа "лежачего полицейского") 6.1, 6.2 выполнены в виде волны, волны смещены друг относительно друга на половину волны. При этом для имитации бортовой качки (качка по крену) волны имеют амплитуду и смещение по продольной оси друг относительно друга такие, чтобы обеспечивался боковой наклон посадочной платформы в диапазоне 015°..

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию дороги особенно в зимний период.

Тренажер летчиков морской авиации, содержащий винтокрылый летательный аппарат, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, дорогу, высота которой в профиле изменяется в диапазоне ±6 м с углами спуска и подъема, равными примерно 4-6°, и по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, отличающийся тем, что на дороге, слева и справа на расстоянии друг от друга в поперечном направлении, равном или меньшем расстояния между колесами прицепа, и шириной, равной или большей ширины колес прицепа, установлены наплывы волновой формы таким образом, что высшая точка наплыва, установленного на одной из сторон дороги, располагается напротив низшей точки наплыва, установленного на другой стороне дороги, причем высота наплыва и углы спуска и подъема наплывов должны быть такими, чтобы обеспечивался боковой наклон посадочной платформы прицепа в диапазоне 015°.



 

Наверх