Вентильно-индукторный двигатель с принудительным воздушным охлаждением

 

Предложение относится к частотно-регулируемому электроприводу и может быть применено при конструировании и изготовлении вентильно-индукторных двигателей с принудительным воздушным охлаждением. Технический результат полезной модели - повышение эффективности отвода тепла от наиболее нагруженных в тепловом отношении элементов вентильно-индукторного двигателя, снижение их рабочей температуры и соответствующее увеличение надежности двигателя. Двигатель содержит корпус (1), на поверхности которого выполнены в аксиальном направлении теплоотводящие ребра (2), и автономный вентилятор (3), подающий воздух в торец корпуса (1) посредством воздуховода (4). Во внутренней полости корпуса (1) размещены зубчатые пакеты (5) статора с фазными обмотками (6), кольцевые обмотки возбуждения (7), а также зубчатые пакеты ротора (8), закрепленные на валу (9). Вал (9) ротора установлен в опорах вращения (10). В пакетах (5) статора в аксиальном направлении выполнены каналы (12) внутреннего охлаждения. Оребренная поверхность корпуса (1) частично покрыта приваренными к вершинам ребер (2) стальными листами (13) с созданием каналов (14) наружного охлаждения между ребрами (2). Входы (15) в каналы (14) наружного охлаждения выполнены из внутренней полости корпуса (1). 1 з.п.ф., 2 ил.

Область техники

Предложение относится к частотно-регулируемому электроприводу и может быть применено при конструировании и изготовлении вентильно-индукторных двигателей с принудительным воздушным охлаждением.

Уровень техники

Известны электрические машины с принудительным воздушным охлаждением, содержащие корпус с аксиально оребренной наружной поверхностью, вентилятор с воздуховодом, подводящим охлаждающий воздух в торец корпуса, и размещенные в корпусе шихтованные пакеты статора с фазными обмотками и шихтованные пакеты ротора, закрепленные на валу двигателя [1-3]. Охлаждение машин [1-3] характеризуется наличием аксиальных воздушных потоков, обдувающих шихтованные пакеты статора, ротора и оребренную поверхность корпуса.

Общим недостатком конструкций электрических машин [1-3] является невысокая эффективность теплоотвода от корпуса и размещенных в нем пакетов статора, что приводит к повышению температуры во внутренних областях пакетов статора и соответствующему снижению надежности двигателя. Этот недостаток в конструкции [1] обусловлен отсутствием каналов охлаждения внутри пакетов статора и в корпусе, а в конструкциях [2, 3] - использованием в качестве каналов охлаждения полых ребер, сформированных на поверхности корпуса из гофрированного металлического листа и поэтому имеющих плохую тепловую связь с корпусом.

Указанный недостаток особенно сильно проявляется в случае использования конструктивных решений [1-3] для охлаждения вентильно-индукторных двигателей, что обусловлено повышенной частотой питания их фазных обмоток от вентильных преобразователей, увеличивающей потери в стали, а также тем, что в таких двигателях основная доля тепловых потерь выделяется в статорной части машины, где располагаются как фазные обмотки, так и обмотки возбуждения двигателя.

Раскрытие существа полезной модели

Задача полезной модели - повышение эффективности охлаждения двигателя.

Технический результат, достигаемый при использовании полезной модели - повышение эффективности отвода тепла от наиболее нагруженных в тепловом отношении элементов вентильно-индукторного двигателя, снижение их рабочей температуры и соответствующее увеличение надежности двигателя.

Предметом полезной модели является вентильно-индукторный двигатель, содержащий корпус с аксиально оребренной поверхностью, вентилятор, подающий охлаждающий воздух в торец корпуса, и размещенные во внутренней полости корпуса зубчатые пакеты статора с фазными обмотками, кольцевые обмотки возбуждения и зубчатые пакеты ротора, закрепленные на валу, установленном в опорах вращения. При этом в зубчатых пакетах статора выполнены аксиальные каналы внутреннего охлаждения, а оребренная поверхность корпуса, по меньшей мере, частично покрыта приваренными к вершинам ребер стальными листами с созданием каналов наружного охлаждения между ребрами.

Приведенная совокупность признаков позволяет получить указанный выше технический результат.

Полезная модель имеет развитие, направленное на упрощение конструкции в частном случае ее осуществления. Развитие состоит в том, что входы в каналы наружного охлаждения выполнены из внутренней полости корпуса двигателя.

Осуществление полезной модели с учетом ее развития

На фиг.1 и фиг.2 показан пример осуществления предлагаемого вентильно-индукторного двигателя. На фиг 1 представлен общий вид двигателя, на фиг.2 - сечение корпуса двигателя с установленными в нем пакетами статора (условно без обмоток).

Двигатель на фиг.1 и фиг.2 содержит корпус 1 (в форме срезанного пустотелого цилиндра), на поверхности которого выполнены в аксиальном направлении теплоотводящие ребра 2, и автономный вентилятор 3, подающий воздух в торец корпуса 1 посредством направляющего воздуховода 4. Во внутренней полости корпуса 1 закреплены две пары зубчатых пакетов 5 статора с фазными обмотками 6 и две кольцевые обмотки 7 возбуждения, по одной на каждую пару пакетов 5.

Две пары зубчатых пакетов 8 ротора закреплены на валу 9, установленном в опорах вращения 10 с помощью втулки 11 из магнитомягкого материала, обеспечивающей магнитную связь между пакетами 8 ротора.

Пакеты 5 статора и пакеты 8 ротора шихтованы из листов электротехнической стали. Число зубцов пакетов статора и ротора различно.

В пакетах 5 статора в аксиальном направлении выполнены каналы 12 внутреннего охлаждения так, что под каждым пазом пакета 5 статора размещена пара каналов 12. Оребренная поверхность корпуса 1 частично покрыта приваренными к вершинам ребер 2 стальными листами 13 с созданием каналов 14 наружного охлаждения в промежутках между ребрами 2.

Вентилятор 3 с воздуховодом 4, каналы 12 внутреннего охлаждения и каналы 14 наружного охлаждения образуют систему принудительного охлаждения двигателя. Вентилятор 3 может, как в представленном примере, иметь автономный привод и подавать охлаждающий воздух в торец двигателя через воздуховод 4 или иметь кинематическую связь с валом 9 двигателя (например, вентилятор 3 может быть закреплен непосредственно на валу 9). В последнем случае входы 15 в каналы 14 наружного охлаждения могут быть выполнены из внутренней полости корпуса 1.

Устройство работает следующим образом.

На обмотки 7 возбуждения и фазные обмотки 6, а также на электродвигатель автономного вентилятора 3 подаются от внешних источников соответствующие питающие напряжения. Магнитные потоки, создаваемые фазными обмотками 6 и обмотками 7 возбуждения, замыкаются через пакеты 8 ротора. Принцип действия двигателя основан на магнитном притяжении зубца пакета ротора к ближайшему зубцу пакета статора. Соответствующие токи в фазных обмотках 6, задаваемые питающими их вентильными преобразователями, и неравенство зубцов в пакетах 5 статора и пакетах 8 ротора обеспечивают плавное вращение вала 9 с регулируемой частотой и требуемым вращающим моментом.

При этом охлаждение двигателя осуществляется следующим образом.

Вращающийся вентилятор 3 гонит атмосферный воздух через направляющий воздуховод 4 в торец корпуса 1, где охлаждающий воздух разделяется на:

- первый поток, проходящий вдоль наружной поверхности корпуса 1 по каналам 14 наружного охлаждения, образованным листами 13, приваренными к вершинам ребер 2;

- второй поток, проходящий по каналам 12 внутреннего охлаждения сквозь пакеты 5 статора;

- третий поток, проходящий через межзубцовые пазы пакетов 5 статора и пакетов 8 ротора и зазоры между пакетами 5 статора и пакетами 8 ротора.

Первый поток отводит тепло с ребер 2 корпуса 1, имеющего хороший тепловой контакт с пакетами 5 статора, интенсивно нагреваемых фазными обмотками 6, обмотками возбуждения 7 и вихревыми токами в стали. При этом листы 13 не заменяют теплоотводящие ребра корпуса (в отличие от гофрированных листов в [2, 3]), а служат только для формирования охлаждающего воздушного потока вдоль поверхности ребер 2 корпуса 1. В тех случаях, когда входы 15 в каналы 14 выполнены из внутренней полости корпуса 1, первый поток формируется из воздуха, нагнетаемого вентилятором 3 в торец корпуса 1, в виде воздушных струй, входящих в каналы 14 из внутренней полости корпуса 1 через входы 15.

Второй поток отбирает тепло из внутренних областей шихтованных пакетов 5 статора, от фазных обмоток 6 и обмоток 7 возбуждения, а третий - с зубцовых поверхностей пакетов 5 статора и пакетов 8 ротора.

Поскольку основная доля тепловых потерь вентильно-индукторного двигателя выделяется в его статоре, главную роль в охлаждении двигателя играют первый и второй потоки, формируемые в каналах 12 и 14 соответственно.

Выполнение вентильно-индукторного двигателя в корпусе с аксиально оребренной поверхностью, по меньшей мере, частично покрытой приваренными к вершинам ребер стальными листами, образующими каналы наружного охлаждения, и с аксиальными каналами внутреннего охлаждения, выполненными в шихтованных пакетах статора, обеспечивает в совокупности с другими существенными признаками полезной модели снижение рабочей температуры наиболее нагруженных в тепловом отношении элементов вентильно-индукторного двигателя и соответствующее увеличение надежности двигателя.

Выполнение каналов 14 наружного охлаждения с входами 15, выполненными из внутренней полости корпуса позволяет сохранить эффективность охлаждения в частных случаях осуществления полезной модели, например, при использовании встроенного вентилятора. Источники информации

1. Патент RU 217318, МПК Н02К 9/04, 2001 г.

2. Патент RU 2089033, МПК Н02К 9/04, 1997 г.

3. Авт. свид. SU 1179483, МПК Н02К 9/02, 1985 г.

1. Вентильно-индукторный двигатель, содержащий корпус с аксиально-оребренной поверхностью, вентилятор, подающий охлаждающий воздух в торец корпуса, и размещенные во внутренней полости корпуса зубчатые пакеты статора с фазными обмотками, кольцевые обмотки возбуждения и зубчатые пакеты ротора, закрепленные на валу, установленном в опорах вращения, при этом в зубчатых пакетах статора выполнены аксиальные каналы внутреннего охлаждения, а оребренная поверхность корпуса, по меньшей мере, частично покрыта приваренными к вершинам ребер стальными листами с созданием каналов наружного охлаждения между ребрами.

2. Двигатель по п.1, в котором входы в каналы наружного охлаждения выполнены из внутренней полости его корпуса.



 

Похожие патенты:

Промышленная система приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования относится к системам вентиляции электрических аппаратов и машин, преимущественно к системам охлаждения пуско-тормозных и тормозных резисторов и тяговых двигателей электроподвижного состава магистральных железных дорог

Полезная модель относится к электротехнике, в частности к регулируемым электроприводам переменного тока, и может использоваться для минимизации потребляемого тока статора при питании асинхронного электродвигателя с фазным ротором от преобразователя частоты.
Наверх