Шаланда
Полезная модель относится к водному транспорту, а именно, к грунтоотвозным саморазгружающимся шаландам, эксплуатируемым на внутренних речных бассейнах.
Шаланда включает корпус с надстройкой и с продольным V-образным углублением-трюмом в его палубе и переходами, соединяющими носовую и кормовую оконечности, разделенный по диаметральной плоскости на части, соединенные палубными шарнирами и гидроцилиндрами с возможностью поворота частей, имеющих уплотнение в месте днищевого стыка. С целью увеличения объема перевозимого шаландой грунта переход(ы) перенесены внутрь частей корпуса, а ширина V-образного углубления увеличена на ширину этих переходов.
При этом из-за отсутствия ограждений переходов уменьшается высота подъема грунта при загрузке и, соответственно, энергозатраты. 3 ил.
Полезная модель относится к водному транспорту, а именно, К грунтоотвозным саморазгружающимся шаландам, эксплуатируемым на внутренних речных бассейнах.
Известны саморазгружающиеся грунтоотвозные шаланды. Например, шаланда типа "ГИДРОКЛАПП" (приложение 1 и 2, саморазгружающиеся баржи (шаланды) с гидроприводом разводного днища).
Известная шаланда включает корпус, бортовые палубные переходы с решетчатыми ограждениями и V-образное углубление (открытый сверху грузовой трюм) для грунта, располагаемое вдоль палубы между бортовыми переходами. Корпус разделен по диаметральной плоскости на две части, соединенные палубными шарнирами и гидроцилиндрами с возможностью поворота этих частей, имеющих также уплотнение в месте днищевого стыка.
Надстройка установлена на палубе в кормовой части корпуса, с одной стороны на шарнирах, а с другой - на роликах, благодаря чему не препятствует взаимному повороту частей корпуса при разгрузке шаланды.
Вместе с тем наличие бортовых переходов уменьшает полезный объем углубления для грунта в палубе корпуса, а ограждения увеличивают высоту борта, что затрудняет загрузку грунта и увеличивает энергозатраты, так как грунт при загрузке должен подниматься на большую высоту. При загрузке возможна поломка ограждений и высыпание на переходы части грунта, что увеличивает трудозатраты из-за необходимости их ручной очистки.
Задачей полезной модели является увеличение объема перевозимого шаландой грунта и снижение затрат на его загрузку.
Задача полезной модели решается тем, что в предлагаемой шаланде, включающей корпус с продольным V-образным углублением в палубе и переходами, соединяющими носовую и кормовую оконечности, разделенным по диаметральной плоскости на две части, соединенные палубными шарнирами и гидроцилиндрами, имеющими уплотнение в месте днищевого стыка, в соответствии с предлагаемым решением, один или два продольных перехода выполнены внутри, соответственно, одной или двух частей корпуса и сообщаются с палубой посредством трапов, при этом боковые кромки V-образного углубления примыкают к кромкам бортов.
Для повышения прочности смежные кромки бортов и V-образных углублений могут быть соединены подпалубными кницами.
Выполнение переходов между оконечностями корпуса не на палубе, а внутри частей корпуса, а также увеличение ширины V-образного углубления для грунта до ширины палубы и, соответственно, его полезного объема позволяют:
- увеличить объем перевозимого шаландой грунта;
- уменьшить энергозатраты при загрузке шаланды;
- повысить безопасность перехода с одной оконечности на другую, в т.ч. возможность перехода в процессе загрузки шаланды.
Таким образом вышеуказанные новые существенные признаки предлагаемой полезной модели обеспечивают решение поставленной задачи.
Полезная модель иллюстрируется чертежами:
- на фиг.1 - показана шаланда, вид сверху;
- на фиг.2 - поперечное сечение корпуса;
- на фиг.3 - то же, что на фиг.2 при разведенных поворотом частях корпуса.
Шаланда включает корпус 1 с продольным V-образным углублением 2 в палубе 3. Корпус 1 разделен по диаметральной плоскости на две части 4 и 5, соединенные в носовой 6 и кормовой 7 оконечностях корпуса палубными шарнирами 8 и гидроцилиндрами 9. В месте днищевого стыка частей 4 и 5 имеется уплотнение 10. Внутри части 4 корпуса имеется переход 11 между оконечностями 6 и 7, оканчивающийся трапами 12. В кормовой части 7 установлена на шарнирах 13 и роликах 14 надстройка 15. Боковые кромки углубления 2 примыкают к кромкам бортов 16 и соединены с ними кницами 17.
Загрузка и разгрузка шаланды осуществляется следующим образом.
Шаланду устанавливают в месте загрузки. Черпаковым земснарядом (не показан) или иным образом загружают грунт в углубление 2 корпуса 1 и транспортируют шаланду к месту разгрузки. Приводят в действие гидроцилиндры 9 при этом части 4 и 5 корпуса поворачиваются относительно шарниров 8. Через образовавшийся в днище корпуса в результате поворота частей зазор грунт высыпается. Далее гидроцилиндрами 9 возвращают части 4 и 5 в исходное положение, при этом уплотнение 10 герметизирует днищевой стык частей 4 и 5. При необходимости насосами (не показаны) откачивают воду из углубления 2 и возвращают шаланду для загрузки.
1. Шаланда, включающая корпус с продольным V-образным углублением в палубе и переходами, соединяющими носовую и кормовую оконечности, разделенный по диаметральной плоскости на две части, в свою очередь, соединенные в оконечностях (с возможностью поворота частей) палубными шарнирами и гидроцилиндрами, имеющими уплотнение в месте днищевого стыка, отличающаяся тем, что один или два продольных перехода выполнены внутри, соответственно, одной или двух частей корпуса и оканчиваются трапами, при этом боковые кромки V-образного углубления примыкают к кромкам бортов.
2. Шаланда по п.1, отличающаяся тем, что смежные кромки бортов и V-образных углублений соединены подпалубными кницами.