Буксовый узел рельсового транспортного средства

 

Использование: В оборудовании рельсового транспортного средства, а именно - в буксовых узлах с повышенной стойкостью к коррозии. Существо: Буксовый узел содержит корпус 1 с расположенными в нем роликовыми подшипниками 2 и 3, установленными на шейке оси 4 колесной пары, и крышку 5. В буксовый узел введены элементы электрохимической защиты, расположенные внутри корпуса 1 буксового узла и выполненные из металла с повышенной электрохимической активностью по отношению к железу, например, из цинка или из цинкового сплава. В одном из вариантов конструкции элементы 6 электрохимической защиты выполнены вставными или накладными и расположены на внутренней поверхности крышки 5, и/или на внутренней поверхности корпуса 1, и/или на поверхностях конструктивных элементов буксового узла, не являющихся рабочими поверхностями трения. В другом варианте конструкции элементы электрохимической защиты выполнены в виде антикоррозийного защитного слоя 7, нанесенного внутри буксового узла на поверхности, не являющиеся рабочими поверхностями трения. При этом антикоррозийный защитный слой 7 может быть выполнен: - из полимерного материала с включенными в него мелкодисперсными частицами цинка или цинкового сплава; - из композиционного материала с включенными в него мелкодисперсными частицами цинка или цинкового сплава; - из полимерного материала с включенными в него малоразмерными элементами, выполненными из цинка или цинкового сплава, например, опилками, шариками, кубиками; - из композиционного материала с включенными в него малоразмерными элементами, выполненными из цинка или цинкового сплава, например, опилками, шариками, кубиками. 1 н.п.ф. п.м., 2 илл.

Полезная модель относится к оборудованию рельсового транспортного средства и может быть использована в буксовых узлах с повышенной стойкостью к коррозии.

Известна букса с цилиндрическим роликоподшипником [1], установленным на буксовой шейке оси, содержащая корпус, прижимную крышку, осевую опору и опору (пяту) с подпружиненным упором в буксовой шейке оси, шар (подпятник) между осевой опорой и опорой (пятой) в буксовой шейке оси, причем букса выполнена с двухрядным радиальным подшипником с короткими цилиндрическими роликами, включающим наружное кольцо в виде втулки с двумя опорными цилиндрическими дорожками и бортами, определяющими осевое расположение роликов, внутреннее кольцо в виде втулки без бортов и сепаратор в виде втулки с окнами для каждого ряда роликов, при этом окна в каждом ряду смещены на расстояние, равное половине радиального шага окон.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому техническому решению является известная букса мобильного рельсового транспортного средства [2], содержащая корпус буксы с установленными в нем роликовыми подшипниками, крышку с установленным в ней упругим осевым упором и упорный подшипник, при этом в качестве упорного подшипника использован подшипник качения, установленный в отверстии торца оси колесной пары, а в крышке установлена пружина.

Недостатком известных технических решений является их низкая коррозийная стойкость, обусловленная тем, что при работе подшипников в условиях жидкой среды, которая не обеспечивает достаточной защиты от коррозии, они подвергаются со временем негативному воздействию разрушающих факторов.

Технический результат, заключающийся в устранении указанного недостатка, достигается в предлагаемом буксовом узле рельсового транспортного средства, содержащем корпус с расположенными в нем роликовыми подшипниками, установленными на шейке оси колесной пары, и крышку, тем, что в буксовый узел введены элементы электрохимической защиты, расположенные внутри корпуса буксового узла.

При этом элементы электрохимической защиты выполнены из металла с повышенной электрохимической активностью по отношению к железу.

Указанный технический результат достигается также тем, что элементы электрохимической защиты выполнены из цинка из цинкового сплава.

При этом технический результат достигается в предлагаемой полезной модели несколькими вариантами конструктивного решения:

- в первом варианте результат достигается тем, что элементы электрохимической защиты выполнены вставными или накладными и расположены на внутренней поверхности крышки, и/или на внутренней поверхности корпуса, и/или на поверхностях конструктивных элементов буксового узла, не являющихся рабочими поверхностями трения;

- во втором варианте - тем, что элементы электрохимической защиты выполнены в виде антикоррозийного защитного слоя, нанесенного внутри буксового узла на поверхности, не являющиеся рабочими поверхностями трения;

- в третьем варианте - тем, что антикоррозийный защитный слой выполнен из полимерного материала с включенными в него мелкодисперсными частицами цинка или цинкового сплава;

- в четвертом варианте - тем, что антикоррозийный защитный слой выполнен из композиционного материала с включенными в него мелкодисперсными частицами цинка или цинкового сплава;

- в пятом варианте - тем, что антикоррозийный защитный слой выполнен из полимерного материала с включенными в него малоразмерными элементами, выполненными из цинка или цинкового сплава, например, опилками, шариками, кубиками.

- в шестом варианте - тем, что антикоррозийный защитный слой выполнен из композиционного материала с включенными в него малоразмерными элементами, выполненными из цинка или цинкового сплава, например, опилками, шариками, кубиками.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 изображен буксовый узел в разрезе со вставными или накладными элементами электрохимической защиты;

- на фиг.2 показан буксовый узел в разрезе с элементами электрохимической защиты в виде антикоррозийного защитного слоя.

Предлагаемый буксовый узел (фиг.1 и фиг.2) содержит корпус 1 с расположенными в нем роликовыми подшипниками 2 и 3, установленными на шейке оси 4 колесной пары, и крышку 5.

В буксовый узел введены элементы электрохимической защиты, расположенные внутри корпуса 1 буксового узла и выполненные из металла с повышенной электрохимической активностью по отношению к железу, например, из цинка или из цинкового сплава.

В одном из вариантов конструкции (фиг.1) элементы 6 электрохимической защиты выполнены вставными или накладными и расположены на внутренней поверхности крышки 5, и/или на внутренней поверхности корпуса 1, и/или на поверхностях конструктивных элементов буксового узла, не являющихся рабочими поверхностями трения.

В другом варианте конструкции (фиг.2) элементы электрохимической защиты выполнены в виде антикоррозийного защитного слоя 7, нанесенного внутри буксового узла на поверхности, не являющиеся рабочими поверхностями трения.

При этом антикоррозийный защитный слой 7 может быть выполнен:

- из полимерного материала с включенными в него мелкодисперсными частицами цинка или цинкового сплава;

- из композиционного материала с включенными в него мелкодисперсными частицами цинка или цинкового сплава;

- из полимерного материала с включенными в него малоразмерными элементами, выполненными из цинка или цинкового сплава, например, опилками, шариками, кубиками;

- из композиционного материала с включенными в него малоразмерными элементами, выполненными из цинка или цинкового сплава, например, опилками, шариками, кубиками.

Предлагаемый буксовый узел работает следующим образом.

При движении колесной пары по рельсам (на чертежах не показаны) на подшипники 2 и 3 через шейку оси 4 передается вращательное движение. Буксовый узел закрыт крышкой 5. Подшипники 2 и 3 работают в жидкой среде (под смазкой). Ввиду того, что в жидкой среде присутствует вода, то подшипники 2 и 3, а также внутренние поверхности буксового узла со временем подвергаются коррозии.

Введение вставок или накладок 6 или антикоррозийного защитного слоя 7 из металла или сплава, обладающего повышенной электрохимической активностью по отношению к железу, или нанесенного внутри буксового узла на поверхности, не являющиеся рабочими поверхностями трения, способствует эффективной защите от коррозии внутренних поверхностей и подшипников буксового узла.

Эксплуатационные испытания, проведенные на рельсовом транспорте на железной дороге, показали положительный результат, заключающийся в увеличении межремонтного интервала буксовых узлов и в повышении срока их эксплуатации.

Источники информации:

1. Патент РФ на полезную модель 58094, B61F 15/12 от 2006.05.11.

2. Патент РФ на полезную модель 57225, B61F 15/12 от 2006.10.10.

1. Буксовый узел рельсового транспортного средства, содержащий корпус с расположенными в нем роликовыми подшипниками, установленными на шейке оси колесной пары, и крышку, отличающийся тем, что в буксовый узел введены элементы электрохимической защиты, расположенные внутри корпуса буксового узла.

2. Буксовый узел по п.1, отличающийся тем, что элементы электрохимической защиты выполнены из металла с повышенной электрохимической активностью по отношению к железу.

3. Буксовый узел по п.2, отличающийся тем, что элементы электрохимической защиты выполнены из цинка.

4. Буксовый узел по п.2, отличающийся тем, что элементы электрохимической защиты выполнены из цинкового сплава.

5. Буксовый узел по п.1, отличающийся тем, что элементы электрохимической защиты выполнены вставными или накладными и расположены на внутренней поверхности крышки, и/или на внутренней поверхности корпуса, и/или на поверхностях конструктивных элементов буксового узла, не являющихся рабочими поверхностями трения.

6 Буксовый узел по п.1, отличающийся тем, что элементы электрохимической защиты выполнены в виде антикоррозийного защитного слоя, нанесенного внутри буксового узла на поверхности, не являющиеся рабочими поверхностями трения.

7. Буксовый узел по п.6, отличающийся тем, что антикоррозийный защитный слой выполнен из полимерного материала с включенными в него мелкодисперсными частицами цинка или цинкового сплава.

8. Буксовый узел по п.6, отличающийся тем, что антикоррозийный защитный слой выполнен из композиционного материала с включенными в него мелкодисперсными частицами цинка или цинкового сплава.

9. Буксовый узел по п.6, отличающийся тем, что антикоррозийный защитный слой выполнен из полимерного материала с включенными в него малоразмерными элементами, выполненными из цинка или цинкового сплава, например, опилками, шариками, кубиками.

10. Буксовый узел по п.6, отличающийся тем, что антикоррозийный защитный слой выполнен из композиционного материала с включенными в него малоразмерными элементами, выполненными из цинка или цинкового сплава, например, опилками, шариками, кубиками.



 

Похожие патенты:
Наверх