Тренажер экипажа боевой машины

 

Полезная модель относится к учебно-тренировочным средствам, в частности - к тренажерам для подготовки экипажа боевой машины, и может быть применена в составе учебно-тренировочных средств в учебных центрах, учебных заведениях Министерства обороны и в армейских подразделениях. Тренажер позволяет подготавливать не только наводчика и командира боевой машины, но и механика-водителя с применением современных компьютерных технологий. Тренажер содержит рабочее место 1 наводчика, рабочее место 2 командира, рабочее место 3 инструктора, аппаратно-программный комплекс 4 с вычислителем 32 для управления процессом обучения, вычислителем 33 для формирования визуальной обстановки наводчика, вычислителем 34 для формирования визуальной обстановки командира. Тренажер дополнительно снабжен рабочим местом 5 механика-водителя и автоматизированной обучающей системой 6, при этом аппаратно-программный комплекс 4 дополнительно снабжен вычислителем 35 для формирования визуальной обстановки механика-водителя. Рабочее место 5 механика-водителя содержит блок 28 управления, связанный с имитаторами 29, 30, 31 пульта ручного управления, прибора наблюдения и блока связи соответственно. Автоматизированная обучающая система 6 содержит проекционный экран 48, цифровой вычислитель 43, выход которого соединен со входом видеопроектора 47. Цифровой вычислитель 43 содержит устройство 45 ввода информации, выход которого соединен со входом системного блока 44, выход которого соединен со входом устройства 46 отображения информации. Вычислитель 33 для управления процессом обучения дополнительно снабжен видеомонитором 40 для отображения визуальной обстановки. 1 с. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Полезная модель относится к учебно-тренировочным средствам, в частности - к тренажерам для подготовки экипажа боевой машины, и может быть применена в составе учебно-тренировочных средств в учебных центрах, учебных заведениях Министерства обороны и в армейских подразделениях.

Известен тренажер для подготовки операторов танка, содержащий рабочее место наводчика, рабочее место командира, рабочее место инструктора, аппаратно-программный комплекс (АПК), при этом на рабочем месте наводчика расположены имитатор прицелов, имитатор пульта системы постановки дымовых завес, имитатор пульта наводчика, имитатор левого распределительного щитка, имитатор механизма поворота башни, имитатор стопора башни, имитатор механизма подъема пушки, имитатор блока автоматики управляемого вооружения, блок управления имитаторами и устройство переговорной связи, а рабочее место командира содержит имитатор прицельно-наблюдательного комплекса, имитатор пульта наведения, имитатор блока поправок, имитатор пульта командира, имитатор баллистического вычислителя, имитатор правого распределительного щитка, имитатор радиостанции, блок управления имитаторами и устройство переговорной связи.

Кроме того, аппаратно-программный комплекс расположен на столе рабочего места инструктора и включает в себя вычислитель для формирования визуальной обстановки наводчика, вычислитель для формирования визуальной обстановки командира, вычислитель для управления процессом обучения, коммутатор локальной сети, источник бесперебойного питания вычислителей и устройство переговорной связи. Каждый из вычислителей для формирования визуальной обстановки содержит системный блок, разветвитель видеосигнала и видеомонитор. Вычислитель для управления процессом обучения содержит системный блок и видеомонитор (патент 31669 на полезную модель, МПК G09B 9/08, 07.04.2003).

Известный тренажер позволяет расширить функциональные возможности существовавших средств обучения за счет использования современных технологий при подготовке не только наводчика, но и командира. Однако, на нем невозможно обучать механиков-водителей.

Перед авторами стояла задача создания тренажера, позволяющего подготавливать не только наводчика и командира боевой машины, но и механика-водителя, а также весь экипаж в целом, с применением современных компьютерных технологий.

Поставленная задача решена за счет того, что в известном тренажере, содержащем рабочее место наводчика, рабочее место командира, рабочее место инструктора и аппаратно-программный комплекс с вычислителем для управления процессом обучения, вычислителем для формирования визуальной обстановки наводчика и вычислителем для формирования визуальной обстановки командира, дополнительно введены рабочее место механика-водителя и автоматизированная обучающая система (АОС), при этом аппаратно-программный комплекс дополнительно снабжен вычислителем для формирования визуальной обстановки механика-водителя.

Рабочее место механика-водителя содержит блок управления, связанный с имитаторами пульта ручного управления, блока связи и прибора наблюдения.

Автоматизированная обучающая система содержит проекционный экран, цифровой вычислитель, выход которого соединен со входом видеопроектора.

Цифровой вычислитель содержит устройство ввода информации, выход которого соединен со входом системного блока, выход которого соединен со входом устройства отображения информации.

Вычислитель для управления процессом обучения дополнительно снабжен видеомонитором для отображения визуальной обстановки.

Заявляемый тренажер обладает совокупностью существенных признаков, не известных из уровня техники для устройств подобного назначения, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «новизна» для полезной модели.

Сущность полезной модели поясняется с помощью чертежей, где:

на фиг.1 представлена структурная схема;

на фиг.2 - рабочее место наводчика;

на фиг.3 - рабочее место командира;

на фиг.4 - рабочее место механика-водителя;

на фиг.5 - рабочее место инструктора с АПК;

на фиг.6 - автоматизированная обучающая система.

Тренажер содержит рабочее место 1 наводчика, рабочее место 2 командира, рабочее место 3 инструктора, аппаратно-программный комплекс 4, рабочее место 5 механика-водителя и АОС 6.

Рабочее место 1 наводчика содержит блок 7 управления, имитатор 8 баллистического вычислителя, имитатор 9 блока индикации, имитатор 10 дальномера, имитатор 11 пульта управления, имитатор 12 щитка наводчика, имитатор 13 блока наведения, имитатор 14 блока связи и сиденье 15.

Рабочее место 2 командира содержит блок 16 управления, имитатор 17 прибора наблюдения, имитатор 18 распределительного щитка, имитатор 19 токораспределителя, имитатор 20 золотниковой коробки, имитатор 21 щитка командира, имитатор 22 азимутального указателя, имитатор 23 ручного насоса, имитатор 24 системы постановки дымовых завес, имитатор 25 ручного стопора, имитатор 26 ручного механизма разворота, имитатор 27 связи и сиденье 15.

Рабочее место 5 механика-водителя содержит блок 28 управления, имитатор 29 пульта ручного управления, имитатор 30 прибора наблюдения, имитатор 31 блока связи и сиденье 15.

Рабочее место 3 инструктора содержит вычислитель 32 для управления процессом обучения, вычислитель 33 для формирования визуальной обстановки наводчика, вычислитель 34 для формирования визуальной обстановки командира, вычислитель 35 для формирования визуальной обстановки механика-водителя, коммутатор 36 локальной сети, источник 37 бесперебойного питания и сиденье 15. Вычислитель 32 для управления процессом обучения содержит системный блок 38, видеомонитор 40 для отображения визуальной обстановки, устройство 41 ввода информации, устройство 42 связи.

Автоматизированная обучающая система 6 содержит цифровой вычислитель 43, состоящий из системного блока 44, устройства 45 ввода информации и устройство 46 отображения информации, видеопроектор 47 и проекционный экран 48.

Тренажер работает следующим образом.

Инструктор с помощью вычислителя 32 для управления процессом обучения заносит в базу данных сведения об обучаемых, запускает учебную задачу для выполнения, причем она может быть выбрана из имеющийся базы данных или создана инструктором заново. Кроме того, инструктор с помощью устройства 41 ввода информации на видеомониторе 39 задает условия выполнения задачи: время года, время суток, температуру, скорость и направления ветра, тип и количество боеприпасов, виды неисправностей и т.д. После задания исходных данных начинается процесс выполнения задания обучаемыми.

Цифровые и аналоговые сигналы о состоянии органов управления имитаторов 814 рабочего места 1 наводчика поступают в блок 7 управления. Сигналы о состоянии органов управления 1727 рабочего места 2 командира поступают в блок 16 управления. Сигналы о состоянии органов управления имитаторов 29 и 31 рабочего места 5 механика-водителя поступают в блок 28 управления, осуществляется первичная обработка входной информации и преобразование аналоговых сигналов в цифровые. Управление состоянием органов индикации, установленных в имитаторах, осуществляется также с помощью блоков 7, 16 и 28 управления, построенных на основе микро-ЭВМ, например, ATmega 16 фирмы ATMEL.

Таким образом, непосредственное управление работой имитаторов 814, 1727, 29 и 31, контроль за состоянием органов управления осуществляют блоки 7, 16 и 28, установленные на рабочих местах 1, 2 и 5 наводчика, командира и механика-водителя.

Питание блоков 7, 16 и 28, а также самих имитаторов 814, 1727, 29 и 31 рабочих мест 1, 2 и 5 наводчика, командира и механика-водителя осуществляется от вычислителей 3335 аппаратно-программного комплекса 4. От блоков 7, 16 и 28 управления в вычислитель 33 постоянно поступает информация о состоянии органов управления имитаторов рабочих мест 1, 2 и 5 наводчика, командира и механика-водителя. На основе полученной информации вычислитель 33 отрабатывает алгоритм функционирования имитируемых систем и устройств комплекса вооружения. В соответствии с отрабатываемым алгоритмом из вычислителя 33 поступает информация о состоянии элементов индикации рабочих мест 1, 2 и 5 наводчика, командира и механика-водителя в блоки 7, 16 и 28 управления, которые осуществляют непосредственное управление каждым элементом индикации.

Вычислители 3335 формируют изображения фоно-целевой обстановки, наблюдаемые наводчиком, командиром и механиком-водителем. На видеомониторе 40 рабочего места 3 инструктора с помощью системного блока 38 вычислителя 32 дублируется, по выбору инструктора, одно из изображений фоно-целевой обстановки, формируемое вычислителями 3335. Обмен информацией между вычислителями 3235 осуществляется с помощью коммутатора 36 локальной сети. От вычислителя 32 для управления процессом обучения в вычислители 3335 для формирования изображений поступает информация о типе местности (горы, пустыня, среднепересеченная), времени года (лето, зима), времени суток (день, ночь), метеобаллистических данных, типе и количестве целей, направлении и скорости их движения и т.д.

Информация, получаемая вычислителями 3335 от вычислителя 32, а также от имитаторов рабочих мест 1, 2 и 5 наводчика, командира и механика-водителя используется при формировании изображения фоно-целевой обстановки.

Вычислитель 32 рабочего места 3 инструктора в процессе выполнения учебной задачи фиксирует ошибки в действиях обучаемых, а по окончании выполнения задачи автоматически выставляет обучаемым оценки. Кроме того, в процессе выполнения учебной задачи, инструктор с помощью видеомонитора 40 визуально контролирует действия обучаемых. Источник 37 бесперебойного питания, через который подается напряжение питания на вычислители 3235 и коммутатор 36 локальной сети, предназначен для защиты тренажера от кратковременных скачков напряжения промышленной сети электропитания, а также при пропадании напряжения в сети поддерживать в работоспособном состоянии вычислители и коммутатор локальной сети некоторое время, достаточное для корректного выхода из рабочей программы тренажера и выключения оборудования.

Имитаторы 14, 27 и 31 блоков связи, установленные на рабочих местах 1, 2 и 5 наводчика, командира и механика-водителя, и устройство 42 связи рабочего места 3 инструктора обеспечивают переговорную связь между обучаемыми и инструктором.

Автоматизированная обучающая система 6 позволяет осуществлять теоретическое обучение экипажей боевых машин путем предъявления информации на проекционном экране 48 с помощью видеопроектора 47, информация на который поступает из системного блока 44 цифрового вычислителя 43. Устройства 45 и 46 ввода и отображения информации позволяют осуществлять управление работой АОС.

На предприятии-заявителе разработана конструкторская документация предлагаемой полезной модели и изготовлен опытный образец.

Таким образом, предлагаемый тренажер может быть неоднократно воспроизведен и применен в качестве технического средства обучения подготовки экипажа боевой машины, например, тяжелой огнеметной системы (ТОС-1А), что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой полезной модели критерию «промышленная применимость».

1. Тренажер экипажа боевой машины, содержащий рабочее место наводчика, рабочее место командира, рабочее место инструктора и аппаратно-программный комплекс с вычислителем для управления процессом обучения, вычислителем для формирования визуальной обстановки наводчика и вычислителем для формирования визуальной обстановки командира, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен рабочим местом механика-водителя и автоматизированной обучающей системой, при этом аппаратно-програмный комплекс дополнительно снабжен вычислителем для формирования визуальной обстановки механика-водителя.

2. Тренажер экипажа боевой машины по п.1, отличающийся тем, что рабочее место механика-водителя содержит блок управления, связанный с имитаторами пульта ручного управления, блока связи и прибора наблюдения.

3. Тренажер экипажа боевой машины по п.1, отличающийся тем, что автоматизированная обучающая система выполнена в виде цифрового вычислителя, выход которого соединен со входом видеопроектора, и проекционного экрана.

4. Тренажер экипажа боевой машины по пп.1 и 3, отличающийся тем, что цифровой вычислитель выполнен в виде устройства ввода информации, выход которого соединен со входом системного блока, выход которого соединен со входом устройства отображения информации.

5. Тренажер экипажа боевой машины по п.1, отличающийся тем, что вычислитель для управления процессом обучения дополнительно снабжен видеомонитором для отображения визуальной обстановки.



 

Наверх