Спасательная шлюпка с ручным приводом пластинного движителя

 

Спасательная шлюпка с ручным приводом пластинчатого движителя, состоящего из шарнирно закрепленной на корме шлюпки платформы с баллером. в верхней части которого со скользящей посадкой установлен «румпель» в виде диска со складной ручкой с рейкой, шатунами и осями управления перьев, образующие шарнирный параллелограмм управления рулем, а в головной части шлюпки жестко закреплен шкив с широким ободом и закрепленным на нем протяженным тросом, половины которого с опорой на малые шкивы и направляющие обжимные ролики протягиваются по бортам шлюпки и через малый шкив в носовой части шлюпки соединяются напряженной витой пружиной растяжения в бесконечный трос на котором крепятся силовые зажимы с тяговыми ручками, асинхронное подтягивание которых в сторону носовой части обеспечивают колебания баллера в секторе 180 градусов и плавные волнообразные колебания пластины движителя, продольно поперечные упругие силы которого создают тяговую силу в водной среде, на подобии хвоста рыбы.

Полезная модель относится к судостроению и может использоваться для обеспечения поступательного движения малых судов.

Прототипом является спасательная шлюпка (см. Политехнический словарь, М, «Советская энциклопедия» 1989 г, рис. на стр.604, определение стр.602), оборудованная гребным винтом с ручным приводом с помощью рукояток.

К недостаткам такого ручного привода следует отнести сложную технологичность конструкции, малую эффективность создания тягового усилия, так как гребной винт требует больших оборотов, что не представляется возможным потому, что колебательные движения рычагов, преобразующих продольные перемещения во вращательные, обеспечивают гребцы, поочередно наклоняясь вперед и назад, что невозможно осуществить с большой частотой, что требует больших физических усилий, а также то, что устройство привода занимает значительную часть полезной площади.

ЦЕЛЬ полезной модели: упрощение конструкции привода движителя спасательной шлюпки, обеспечение ее максимальной вместимости, повышение управляемости по курсу, уменьшение физической нагрузки на руки гребца или гребцов.

Поставленная цель достигается использованием ручного привода пластинного движителя. Аналогом пластинного движителя является активный судовой руль-движитель, патент России . 2347713 от 27 февраля 2009 года, состоящий из баллера с движителем в виде двух вертикально соосных пластин, которые принудительно подтягиваются к баллеру. изгибаясь в виде дуги сегмента окружности, и при колебательном вращательном движении баллера в секторе 1809 градусов создают отталкивающее усилие (тяговую силу) в водной среде на подобии хвоста рыбы.

Ручной привод пластинного движителя шлюпки состоит из одной упругой стальной пластины прямоугольной формы, конец которой шарнирно связан с вертикальной осью, жестко закрепленной в бруске, установленном внутри балки С-образного гнутого профиля с возможностью перемещения бруска вручную и постановки на стопор. При этом упругая пластина изгибается в виде дуги сегмента окружности и выполняет ту же роль что и в аналоге.

Колебательные движения пластины движителя, один конец которой шарнирно соединен с вертикальной осью, жестко закрепленной в бруске, который установлен на С-образной балке, скрепленной с платформой (основанием) трапециидальной формы, которая шарнирно закреплена на корме шлюпки, а второй жестко закреплен в нижней части баллера, обеспечиваются жестко закрепленным в головной части баллера приводным шкивом с широким ободом по диаметру которого вдоль продольной оси шлюпки жестко закреплен протяженный трос, - одна половина которого через отверстие в ободе приводного шкива охватывает пол дуги окружности приводного шкива по часовой стрелке и через малый шкив с конической проточкой установленный на правом углу кормы и направляющие обжимные ролики установленные по бортам, протягивается по правому борту шлюпки а вторая половина, через отверстие в ободе приводного шкива, без охвата, через малый шкив с конической проточкой установленный на левом углу кормы и направляющие обжимные ролики протягивается по левому борту шлюпки и через малый шкив с конусной проточкой закрепленный в носовой части шлюпки концы троса соединяются посредством напряженной витой пружины растяжения в » бесконечный трос « на котором по периметру борта шлюпки, в промежутках между направляющими обжимными роликами, закреплены тяговые зажимы с скобами к которым с помощью карабина и короткой круглозвенной сварной калиброванной цепочки цепляется пара или несколько пар тяговых ручек по левому и правому борту со сдвигом 0,7 м. поочередное асинхронное подтягивание которых в сторону носовой части шлюпки обеспечивает колебания баллера в секторе 180 градусов и плавные волнообразные колебания пластины движителя продольно поперечные упругие силы которой создают тяговую силу а управляемость по курсу обеспечивается смонтированными на основании двумя рулевыми перьями сочлененными с шарнирным параллелограммом который управляется румпелем со складной ручкой установленным со скользящей посадкой в верней части баллера.

УСТРОЙСТВО РУЧНОГО ПРИВОДА.

Ручной привод пластинного движителя спасательной шлюпки Фиг.1 состоит из основания - 1. в виде платформы трапециидальной формы шарнирно закрепленной на корме шлюпки которая стопорится (на чертеже не показано) в рабочем положении повернутая в сторону кормы и поворачивается в сторону носовой части шлюпки в транспортном положении, направляющей балки - 2 жестко закрепленной по центру основания из С-образного гнутого профиля, бруска - 3, с возможностью перемещения внутри балки со стопором - 4 и жестко закрепленной в брусе вертикальной оси - 5 шарнирно соединенной с концом пластины движителя - 6, приварного цилиндра - 7, установленного в нем баллера - 8, румпеля - 9 выполненного из диска установленного со скользящей посадкой в верхней части баллера с складывающейся ручкой в транспортном положении (см. черт. 2), рейки - 10 концы которой шарнирно соединены с шатунами - 11 жестко закрепленными на вертикальных осях рулевых перьев - 13 а середина рейки - 10 эксцентрично шарнирно соединена с румпелем образуя шарнирный параллелограмм, приводного шкива с широким ободом - 14. который жестко закреплен в головной части баллера. по диаметру которого вдоль продольной оси шлюпки закрепленного. примерно средней частью. протяженного троса - 15, одна половина которого - 15 п через отверстие в ободе приводного шкива охватывающая приводной шкив по часовой стрелке с опорой на малый шкив с конической проточкой - 16 установленный в правом углу кормы, и направляющие обжимные ролики - 17, установленные по периметру шлюпки через один метр протягивается по правому борту, а не охватывающая приводной шкив половина троса - 15 л с опорой на малый шкив с конической проточкой - 18 и направляющие обжимные ролики - 17. протягивается по левому борту и через малый шкив с конической проточкой - 19, закрепленный в носовой части шлюпки концы троса заделанные в продолговатые коуши - 20 соединяются напряженной витой пружиной растяжения - 21 в «бесконечный трос» при этом, на тросе по левому и правому борту в промежутках между направляющими обжимными роликами - 17 закреплены со сдвигом 0,7 метра приводные силовые зажимы - 22 (см. рис Фиг.1) из двух планок (см. рис. Фиг.3) соединяемых болтами, нижней - 23 и верхней - 24 со скобой, за которую цепляются карабин - 25 с круглозвенной сварной калиброванной цепочкой - 26 и тяговой ручкой - 27.

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Приводные силовые зажимы, за скобы которых цепляются ручки на «бесконечном тросе» по правому и левому борту располагаются со сдвигом 0,7 метра потому, что это средняя длина вытянутой вперед руки, следовательно, длина окружности приводного шкива должна быть не менее 140 сантиметров, а значит диметр приводного шкива примерно 46 сантиметров. Все детали устройства выполняются практически из любого материала кроме пластины движителя например - алюминия, силумина, пластмассы дерева.

2. На Фиг.1 изображено устройство ручного привода пластинного движителя шлюпки.

3. На Фиг.2 изображено устройство управления рулевыми перьями - 13 с помощью румпеля - 9, выполненного из диска сочлененного с рейкой - 10 и шатунами - 12 образующими шарнирный параллелограмм, установленного со скользящей посадкой в верхней части баллера - 8 в виде складня с отрезком плоскоовального профиля - /а/, пружины сжатия - /в/ и рукоятки - /с/ которая поворачивается при переводе платформы - 1 в сторону носовой части в транспортном положении.

4. На Фиг.3 изображены силовые зажимы из двух планок нижней - 23 и верхней со скобой - 24 за которую цепляется карабин - 25 с цепочкой - 26 и силовой ручкой - 27.

5. На Фиг.4 изображена балка - 2 (вид сбоку) и стопор - 4 бруска - 3 в ней с помощью штифта /вариант - д/ и с помощью защелки с цилиндрической пружиной работающей на кручение с прямыми концами под углом - /вариант - е/ РАБОТА ручного привада пластинного движителя шлюпки:

Исходное положение; платформа - 1 в транспортном положении, повернута в сторону носовой части шлюпки, пластина движителя - 6 прямая, ручка румпеля - 9 в сложенном состоянии, тяговые силовые зажимы - 22 и растянувшаяся на две третьи пружина - 21 находятся в средней части промежутка между направляющими обжимными роликами - 17. Брусок - 3 с осью - 5 вручную продвигается внутри балки - 2 при этом пластина движителя прогибается в виде дуги сегмента окружности (положение-А) при этом шкив с широким ободом. » бесконечный трос « с тяговыми силовыми зажимами перемещаются на местах как показано на Фиг. - 1, брусок - 3 фиксируется стопором - 4 (см. рис. Фиг - 4) далее основание - 1 поворачивается в сторону кормы в рабочее положение которое отображено на Фиг. - 1 и фиксируется защелками (на чертеже не показано), ручка румпеля - 9 фиксируется в прямом (не сложенном) состоянии (см. фиг. 2) гребец сидящий в носовой части шлюпки лицом к корме, усилием плечевых мышц подтягивает к себе сначала левую тяговую ручку - 27 (Фиг 1) с тяговым силовым зажимом - 22 при этом половина «бесконечного троса» охватывающая пол окружности приводного шкива и протянутая по правому борту - 15 п. разматывается с приводного шкива, а половина троса - 15 л., протянутая по левому борту шлюпки, наматывается на приводной шкив. и баллер поворачивается на 180 градусов а пластина движителя плавно волнообразно изменяет геометрию формы изгиба на зеркальную (положение В),., а при поочередном асинхронном подтягивании тяговых ручек пластина движителя плавно волнообразно изменяет геометрию формы изгиба и ее упругие продольно поперечные силы создают тяговую силу в водной среде на подобие хвоста рыбы, что обеспечивает поступательное движение шлюпки., при этом управляемость шлюпки обеспечивается рулевым с помощью румпеля - 9 с шарнирным параллелограммом (см. поз. - 10, - 11,. - 12, - 13) а если гребец, при нейтрально положении рулевых перьев, подтянет к себе только одну тяговую ручку при движении шлюпки то, выпуклость изгиба пластины в виде дуги сегмента окружности выполняет роль пассивного руля.

Примечание:.

Под прогибом пластины движителя (в рабочем положении, А и зеркальном - В) понимается такой, при котором она после выпрямления (в транспортном положении) сохраняет начальную (прямую) форму без остаточных деформаций

1. Спасательная шлюпка с ручным приводом пластинного движителя, смонтированного на горизонтальной платформе трапецеидальной формы шарнирно закрепленной на корме шлюпки, с направляющей балкой из С-образного профиля, внутри которой с возможностью продвижения и постановкой на стопор установлен брусок, в котором жестко закреплена вертикальная ось, шарнирно соединенная с концом пластины движителя, второй конец которой жестко закреплен в баллере, в верхней части которого установлен со скользящей посадкой «румпель» в виде диска со складной ручкой, в котором эксцентрично шарнирно соединена средней частью рейка, концы которой шарнирно соединены с шатунами жестко закрепленными на осях рулевых перьев, образующих шарнирный параллелограмм управления ими, а в головной части баллера жестко закреплен приводной шкив с широким ободом, по диаметру которого вдоль продольной оси шлюпки закреплен протяженный трос.

2. Спасательная шлюпка по п.1, отличающаяся тем, что одна половина протяженного троса через отверстие в ободе, охватывающая пол дуги приводного шкива по часовой стрелке, протягивается по правому борту шлюпки, а вторая половина без охвата его протягивается по левому борту шлюпки.

3. Спасательная шлюпка по п.1, отличающаяся тем, что половины протяженного троса протягиваются с опорой на малые шкивы с конической проточкой, установленные на углах кормы шлюпки, и направляющие обжимные ролики, установленные по правому и левому борту шлюпки.

4. Спасательная шлюпка по п.1, отличающаяся тем, что через малый шкив с конической проточкой, установленный в носовой части шлюпки, обе половины протяженного троса соединяются напряженной пружиной растяжения в «бесконечный трос».

5. Спасательная шлюпка по п.1, отличающаяся тем, что в промежутках между направляющими обжимными роликами по правому и левому борту на «бесконечном тросе» закреплены приводные силовые зажимы со скобами, на которые цепляются тяговые ручки с цепочкой и карабином.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания новых средств исследования гребных винтов, которые позволят проводить модельные испытания комплексов, состоящих из соосных гребных винтов, в ледовых условиях
Наверх