Система спасения винтокрылых летательных аппаратов

 

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности, к системам спасения вертолетов и автожиров всех конструкций. Между втулкой 1 несущего винта и контейнером с парашютом 4 установлены два или более радиально-упорных подшипника 2: в корпусе втулки 1 внешними обоймами, а на оси вращения 3 контейнера с парашютом 4 внутренними обоймами (можно и наоборот), при этом ось вращения 3 контейнера с парашютом жестко закреплена с контейнером 4. Для удержания контейнера с парашютом 4, например, по направлению потока на нем установлен стабилизатор направления 5, который за счет набегающего потока воздуха удерживает контейнер с парашютом 4 в положении по полету и препятствует его вращению, возникающему от сил трения в подшипниках при вращении втулки несущего винта. Предложенная система спасения винтокрылого летательного аппарата проста в реализации и надежна в работе, обеспечивает возможность спасения вертолета и автожира.

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности, к системам спасения вертолетов и автожиров всех конструкций.

Известна конструкция катапультируемой капсулы, разработанная фирмой Гудьир в 1950-ых годах для ВМФ США, и капсула в герметичном исполнении для бомбардировщика ВВС США В-58 и самолета В-70. В случае аварийной ситуации капсула может покинуть самолет на всех режимах полета. Спустя 0,1 с после катапультирования выдвигаются длинные цилиндрические штанги, создавая устойчивость капсуле, а еще через 1,5 с раскрываются парашюты, прикрепленные к концам штанг, обеспечивая стабилизацию при малых скоростях и спуске (Алексеев С. М. Средства спасения экипажа самолета. Изд. "Машиностроение", 1975 г.) - [1, стр.24].

Известны отделяемые катапультируемые кабины для аварийного покидания самолета, выполняемые конструктивно как отделяющаяся носовая часть фюзеляжа или в виде вставной герметичной кабины - [1, стр.25-26].

Известна система спасения летчика, получившая название "Янки", где летчик вытягивается из кабины самолета ракетным двигателем, а не выталкивается стреляющим механизмом [1, стр.27-28].

Однако, известные средства спасения предназначены для спасения только пилотов самолета.

Известен вертолет, используемый в спорте, разведке, службах надзора, охоте, а также в самодеятельной авиации (авторское свидетельство №1819809, В 64 С 27/04, опубл. 07.06.1993 г., бюл. №21) - [2]. На верхнем несущем винте при двухрядном несущем винте вертолета установлена система спасения, представляющая собой контейнер с парашютной системой и взятая в качестве прототипа.

При вращении несущего винта контейнер с парашютом тоже будет вращаться вместе с несущим винтом, что вызовет при раскрытии парашюта скручивание строп парашюта, что недопустимо.

Технический результат, на достижение которого направлена заявляемая полезная модель, заключается в повышении надежности спасения вертолета.

Технический результат достигается тем, что в системе спасения винтокрылых летательных аппаратов, содержащей контейнер с парашютом, новым является то, что контейнер с парашютом жестко соединен осью вращения, установленной во втулке несущего винта с помощью радиально-упорных подшипников, причем наружные обоймы подшипников могут быть установлены на втулке несущего винта, а внутренние обоймы - на оси вращения контейнера с парашютом или внутренние обоймы подшипников могут быть установлены на втулке несущего винта, а наружные обоймы - на оси вращения контейнера с парашютом, кроме того, контейнер с парашютом снабжен стабилизатором направления, выполненным с возможностью стабилизации контейнера с парашютом в положении по полету, препятствуя вращению контейнера с парашютом вокруг своей оси от сил трения, возникающих в подшипниках при вращении втулки несущего винта.

Сущность полезной модели представлена на Фиг.1 - Фиг.2, где:

Фиг.1 - Вид спереди на вертолет с системой спасения;

Фиг.2 - Один из вариантов реализации системы спасения. Здесь: 1 - втулка несущего винта; 2 - подшипники; 3 - ось вращения контейнера с парашютом; 4 - контейнер с парашютом; 5 -стабилизатор направления.

Между втулкой 1 несущего винта и контейнером с парашютом 4 установлены два или более радиально-упорных подшипника 2 (В. И. Анурьев. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2, М.,

Машиностроение, 1980 г., стр.132-136, 143) - [3] в корпусе втулки 1, являющейся внешними обоймами, а на оси вращения 3 контейнера с парашютом 4 внутренними обоймами, в качестве которых выступает ось 3 (можно и наоборот), при этом ось вращения 3 контейнера с парашютом жестко закреплена с контейнером 4. Для удержания контейнера с парашютом 4 на нем установлен стабилизатор направления 5, который за счет набегающего потока воздуха удерживает контейнер с парашютом 4 в положении по полету и препятствует его вращению, возникающему от сил трения в подшипниках при вращении втулки несущего винта. При вращении винта в винтокрылых летательных аппаратах крутящий момент от несущих винтов передается только на наружную обойму подшипника, являющуюся втулкой 1 несущего винта, а внутренняя обойма, являющаяся осью вращения контейнера с парашютом, жестко закрепленная с контейнером, этот крутящий момент не воспринимает, так как шарики, находящиеся между наружной и внутренней обоймами, вращаясь, не передают момент. В результате контейнер 4 всегда находится в одном положении. При этом стропы выпущенного или выпускаемого парашюта не будут закручиваться.

Таким образом, предложена система спасения винтокрылого летательного аппарата, которая проста в реализации и надежна в работе, обеспечивает возможность спасения всего вертолета или автожира.

1. Система спасения винтокрылых летательных аппаратов, содержащая контейнер с парашютом, установленный на верхнем несущем винте, отличающаяся тем, что контейнер с парашютом жестко соединен осью вращения, установленной во втулке несущего винта с помощью радиально-упорных подшипников.

2. Система спасения по п.1, отличающаяся тем, что наружные обоймы подшипников установлены на втулке несущего винта, а внутренние обоймы - на оси вращения контейнера с парашютом.

3. Система спасения по п.1, отличающаяся тем, что внутренние обоймы подшипников установлены на втулке несущего винта, а наружные обоймы - на оси вращения контейнера с парашютом.

4. Система спасения по п.1, отличающаяся тем, что на контейнере жестко закреплен стабилизатор, выполненный с возможностью стабилизации контейнера с парашютом от вращения вокруг своей оси от сил трения, возникающих в подшипниках при вращении втулки несущего винта.



 

Наверх