Кузов-фургон

 

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно, к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового или заднего борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.

Кузов-фургон содержит связанные между собой силовым каркасом основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона и откидывается вниз, а вторая связана с первой посредством шарнирно-рычажного механизма и выполнена поднимающейся вверх с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу фургона, при этом обе части борта связаны направляющими опорами и рычагами-шатунами с вертикальными элементами фургона с образованием кривошипно-ползунных механизмов, ползуны которых размещены в вертикальных элементах фургона и шарнирно связывают между собой рычаги-шатуны обеих частей борта, а рычаг-шатун верхней части борта каждого механизма также связан с вертикальным элементом фургона рычагом-коромыслом, причем его крепление расположено на вертикальных элементах фургона выше верхнего положения ползуна.

Плечо между шарниром крепления рычага-коромысла верхней части борта к ее рычагу-шатуну и шарниром ползуна может быть выполнено меньшим или равным плечу между шарниром крепления рычага-шатуна к нижней части борта и шарниром ее крепления к основанию фургона, а направляющие опоры верхней части борта могут быть выполнены защемленно-подвижными в виде пары «ролик-направляющая», при этом направляющая охватывает ролик с обеспечением его перемещения только с одной степенью свободы в каждый момент времени.

Предлагаемая конструкция отличается простотой механизма раскладывания борта, повышает его долговечность и надежность, а также облегчает пользования им в работе.

1 с. и 5 з.пп. ф-лы; 3 ил.

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно, к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового или заднего борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.

Для развозных фургонов, предназначенных для доставки небольших партий тарного груза (в ящиках или поддонах), актуально сокращение времени погрузочно-разгрузочных работ. Одно из решений этой задачи - обеспечение полного доступа к боковому проему кузова-фургона. При этом недопустим заход частей механизма во внутренний объем фургона и относительное их равновесие бортов при их раскрывании и закрывании.

Известно техническое решение конструкции кузова-фургона транспортного-средства по свидетельству РФ на полезную модель 14906 [1], включающая раскладывающийся борт, нижняя часть которого шарнирно откидывается вниз на 180°, а верхняя выполнена скользящей относительно направляющих опор фургона и связана с нижней частью борта посредством шарнирно-рычажного механизма с возможностью поворота вверх на 90° с одновременным перемещением под крышу фургона, при этом части борта и стойки фургона образуют кривошипно-ползунный механизм, ползуны которых размещены в вертикальных элементах фургона и шарнирно связывают между собой рычаги-шатуны обеих частей борта, а рычаги-шатуны верхней части борта также связаны с вертикальными элементами фургона рычагами-коромыслами. Такая конструкция решает поставленную техническую задачу, однако имеет недостатки, связанные с излишним перемещением бортов в промежуточных положениях из-за износа в процессе эксплуатации и, как следствие, нечеткость в работе механизма вплоть до заклинивания его деталей.

Наиболее близким техническим решением является конструкция грузового кузова-фургона по свидетельству РФ на полезную модель 69479 [2]. Данная конструкция кузова-фургона аналогична вышеупомянутому, но ее направляющие опоры выполнены шарнирно-подвижными и разнесенными по высоте верхней части борта, а дополнительно ролики опор могут быть выполнены подпружиненными, а направляющая для них может иметь V-образное сечение. Это позволяет опорным роликам самоустанавливаться, тем самым компенсировать люфты из-за износа механизма, однако это не может обеспечить его достаточную четкость и легкость в работе из-за излишних перемещений деталей механизма относительно друг друга, кроме всего прочего обусловленных их большими размерами.

Цель технического решения - повышение надежности и удобства работы механизма раскладывания борта.

Поставленная цель достигается тем, что в известной конструкции кузова-фургона с продольно раскрывающимся частями борта посредством кривошипно-ползунного механизма с размещением в вертикальных элементах фургона его ползунов, шарнирно связывающих между собой рычаги-шатуны обеих частей борта, и рычагами-шатунами верхней части борта, также связанными с вертикальными элементами фургона рычагами-коромыслами, крепление шарнира каждого рычага-коромысла механизма расположено на вертикальных элементах фургона выше верхнего положения ползуна, при этом продольная ось крепления шарнира каждого рычага-коромысла на вертикальных элементах фургона может быть расположена со смещением наружу проема фургона относительно оси перемещения ползуна, а продольная ось крепления шарниров каждого рычага-коромысла на рычаге-шатуне верхней части борта может быть расположена со смещением наружу относительно продольной оси упомянутого рычага-шатуна. Также плечо между шарниром крепления рычага-коромысла верхней части борта к ее рычагу-шатуну и шарниром ползуна может быть выполнено меньшим или равным плечу между шарниром крепления рычага-шатуна к нижней части борта и шарниром ее крепления к основанию фургона. Кроме этого направляющие опоры верхней части борта могут быть выполнены защемленно-подвижными, например, в виде пары «ролик-направляющая», при этом направляющая охватывает ролик с обеспечением его перемещения только с одной степенью свободы в каждый момент времени.

Расположение крепления шарнира каждого рычага-коромысла на вертикальных элементах фургона выше верхнего положения ползуна позволяет выполнить рычаги более короткими, и поэтому более жесткими, что минимизирует деформацию механизма в целом и делает его работу более четкой.

Расположение продольной оси крепления шарнира каждого рычага-коромысла на вертикальных элементах фургона со смещением наружу проема фургона относительно оси перемещения ползуна предотвращает стремление механизма к самопроизвольному раскрытию борта, тем самым делает работу механизма более надежной.

Расположение продольной оси крепления шарнира каждого рычага-коромысла на рычаге-шатуне верхней части борта со смещением наружу относительно продольной оси упомянутого рычага-шатуна также предотвращает самопроизвольное раскрытие борта, т.е. дополнительно повышает надежность работы механизма.

Выполнение плеча между шарниром крепления рычага-коромысла верхней части борта к ее рычагу-шатуну и шарниром ползуна меньшим или равным плечу между шарниром крепления рычага-шатуна к нижней части борта и шарниром ее крепления к основанию фургона оптимизирует кинематику движения верхней и нижней частей борта, что снижает прикладываемые усилия к управлению механизмом.

Выполнение направляющих опор верхней части борта защемленно-подвижными обеспечивает ее перемещение только с одной степенью свободы, что также повышает жесткость всей конструкции в целом.

Выполнение направляющих опор верхней части борта в виде пары «ролик-направляющая» с охватом направляющей ролика, обеспечивающим его перемещения только с одной степенью свободы в каждый момент времени, обеспечивает точность следования необходимой (оптимальной) траектории движения опоры с минимальным сопротивлением (пара качения).

Таким образом, данное техническое решение обладает новизной и существенными отличиями по сравнению с известными решениями, тем самым обеспечивая высокий технический уровень и положительный результат при использовании.

Предлагаемое техническое решение иллюстрируется следующими графическими материалами: на фиг.1 показан общий вид кузова-фургона на шасси грузового автомобиля с раскладным бортом, вид сбоку; на фиг.2 - механизм открывания борта в промежуточном положении (разрез А-А фиг.1); на фиг.3 - сечение Б-Б фиг.2.

Кузов-фургон 1 установлен на шасси грузового автомобиля 2 (фиг.1) и содержит боковой борт, разделенный по горизонтали на нижнюю 3 и верхнюю 4 части, раскрывающимися соответственно вниз и вверх: нижняя часть 3 выполнена откидывающейся вниз посредством закрепления на шарнирах 5 (фиг.2) в основании силового каркаса фургона, а верхняя 4 - поднимающейся по сложной траектории вверх с одновременным поворотом вокруг своей продольной оси примерно на 90° с последующим заходом под крышу 6 фургона. Нижняя 3 и верхняя 4 части борта связаны между собой посредством двух одинаковых кривошипно-ползунных (5-звенных) механизмов, в которых нижняя часть борта 3 является начальным звеном. Механизмы размещены по торцам бортов непосредственно в передней и задней вертикальных стенках 7 или в их специальных составляющих частях - вертикальных стойках, одновременно включенных в состав силового каркаса фургона 1.

Устройство механизма привода бортов наиболее наглядно показано при частично раскрытых частях борта (фиг.2). К нижней 3 и верхней 4 частям бокового борта шарнирно присоединены шатуны 8 и 9 соответственно осью 10 на плече «А» от шарнира 5 и осью 11 с нижней кромкой верхней части 4 борта. Шатуны 8 и 9 шарнирно связаны между собой посредством общего ползуна 12. Шатун 9 верхней части 4 борта также шарнирно связан через ось 13 на плече «Б» от ползуна 9 посредством рычага-коромысла 14 с вертикальными элементами кузова-фургона 1 (силовым каркасом, стенками или стойками), при этом продольная ось 13 крепления рычага-коромысла 14 на рычаге-шатуне 9 верхней части борта смещена наружу на расстояние «В» относительно продольной оси упомянутого рычага-шатуна 9. Каждый рычаг-коромысло 14 крепится шарниром 15 к вертикальным элементам кузова-фургона выше верхнего положения ползуна 12 и со смещением «Г» наружу открывающегося проема фургона относительно оси перемещения упомянутого ползуна 12.

Плечо «Б» крепления рычага-коромысла 14 на шатуне 10 верхней части 4 борта (место расположения оси 13) от оси ползуна 12 выполнено меньшим или равным плечу «А» между осью 10 крепления рычага-шатуна 8 нижней части 3 борта и шарниром 5 ее крепления к основанию силового каркаса фургона 1.

Верхняя часть 4 борта снабжена защемленно-подвижными опорами в виде ролика 16, размещенного на ее верхней кромке и направляющей 17, охватывающей ролик 16 с обеспечением его перемещения только с одной степенью свободы в каждый момент времени - преимущественно в горизонтальном направлении, но с возможностью обеспечения в случае необходимости сложной траектории (фиг.3).

Конструкция работает следующим образом. В исходном (закрытом) положении нижняя 3 и верхняя 4 части борта, а также элементы механизма их привода уложены в вертикальные элементы фургона 1 - передние и задние стенки, вертикальные стойки или его силовой каркас. Открывание производится вручную поворотом нижней части 3 борта за его верхний край, с помощью специального поручня или рукоятки запора, как начального звена (кривошипа) всего механизма. При этом нижний конец шатуна 8 с осью 10 принудительно выводится наружу фургона 1 и тянет за собой вертикально вниз ползун 12 и конец шатуна 9. Последний совершает плоско-параллельное движение, качаясь вокруг оси 13 рычага-коромысла 14 и другим своим концом поднимая верхнюю часть 4 борта, тем самым раскрывая проем фургона. По мере раскрывания частей борта, механизм проходит среднее положение полного равновесия, когда верхний часть 4 борта, поднимаясь вверх и, поворачиваясь вдоль своей продольной оси, скользит своим опорным роликом 15 внутри направляющей 16 до конечного положения (близкого к горизонтальному). Нижняя часть 3 борта принимает вертикальное положение.

Закрывание бортов происходит в обратном порядке.

Благодаря уравновешенности механизма степень раскрытия проема фургона и соответственное положение частей 3 и 4 борта обеспечивается в любом промежуточном положении. Соотношение плеч («А» больше или равно «Б») обеспечивает легкость приведения механизма в действие и предотвращение самопроизвольного движения механизма.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет упростить механизм раскладывания борта, повысить его долговечность и надежность, а также облегчить пользования им в работе.

Источники информации

1. Свидетельство РФ на полезную модель RU 14906 U1, опубл. 10.09.2000 г, бюл. 25.

2. Патент РФ на полезную модель RU 69479 U1, опубл. 27.12.2007, бюл. 36.

1. Кузов-фургон, содержащий связанные между собой силовым каркасом основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона и откидывается вниз, а вторая связана с первой посредством шарнирно-рычажного механизма и выполнена поднимающейся вверх с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу фургона, при этом обе части борта связаны направляющими опорами и рычагами-шатунами с вертикальными элементами фургона с образованием кривошипно-ползунных механизмов, ползуны которых размещены в вертикальных элементах фургона и шарнирно связывают между собой рычаги-шатуны обеих частей борта, а рычаг-шатун верхней части борта каждого механизма также связан с вертикальным элементом фургона рычагом-коромыслом, отличающийся тем, что крепление шарнира рычага-коромысла каждого механизма расположено на вертикальных элементах фургона выше верхнего положения ползуна.

2. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что продольная ось крепления шарнира каждого из рычагов-коромысел на вертикальных элементах фургона расположена со смещением наружу относительно осей перемещения ползунов.

3. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что продольная ось крепления шарнира каждого рычага-коромысла на рычаге-шатуне верхней части борта расположена со смещением наружу относительно продольной оси упомянутого рычага-шатуна.

4. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что плечо между шарниром крепления рычага-коромысла верхней части борта к ее рычагу-шатуну и шарниром ползуна выполнено меньшим или равным плечу между шарниром крепления рычага-шатуна к нижней части борта и шарниром ее крепления к основанию фургона.

5. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что направляющие опоры верхней части борта выполнены защемленно-подвижными.

6. Кузов-фургон по п.4, отличающийся тем, что направляющие опоры верхней части борта выполнены в виде пары «ролик-направляющая», при этом направляющая охватывает ролик с обеспечением его перемещения только с одной степенью свободы в каждый момент времени.



 

Похожие патенты:

Грузовой кузов-фургон относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.
Наверх