Судовое спускоподъемное устройство для буксируемых подводных аппаратов

 

Полезная модель относится к области водного транспорта и может быть использована для спуска, подъема и буксировки подводных аппаратов. Предложено судовое спускоподъемное устройство для буксируемых подводных аппаратов, содержащее ложемент, лебедку, тележку, установленную на горизонтальном подволоке с возможностью ее продольного перемещения и вывода за кормовой срез объекта-носителя, связанный с тележкой с возможностью его поворота в вертикальной плоскости ловитель, в котором проделаны сквозные отверстия для прохода кабель-буксира, направляющий и приемный ролики, жестко установленные на тележке без изменения их высоты относительно палубы объекта-носителя. Предложенное спускоподъемное устройство обеспечивает захват и спуск буксируемого подводного аппарата в положении «с виса» (в воздухе), что уменьшает влияние качки объекта-носителя на волнении и наличия возмущенного потока воды, идущего из под винтов, а также улучшает условия работы оператора.

Полезная модель относится к области водного транспорта и может быть использована для спуска, подъема и буксировки подводных аппаратов.

Известно судовое спускоподъемное устройство, содержащее ложемент, лебедку, тележку, установленную на палубе судна с возможностью ее продольного перемещения и вывода за кормовой срез объекта-носителя, направляющий и приемный ролики, соединенные с тележкой [1].

Недостатком известного устройства является то, что буксируемый подводный аппарат втягивается при помощи кабель-буксира и перемещения тележки непосредственно на ложемент, вследствие чего при качке и при волнении возможны удары буксируемого подводного аппарата о корпус судна.

Известно судовое спускоподъемное устройство для буксируемых подводных аппаратов, содержащее ложемент, лебедку, тележку, установленную на палубе судна с возможностью ее продольного перемещения и вывода за кормовой срез объекта-носителя, направляющий и приемный ролики, а также ловитель (захваты) с возможностью его поворота в вертикальной плоскости, установленные на тележке [2], при этом приемный ролик в процессе спуска-подъема буксируемого подводного аппарата перемещается в вертикальной плоскости.

Известное устройство наиболее близко к предлагаемому по технической сущности и вследствие этого принято за прототип.

Недостатком известного устройства-прототипа является то, что отдача и прием буксируемого подводного аппарата ловителем производится в воде, что приводит к:

- качке подводного аппарата из-за качки объекта-носителя на волнении и за счет наличия возмущенного потока воды, идущего из-под винтов;

- затруднению визуального наблюдения оператором за подводным аппаратом, находящимся в воде, из-за искаженного по закону Снеллиуса [3] угла зрения оператора, вследствие чего фактическое положение аппарата не соответствует наблюдаемому.

Техническим результатом полезной модели является обеспечение захвата буксируемого подводного аппарата ловитель в положении «с виса» (выше уровня воды).

Для достижения указанного технического результата в известном судовом спускоподъемном устройстве для буксируемых подводных аппаратов, содержащем ложемент, лебедку, тележку, установленную на судне с возможностью ее продольного перемещения и вывода за кормовой срез объекта-носителя, направляющий и приемный ролики, а также ловитель с возможностью его поворота в вертикальной плоскости из транспортного положения в рабочее, установленные на тележке, введены новые признаки, а именно, направляющий и приемный ролики жестко установлены на тележке без изменения их высоты относительно палубы объекта-носителя, тележка установлена на горизонтальном подволоке, стационарно размещенном на высоте Н от ложемента, при этом в ловителе проделаны сквозные отверстия для прохода кабель-буксира

Технический результат подтверждается расчетами и натурным масштабным макетированием взаимодействия спускоподъемного устройства, буксируемого подводного аппарата и объекта-носителя показали, что влияние факторов, затрудняющих подъем буксируемого подводного аппарата, может быть существенно уменьшено за счет захвата аппарата ловителем в положении «с виса».

Сущность полезной модели поясняется Фиг.1 и Фиг.2, на которых показано предлагаемое устройство в транспортном (походном) положении и в рабочем положении в процессе спуска.

В транспортном (походном) (Фиг.1) положении буксируемый подводный аппарат 1 установлен в кормовой части объекта-носителя на ложементе 2 и удерживается в ловителе 3. Кабель-буксир 4 от буксируемого подводного аппарата 1 охватывает направляющий ролик 5 и приемный ролик 6 и проходит к лебедке 7. Тележка 8, на которой установлены ролики 5 и 6 и ловитель 3 крепится к подволоку помещения 9 в крайнем носовом положении, при этом штанга 10 находится в вертикальном положении.

Работает устройство следующим образом. С пульта управления (не показан) подается сигнал на разворот ловителя 3 вверх с помощью штанги 10, тем самым осуществляется перевод буксируемого подводного аппарата 1 из походного положения путем его подъема с ложемента 2. Тележка 8 перекатывается в крайнее кормовое положение, при этом перемещение тележки приводит к натяжению кабель-буксира 4, снятию тормоза у барабана лебедки 7 и проворачиванию барабана лебедки 7 под действием этого натяжения.

После прихода тележки 8 в крайнее кормовое (рабочее) положение по сигналу с пульта управления (не показан) производится раскрытие ловителя 3 и спуск буксируемого подводного аппарата на кабель-буксире 4 при помощи роликов 5 и 6 и лебедки.

Подъем буксируемого подводного аппарата на объект-носитель и установка устройства в походное положение производится в обратной последовательности.

Таким образом, предложенное устройство обеспечивает достижение заявленного результата, а именно обеспечение захвата буксируемого подводного аппарата в положении «с виса».

Источники информации:

1. Пат. US5253б05

2. Авторское свидетельство СССР 1807641

3. Л.М.Бреховских. М., изд. АНСССР, 1957, с.17-20

Судовое спускоподъемное устройство для буксируемых подводных аппаратов, содержащее ложемент, лебедку, тележку, установленную на судне с возможностью ее продольного перемещения и вывода за кормовой срез объекта-носителя, направляющий и приемный ролики, а также ловитель (захваты) с возможностью его поворота в вертикальной плоскости из транспортного положения в положение раскрытия, установленные на тележке, отличающееся тем, что направляющий и приемный ролики жестко установлены на тележке без изменения их высоты относительно палубы объекта-носителя, тележка установлена на горизонтальном подволоке, стационарно размещенном на высоте Н от ложемента, при этом в ловителе проделаны сквозные отверстия для прохода кабель-буксира.



 

Наверх