Нория

 

Объект: нория. Область применения: устройство относится к конвеерам с бесконечным тяговым органом, а именно к ковшовым элеваторам или ковшовым (черпаковым) подъемникам (нориям) с гравитационной разгрузкой после транспортировки или подъема снизу вверх семян зерновых, бобовых и масличных культур или иных сыпучих частиц. Суть: нория содержит тяговый орган 1 с равномерно прикрепленными к нему ковшами 2, приемный совок 3 гравитационной разгрузки с боковыми бортами 4 на передней стенке 5 каждого ковша 2, заднюю стенку 6 с отогнутой от тягового органа 1 частью 7 задней стенки 6. Приемный совок 3 ограничен дополнительным бортом 8 со стороны тягового органа 1, свободная кромка 9 дополнительного борта 8 отстоит с зазором h1 от следующего ковша 2, свободный конец 10 отогнутой части 7 задней стенки 6 на каждом ковше 2 дополнительно загнут в сторону приемного совка 3 гравитационной разгрузки следующего ковша 2. Технический результат: снижена возможность повреждения оболочек семян элементами устройства при их перемещении по тракту нории; устраняется возможность обратной сыпи семян при работе нории на малых скоростях перемещения бесконечного тягового органа с ковшами. Ил. 4.

Устройство относится к конвеерам с бесконечным тяговым органом, например, к ковшовым элеваторам или ковшовым (черпаковым) подъемникам (нориям) с гравитационной разгрузкой после транспортировки или подъема снизу вверх семян зерновых, бобовых и масличных культур или иных сыпучих частиц.

При транспортировке семян необходимо не обрушить семена, не повредить оболочку и зерно семян. Целостность оболочки и его ядра влияет на всхожесть посева семян, жизнеспособность будущего растения в начальной фазе его развития, что в конечном счете, помимо всего прочего, влияет на величину и качество будущего урожая.

Известно устройство, например, элеватор с гравитационной разгрузкой после транспортировки или подъема снизу вверх сыпучих частиц, содержащее бесконечный тяговый орган с прикрепленными к нему ковшами, приемный совок гравитационной разгрузки с боковыми бортами на передней стенке каждого ковша, заднюю стенку с отогнутой от тягового органа частью задней стенки (см описание изобретения к патенту 2184067 Российской Федерации, опубл. 27 06 2002, МПК 7 B65G 17/12).

Известное устройство предназначено для работы в режиме полного ковша и гравитационной его выгрузки. Передняя стенка ковша имеет боковые борта, а отогнутая задняя стенка имеет прокладку, примыкающую к передней стенке следующего ковша. При этом возможна сплошная загрузка ковшей, но при перемещении ковшей вокруг барабана, прокладка отходит от передней стенки следующего ковша и при гравитационной разгрузке ковшей в начальный период их опрокидывания происходит растекание сыпучих частиц во все стороны на передней стенке следующего ковша. При этом происходит обратное просыпание частиц в сторону тягового органа и их попадание между ковшами и тяговым органом, что приводит к травмированию части ниспадающих в башмак семян и потере их качества.

Влияние травмированности на репродуктивность известна. Даже скрытые микротравмы приводят к потере урожайности до 25%. Известно, что травмированное зерно - это питательная среда для микроорганизмов. Нарушение природной защиты от плесневых грибов ухудшает качество семян, зерна при хранении и требует больших затрат для его поддержания.

Вышесказанное побудило пересмотреть конструкцию устройства для устранения потери качества семян, зерна при его гравитационной разгрузке.

Задачей настоящего усовершенствования является обеспечение гравитационной разгрузки и устранение просыпания семян, зерна в режиме полного ковша.

Поставленная задача решается за счет того, что в нории, содержащей бесконечный тяговый орган с прикрепленными к нему ковшами, приемный совок гравитационной разгрузки с боковыми бортами на передней стенке каждого ковша, заднюю стенку с отогнутой от тягового органа частью задней стенки, отличающаяся тем, что приемный совок ограничен дополнительным бортом со стороны тягового органа, свободная кромка дополнительного борта отстоит с зазором h1 от следующего ковша, свободный конец отогнутой части задней стенки на каждом ковше дополнительно загнут в сторону приемного совка гравитационной разгрузки следующего ковша.

Приемный совок может быть выполнен накладным на переднюю стенку ковша и закреплен дном к его передней стенке с возможностью его съема с ковша, например, для его замены на новый, в случае абразивного его износа, при этом его боковые борта и дополнительный борт выступают над его дном в противоположную сторону от ковша, т е. совок, с целью унификации комплектующего оборудования выполнен автономным от ковша и с возможностью крепления к нему при монтаже нории.

Дополнительный борт приемного совка позволяет устранить просыпание семян, зерна в сторону тягового органа при гравитационной разгрузке ковшей, например, при скорости движения ковшей менее 0,7 м/с.

Дополнительно загнутый в сторону приемного совка следующего ковша свободный конец отогнутой части задней стенки вместе с дополнительным бортом приемного совка следующего ковша, перемещаясь с зазором относительно друг друга, образуют трансформируемое при движении ковшей замковое соединение, которое устраняет просыпание отдельных сыпучих частиц, семян, зерна между ковшами в сторону тягового органа.

Технический результат, снижена возможность повреждения оболочек семян элементами устройства при их перемещении по тракту нории, устранена возможность обратной сыпи семян при работе нории на малых скоростях перемещения бесконечных тяговых элементов в режиме с полными ковшами и гравитационной разгрузке.

Нория представлена на чертежах, где фиг.1 - взаимное расположение ковшей на тяговом органе; фиг.2 - вид А на фиг.1; фиг.3 - схема расположения ковшей в верхней части нории; фиг.4 - вариант исполнения ковша с накладным совком. Пунктирными стрелками показано направление движения семян, зерна при гравитационной разгрузке ковшей.

Обозначения на чертежах:

1 - бесконечный тяговый орган;

2 - ковш;

3 - приемный совок;

4 - боковой борт приемного совка 3;

5 - передняя стенка ковша 2;

6 - задняя стенка ковша 2;

7 - отогнутая часть задней стенки 6 ковша 2;

8 - дополнительный борт приемного совка 3;

9 - свободная кромка дополнительного борта 8 приемного совка 3;

10 - свободный конец отогнутой части 7 задней стенки 6 ковша 2;

11 - барабан;

12 - разгрузочный патрубок;

h 1 - зазор;

h2 - зазор;

- угол отгиба отогнутой части 7 задней стенки 6 от задней стенки 6 ковша 2;

Нория (см фиг.1-3) содержит бесконечный тяговый орган 1 в виде цепи, каната или транспортерной ленты с равномерно прикрепленными к нему ковшами 2, приемный совок 3 гравитационной разгрузки с боковыми бортами 4 на передней стенке 5 каждого ковша 2, заднюю стенку 6 с отогнутой от тягового органа 1 частью 7 задней стенки 6. Приемный совок 3 ограничен дополнительным бортом 8 со стороны тягового органа 1, свободная кромка 9 дополнительного борта 8 отстоит с зазором h1 от следующего ковша 2, свободный конец 10 отогнутой части 7 задней стенки 6 на каждом ковше 2 дополнительно загнут в сторону приемного совка 3 гравитационной разгрузки следующего ковша 2.

Приемный совок 3 может быть выполнен накладным на переднюю стенку ковша 2 и закреплен дном к передней стенке ковша 2 с возможностью его съема с ковша 2 при ремонте, например, для его замены на новый, в случае абразивного его износа. При этом его боковые борта 4 и дополнительный борт 8 выступают над его дном в противоположную сторону от ковша 2, т.е совок 3, с целью унификации комплектующего оборудования может быть выполнен автономным от ковша 2 и с возможностью крепления к нему при монтаже нории.

Величина зазора h1 составляет от 5 до 15 мм в зависимости от размера сыпучих частиц. Величина зазора h2 изменяется при движении ковшей 2, составляет от 20 мм до 30 мм и конструктивно определяется в зависимости от диаметра барабана 11. Величина угла а отгиба отогнутой части 7 задней стенки 6 от задней стенки 6 ковша 2 составляет от 45 до 60 градусов и выбирается конструктивно в зависимости от вида перемещаемого содержимого ковшей 2;

Часть ковша 2 свободным концом 10 имеет возможность свободно входить между боковыми бортами 4 приемного совка 3 следующего ковша 2 и также свободно выходить из совка 3.

Нория работает следующим образом. Заполненные сыпучими частицами, семенами или зерном ковши 2 с помощью движущегося бесконечного тягового органа 1 поднимаются вверх вместе с тяговым органом 1 к вращающемуся барабану 11. Из каждого ковша 2, проходящего верхнюю точку вращающегося барабана 11, начинает постепенно высыпаться его транспортируемое содержимое в приемный совок 3 нижеследующего ковша. С приемного совка 3 сыпучие частицы, семена или зерно соскальзывают в разгрузочный патрубок 12.

Дополнительный борт 8 приемного совка 3 позволяет устранить просыпание семян, зерна в сторону тягового органа 1 при гравитационной разгрузке ковшей 2, например, при скорости движения ковшей 2 менее 0,7 м/с.

Дополнительно загнутый в сторону приемного совка 3 следующего ковша 2 свободный конец 10 отогнутой части 7 задней стенки 6 вместе с дополнительным бортом 8 приемного совка 3 следующего ковша 2, перемещаясь с зазором h2 относительно друг друга, образуют трансформируемое при движении ковшей замковое соединение, которое устраняет просыпание отдельных сыпучих частиц, семян, зерна между ковшами 2 в сторону тягового органа 1.

Например, при емкости ковша 7,2 дм3 и скорости его перемещения 0,7 м/с возможно обеспечить производительность нории 50 т/ч зерна и обеспечить работу нории в щадящем зерно тихоходном режиме. При этом зерно не травмируется, не появляется его трещиноватость, не снижается потенциал семян его будущей урожайности, улучшается сохранность зерна при хранении.

При не критичности к качеству сыпучих частиц данное устройство может работать и при более высоких скоростях перемещения ковшей с центробежной выгрузкой сыпучих частиц, например, до 4 м/сек.

Технический результат, снижена возможность повреждения оболочек семян элементами устройства при их перемещении по тракту нории, устранена возможность обратной сыпи семян при работе нории на малых скоростях перемещения бесконечного тягового органа в режиме с полными ковшами и гравитационной разгрузке.

1. Нория, содержащая бесконечный тяговый орган с прикрепленными к нему ковшами, приемный совок гравитационной разгрузки с боковыми бортами на передней стенке каждого ковша, заднюю стенку с отогнутой от тягового органа частью задней стенки, отличающаяся тем, что приемный совок ограничен дополнительным бортом со стороны тягового органа, свободная кромка дополнительного борта отстоит с зазором h1 от следующего ковша, свободный конец отогнутой части задней стенки на каждом ковше дополнительно загнут в сторону приемного совка гравитационной разгрузки следующего ковша.

2. Нория по п.1, отличающаяся тем, что приемный совок выполнен накладным на переднюю стенку ковша и закреплен дном к его передней стенке с возможностью его съема с ковша, при этом его боковые борта и дополнительный борт выступают над его дном в противоположную сторону от ковша.



 

Похожие патенты:
Наверх