Вертикальный электродвигатель

 

Вертикальный электродвигатель содержит маховик 5, расположенный между нижней подшипниковой опорой 4 и сердечником ротора 2. Цилиндрическая перегородка 8 нижнего подшипникового щита 9 отделяет маховик 5 от окружающего пространства. На период проведения опыта короткого замыкания к маховику 5 при помощи резьбового крепежа прикреплена фиксирующая ротор балка 7. В цилиндрической перегородке 8 нижнего подшипникового щита 9 по всей окружности выполнены отверстия 6 для заводки через них и крепления к маховику 5 фиксирующей балки 7. Боковые стенки отверстий являются упором для фиксирующей балки 7 при проведении опыта короткого замыкания. Устройство позволяет также значительно снизить усилия для проворота ротора электродвигателя. 2 ил.

Полезная модель относится к электромашиностроению, а именно к вертикальным электродвигателям с маховиком.

Известна конструкция, принятая за прототип (Научно-техническая фирма «Даугелло». Электрические машины различного назначения. Информационно-справочный каталог. Часть четвертая. Москва, 1995) вертикального электродвигателя, содержащего маховик, расположенный между нижней подшипниковой опорой и сердечником ротора, цилиндрическую перегородку нижнего подшипникового щита, отделяющую маховик от окружающего пространства, а также фиксирующую балку, затормаживающую ротор электродвигателя для возможности проведения опыта короткого замыкания.

Общепринятой практикой, в том числе в известной конструкции вертикального электродвигателя, является крепление фиксирующей балки на период проведения опыта короткого замыкания на приводном конце вала. При этом для передачи момента от вала к фиксирующей балке используется шпонка, устанавливаемая в приводной конец вала, которая по основному назначению применяется для сочленения вала с полумуфтой, соединяющей вал двигателя с валом приводимого механизма. Фиксирующая балка, в свою очередь, закрепляется относительно стендовых плит или подставки, на которой смонтирован электродвигатель.

Недостатками известной конструкции являются трудоемкость монтажа фиксирующей балки на приводном конце вала, так как она является достаточно громоздкой и тяжелой деталью, которая должна выдерживать момент, развиваемый электродвигателем при проведении опыта короткого замыкания, а монтировать ее приходится вручную, располагаясь под электродвигателем в ограниченном пространстве, а также дополнительные трудозатраты, которые возникают в случае, если на полумуфту, используемую для сочленения с приводимым механизмом, момент от приводного конца вала передается не при помощи шпонки, а при помощи штифтов, устанавливаемых в обработанные совместно в валу и полумуфте отверстия.

В этом случае появляется необходимость в выполнении шпоночного соединения приводного конца вала и фиксирующей балки, предназначенного только для передачи момента от вала двигателя на фиксирующую балку для проведения опыта короткого замыкания, которое в процессе монтажа и эксплуатации электродвигателя никогда больше не понадобится, в то же время такое решение приводит к снижению механической прочности приводного конца вала.

Задачей предлагаемого технического решения является устранение указанных недостатков.

Технический результат достигается тем, что в вертикальном электродвигателе, содержащем маховик, расположенный между нижней подшипниковой опорой и сердечником ротора, цилиндрическую перегородку нижнего подшипникового щита, отделяющую маховик от окружающего пространства, а также фиксирующую балку, затормаживающую ротор электродвигателя для возможности проведения опыта короткого замыкания, фиксирующая балка на период проведения опыта короткого замыкания прикреплена к маховику при помощи резьбового крепежа, в цилиндрической перегородке нижнего подшипникового щита по всей окружности выполнены отверстия для заводки через них и крепления к маховику фиксирующей балки, а боковые стенки отверстий являются упором для фиксирующей балки при проведении опыта короткого замыкания.

Конструкция позволяет производить затормаживание ротора электродвигателя для проведения опыта короткого замыкания независимо от конструкции приводного конца вала ротора, обеспечивается удобство установки и крепления фиксирующей балки к ротору электродвигателя, так как маховик расположен в свободном для доступа пространстве рядом с двигателем выше его опорной плоскости. Металлоемкость фиксирующей балки относительно невелика, так как крепится она на наружном периметре маховика, который, благодаря своим размерам, воспринимает основную долю тормозного момента. Расположение отверстий по всей окружности цилиндрической перегородки нижнего подшипникового щита, охватывающей маховик, облегчает доступ к месту установки фиксирующей балки на маховике, так как требуется минимум перемещений ротора с маховиком для того, чтобы обеспечить совпадение места крепления фиксирующей балки на маховике с отверстием в цилиндрической перегородке.

Конструкция полезной модели поясняется фигурами, где изображены: на фигуре 1 продольный разрез электродвигателя, на фигуре 2 - сечение А-А на фигуре 1.

Электродвигатель на время проведения стендовых испытаний, в том числе для проведения опыта короткого замыкания, установлен на подставке 1. Ротор 2 электродвигателя опирается на верхнюю и нижнюю подшипниковые опоры 3, 4. На валу между сердечником ротора и нижней подшипниковой опорой 4 расположен маховик 5, на наружной поверхности которого выполнены резьбовые отверстия 6 для крепления фиксирующей балки 7. Маховик 5 отделен от окружающего пространства цилиндрической перегородкой 8 нижнего подшипникового щита 9. По окружности цилиндрической перегородки 8 выполнены отверстия 10, закрываемые заглушками 11.

Для проведения опыта короткого замыкания заглушки 11 демонтируют, в отверстие 10 заводят фиксирующую балку 7, которую при помощи резьбового крепежа прикрепляют к маховику 5. Затем ротор 2 доворачивают до упора балки 7 в стенку отверстия 10. Для проворота ротора 2 используют рычаг 12, прикрепленный к маховику 5. На поверхности маховика 5 выполнена канавка 13 для установки грузов балансировочных.

Наличие резьбовых отверстий в маховике позволяет их использовать для крепления рычага для проворота ротора электродвигателя, например, для центровки его с приводимым механизмом или установки грузов балансировочных на ротор при его добалансировке в составе электродвигателя, а наличие отверстий по окружности цилиндрической перегородки нижнего подшипникового щита, охватывающей маховик, обеспечивает хороший доступ к отверстиям для крепления рычага и месту установки балансировочных грузов на маховике.

Благодаря большому наружному диаметру маховика, рычаг имеет сравнительно небольшие размеры, при этом не требуется значительных усилий для проворота ротора электродвигателя при достаточно большой массе ротора.

Конструкция полезной модели применена в вертикальных электродвигателях с маховиком типа АВЦ 2500-1000 и АВЦ 5000-1000 мощностью соответственно 2500 кВт и 5000 кВт на 1000 об/мин, предназначенных для привода насосов, обеспечивающих перекачку теплоносителя в первом и втором контурах атомных электростанций.

Вертикальный электродвигатель, содержащий маховик, расположенный между нижней подшипниковой опорой и сердечником ротора, цилиндрическую перегородку нижнего подшипникового щита, отделяющую маховик от окружающего пространства, а также фиксирующую балку, затормаживающую ротор электродвигателя для возможности проведения опыта короткого замыкания, отличающийся тем, что фиксирующая балка, на период проведения опыта короткого замыкания прикреплена к маховику при помощи резьбового крепежа, в цилиндрической перегородке нижнего подшипникового щита по всей окружности выполнены отверстия для заводки через них и крепления к маховику фиксирующей балки, а боковые стенки отверстий являются упором для фиксирующей балки при проведении опыта короткого замыкания.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для балансировки дисков
Наверх