Система пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами с использованием постоянных и переменных смарт-меток

 

Полезная модель относится к области обработки данных для специальных применений и может быть использована, в частности, в системах пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами, их поиска и идентификации с использованием постоянных пассивных приемо-передающих элементов, встроенных в конструкцию транспортного средства и распределенных по редко заменяемым и трудно доступным узлам и деталям при сборке транспортного средства на заводе изготовителе, и переменных пассивных приемо-передающих элементов, встроенных в государственные номера транспортных средств или в периодически обновляемые обязательные документы транспортного средства, например, талоны технического обслуживания. Требуемый технический результат, заключающийся в расширении функциональных возможностей, достигается в системе, содержащей постоянные смарт-метки, размещенные на транспортных средствах, ридер кодов транспортных средств, блок памяти постоянных кодов транспортных средств, блок обработки данных, интерфейсы ввода данных, интерфейсы клиентов центра обработки информации, а также переменные смарт-метки, размещенные на транспортных средствах, и блок памяти переменных кодов транспортных средств. 1 н.п.ф., 1 ил.

Полезная модель относится к области обработки данных для специальных применений и может быть использована, в частности, в системах пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами, их поиска и идентификации с использованием постоянных пассивных приемо-передающих элементов, встроенных в конструкцию транспортного средства и распределенных по редко заменяемым и трудно доступным узлам и деталям при сборке транспортного средства на заводе изготовителе, и переменных пассивных приемо-передающих элементов, встроенных в государственные номера транспортных средств или в периодически обновляемые обязательные документы транспортного средства, например, талоны технического обслуживания.

Известна система, содержащая устройство обработки информации, включающее элементы идентифицирующей информации, средство вывода идентифицирующей информации, блок сравнения, средство избирательного приема, а также первый и второй блоки обработки данных с соответствующими связями [RU 2236703, С2, G06F 19/00, 20.09.2004].

Недостатком системы является относительно узкие функциональные возможности.

Наиболее близкой к предложенной является система, содержащее блок обработки данных и первый и второй блоки сравнения, смарт-метки объектов охраны, размещенные на объектах охраны, смарт-метки пользователей, размещенные на средствах идентификации пользователей, ридер кодов объектов охраны, радиочастотные входы-выходы которых соединены с входами-выходами смарт-меток объектов охраны, а выход - соединен с первым входом первого блока сравнения, блок памяти кодов объектов охраны, выход которого соединен со вторым входом первого блока сравнения, выход которого соединен с первым входом блока обработки данных, ридер кодов пользователей, радиочастотные входы-выходы которых соединены с входами-выходами смарт-меток пользователей, а выход - соединен с первым входом второго блока сравнения, блок памяти кодов пользователей, выход которого соединен со вторым входом второго блока сравнения, выход которого соединен со вторым входом блока обработки данных, а также блок буферной памяти, информационный вход которого соединен с выходом ридера кодов объектов охраны, а вход разрешения записи - соединен с выходом первого блока сравнения, и блок памяти текущего кода объекта охраны, информационный вход которого соединен с выходом блока буферной памяти, а вход разрешения записи - соединен с выходом блока обработки данных, выполненного в виде первого и второго генераторов импульсов, входы которых являются, соответственно, первым и вторым входами блока обработки данных, и элемента И, первый и второй входы которого соединены, соответственно, с выходами первого и второго генераторов импульсов, а выход - является выходом блока обработки данных [RU 66830, U1, G06F 19/00, 27.09.2007].

При использовании в качестве объектов охраны транспортных средств, например раритетных автомобилей, смарт-метки размещаются на этих транспортных средствах.

Недостатком известной системы является относительно узкие функциональные возможности, поскольку в системе отсутствуют средства ввода информации от удаленных пользователей - клиентов системы, что сужает сферу применения системы только одним учреждением.

Требуемый технический результат заключается в расширении функциональных возможностей.

Требуемый технический результат достигается тем, что, в систему, содержащую постоянные смарт-метки, размещенные на транспортных средствах, ридер кодов транспортных средств, первая группа радиочастотных входов-выходов которого соединена с входами-выходами постоянных смарт-меток, размещенных на транспортных средствах, блок памяти постоянных кодов транспортных средств и блок обработки данных, введены интерфейсы ввода данных, группа входов-выходов которых соединена с первой группой входов-выходов блока памяти постоянных кодов транспортных средств, интерфейсы клиентов центра обработки информации, группа входов-выходов которых соединена с первой группой входов-выходов блока обработки данных, вход которого соединен с выходом ридера кодов транспортных средств, а вторая группа входов-выходов - соединена со второй группой входов-выходов блока памяти постоянных кодов транспортных средств, а также переменные смарт-метки, размещенные на транспортных средствах, радиочастотные входы-выходы которых соединены со второй группой входов-выходов ридера кодов транспортных средств, и блок памяти переменных кодов транспортных средств, первая группа входов-выходов которого соединена с группой входов-выходов интерфейса ввода-вывода данных, а вторая группа входов-выходов - соединена со второй группой входов-выходов блока обработки данных.

На чертеже представлена функциональная схема системы пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами с использованием постоянных и переменных смарт-меток.

Система пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами с использованием постоянных и переменных смарт-меток содержит постоянные смарт-метки 1-11-к, размещенные на транспортных средствах, ридер 2 кодов транспортных средств, первая группа радиочастотных входов-выходов которого соединена с входами-выходами постоянных смарт-меток 1-11-к, размещенных на транспортных средствах, а также блок 3 памяти постоянных кодов транспортных средств и блок 4 обработки данных.

Кроме того, система пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами с использованием постоянных и переменных смарт-меток содержит интерфейсы 5 ввода данных, группа входов-выходов которых соединена с первой группой входов-выходов блока 3 памяти постоянных кодов транспортных средств, интерфейсы 6 клиентов центра обработки информации, группа входов-выходов которых соединена с первой группой входов-выходов блока 4 обработки данных, вход которого соединен с выходом ридера 2 кодов транспортных средств, а вторая группа входов-выходов - соединена со второй группой входов-выходов блока 3 памяти постоянных кодов транспортных средств.

Система пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами с использованием постоянных и переменных смарт-меток содержит также переменные смарт-метки 7-17-к, размещенные на транспортных средствах, радиочастотные входы-выходы которых соединены со второй группой входов-выходов ридера 2 кодов транспортных средств, и блок 8 памяти переменных кодов транспортных средств, первая группа входов-выходов которого соединена с группой входов-выходов интерфейса 5 ввода-вывода данных, а вторая группа входов-выходов - соединена со второй группой входов-выходов блока 4 обработки данных.

Поскольку система содержит элементы, охарактеризованные на функциональном уровне, и описываемая форма их реализации предполагает использование программируемого (настраиваемого) многофункционального средства, то ниже представляются сведения, подтверждающие возможность выполнения таким средством конкретной предписываемой ему в составе данного устройства функции.

В качестве ридера 2 может быть использован ридер (считыватель), обеспечивающий радиочастотную идентификацию смарт-меток, размещенных на объектах охраны и слежения [Сети и системы связи. 14 (134), 2005, стр.47, http.://www.ccc.ru]. В качестве постоянных смарт-меток 1-11-к и переменных смарт-меток 7-17-к могут быть использованы преимущественно пассивные радиочастотные смарт-метки, получающих энергию из поступающего от ридера 2 электромагнитного сигнала.

Остальные блоки системы являются стандартными элементами специализированных устройств вычислительной техники, например, в качестве блока 4 обработки информации, блока 3 памяти постоянных кодов транспортных средств и блока 8 памяти переменных кодов транспортных средств могут быть использованы серверы, а в качестве интерфейсов 5 и 6 - стандартные интерфейсы, обеспечивающие передачу и прием данных, в том числе, в условиях удаленного доступа.

Работает система пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами следующим образом.

Возможными пользователями (клиентами) системы могут являться:

- службы оперативного управления движением транспортных средств;

- службы оперативного контроля транспортных средств (проезд контрольно-пропускных пунктов, поиск, слежение);

- службы оперативного учета и контроля подвижного состава и контейнеров на железнодорожном транспорте;

- службы оперативного учета и контроля морских и речных судов и контейнеров на морском и речном транспорте;

- службы оперативного учета и контроля воздушных судов в аэропортах;

- другие группы пользователей.

Система может быть реализована при помощи продукции нанотехнологического сектора, в частности, система маркировки транспортных средств (нанесения смарт-меток 1-11-к и 7-17-к) может быть выполнена посредством нанесения нано-размерных структур (пленки, покрытия, краска и т.д.), с возможностью запоминания уникальной информации о транспортных средствах на их узлы и детали.

Маркировка транспортных средств (нанесения постоянных смарт-меток 1-11-к) может осуществляться на заводе-изготовителе во время сборочного процесса посредством их нанесения на различные узлы и детали (рама, кузов, шасси и т.д.), которые находятся в труднодоступных местах и доступ к которым значительно усложнен конструкцией транспортных средств. В частном случае в смарт-метке хранится уникальный идентификационный номер (VIN). В результате получается распределенная, скрытая, многократно дублируемая, энергонезависимая система хранения уникальной информации о транспортном средстве, доступная для дистанционного, бесконтактного считывания внешними устройствами. В частном случае дополнительно каждой смарт-метке присваивается свой уникальный идентификационный код, что позволяет с конкретным транспортным средством ассоциировать множество соответствующих установленных на нем смарт-меток.

Для исключения возможности несанкционированного использования транспортных средств, например с замененными государственными номерами, а также для исключения возможности использования транспортных средств не прошедших технический осмотр или незастрахованных по системе обязательного страхования, помимо нанесения постоянных смарт-меток при изготовлении транспортных средств может быть осуществлено нанесение переменных смарт-меток, например, на государственные номера, талоны техосмотра, страховые полисы (стикеры) и т.п.

С помощью интерфейса 5 ввода данных в блок 3 памяти постоянных кодов транспортных средств и в блок 8 памяти переменных кодов транспортных средств вводятся коды, отслеживаемых или разыскиваемых транспортных средств вместе с информацией о клиенте системы, которого интересует транспортное средство с таким кодом. При считывании с помощью ридера 2 постоянных кодов транспортных средств со смарт-меток 1-11-к и переменных кодов 7-17-к на стационарных постах считанные коды поступают в блок 4 обработки информации, в котором они сравниваются с кодами, занесенными в блок 3 памяти постоянных кодов транспортных средств и в блок 8 памяти переменных кодов транспортных средств. При совпадении (или несовпадении, в зависимости от заказа) кодов блок 4 обработки данных отправляет через интерфейс 6 информацию об этом факте заинтересованному клиенту.

Например, при похищении транспортного средства, его уникальный идентификационный номер заносится в базу данных разыскиваемых транспортных средств, доступ к которой имеется на стационарных и передвижных (патрульных) постах правоохранительных органов. При получении ориентировки на угнанное, транспортное средство, а также в других случаях, сотруднику правоохранительных органов, остановившему транспортное средство, достаточно взять ридер 2 кодов транспортного средства (прибор бесконтактного считывания уникальной информации о транспортном средстве), в результате чего сигнал активирует смарт-метки 1-11-к (пассивные маркирующие устройства, заложенные в конструкцию транспортного средства) и сравнить полученный сигнал о его уникальном идентификационном номере с базой данных транспортных средств, находящихся в розыске.

Кроме того, ридер 2 кодов формирует код, который записан на государственном номере или каком-либо документе, например на талоне техосмотра. Этот код сравнивается на соответствие с постоянных кодом транспортного средства, что повышает возможность выявить нарушения в законном использовании транспортного средства, а также нарушением сроков прохождения техосмотра, незаконной заменой государственного номера и т.п.

Данная система не является противоугонной и не направлена на предотвращение несанкционированного доступа к транспортному средству. Функционирование данной системы ориентировано на многократное повышение эффективности поиска и вероятности обнаружения транспортного средства посредством его выявления и идентификации в транспортном потоке, даже в случае изменения на разыскиваемом транспортном средстве цвета, заводских и регистрационных номеров, а также отдельных агрегатов и узлов. Значительная распределенность маркирующих устройств (смарт-меток 1-11-к) по всей структуре транспортного средства делает затруднительным их поиск, устранение или замену. Дополнительно использование переменных кодов повышает надежность обнаружения.

Таким образом, благодаря усовершенствованию известной системы существенно расширяются ее функциональные возможности, поскольку обеспечивается ввод информации от удаленных пользователей об интересующих их транспортных средствах, а также возникает возможность передачи клиентам системы, в том числе удаленным, информации о месте нахождении и маршрутах перемещения транспортных средств.

Система пассивной безопасности и слежения за транспортными средствами с использованием постоянных и переменных смарт-меток, содержащая постоянные смарт-метки, размещенные на транспортных средствах, ридер кодов транспортных средств, первая группа радиочастотных входов-выходов которого соединена с входами-выходами постоянных смарт-меток, размещенных на транспортных средствах, блок памяти постоянных кодов транспортных средств и блок обработки данных, отличающаяся тем, что введены интерфейсы ввода данных, группа входов-выходов которых соединена с первой группой входов-выходов блока памяти постоянных кодов транспортных средств, интерфейсы клиентов центра обработки информации, группа входов-выходов которых соединена с первой группой входов-выходов блока обработки данных, вход которого соединен с выходом ридера кодов транспортных средств, а вторая группа входов-выходов соединена со второй группой входов-выходов блока памяти постоянных кодов транспортных средств, а также переменные смарт-метки, размещенные на транспортных средствах, радиочастотные входы-выходы которых соединены со второй группой входов-выходов ридера кодов транспортных средств, и блок памяти переменных кодов транспортных средств, первая группа входов-выходов которого соединена с группой входов-выходов интерфейса ввода-вывода данных, а вторая группа входов-выходов - соединена со второй группой входов-выходов блока обработки данных.



 

Наверх