Червячная передача

 

Полезная модель относится к червячным передачам и может быть использована в редукторных приводах, применяемых в авиационной, космической технике, приборостроении и общем машиностроении. Передача содержит червяк 1, выполненный в виде цилиндра с винтовой ребордой на его наружной поверхности, червячное колесо, содержащее два соосных диска: основной 2, жестко связанный с выходным валом передачи и вспомогательный 3, установленный на основном и имеющий возможность вращаться относительно оси основного диска. Диски 2 и 3 стянуты между собой упругими элементами, например, цилиндрическими пружинами 4. На боковой поверхности диска 2 установлены стойки 5, равномерно расположенные по окружности, и несущие ролики 6 со сферическим профилем на наружной поверхности, установленные на шарикоподшипниках 7. На боковой поверхности диска 3 установлены равномерно расположенные стойки.8, проходящие через, пазы в диске 2, несущие ролики 6 со сферическим профилем на наружной поверхности, и установленные на шарикоподшипниках 7.: Под действием пружины 4 соседние ролики 6 дисков 2 и 3 прижимаются к противоположным сторонам винтовой реборды червяка.

Предлагаемая червячная передача является реверсивной: при изменении направления вращения червяка на противоположное диски также изменяют свое вращение на противоположное. При смене направления вращения сохраняется силовое взаимодействие роликов с ребордой червяка и тем самым обеспечивается безлюфтовость передачи.

Полезная модель относится к червячным передачам и может быть использована в редукторных приводах, применяемых в авиационной, космической технике, приборостроении и общем машиностроении.

В приводах вращения рамки подвеса гиростабилизаторов, применяемых в системах ориентации и стабилизации космических аппаратов, используются прецизионно-силовые редукторы, к которым предъявляются жесткие требования по обеспечению самоторможения, отсутствию люфта и обеспечению длительного ресурса работы (не менее 1,5·105 часов). Создание самоторможения в редукторе можно достичь применением червячной передачи. Но классическая червячная передача не может быть использована в связи с тем, что в соотвествии с нормами стандарта [1] она имеет люфт и не обеспечивает требуемый ресурс работы из-за износа зубьев, поскольку в контактной зоне имеется трение скольжения.

Для увеличения ресурса и исключения трения скольжения предлагаются конструктивные модификации червячной передачи с трением качения в контактной зоне червяк - червячное колесо.

Известна червячная передача [2], включающая червяк и червячное колесо, отличающееся тем, что червячное колесо имеет зубья, выполненные в виде вращающихся роликов с эвольвентным профилем, с осью, которая посажена в шарикоподшипники, находящиеся в корпусе червяного колеса.

Недостатком такой передачи является наличие боковых зазоров между роликами червячного колеса и червяком, так как для вращения ролика необходимо, чтобы он имел силовое взаимодействие одной стороной с зубом червяка, а другой, диаметрально противоположной, не касался соседнего зуба, то есть имелся зазор между роликом и зубом, называемым боковым зазором. Наличие бокового зазора приводит к люфту червячной передачи, что недопустимо в прецизионных редукторных приводах, в частности, приводах вращения рамки гиростабилизатора.

Предлагается червячная передача с отсутствием люфта выходного вала. На фигурах 1 и 2 схематично изображена конструкция этой передачи.

Передача содержит червяк 1, выполненный в виде цилиндра с винтовой ребордой на его наружной поверхности, червячное колесо, содержащее два соосных диска: основной 2, жестко связанный с выходным валом передачи и вспомогательный 3, установленный на основном и имеющий возможность вращаться относительно оси основного диска. Диски 2 и 3 стянуты между собой упругими элементами, например, цилиндрическими пружинами 4.

На боковой поверхности диска 2 установлены стойки 5, равномерно расположенные по окружности диаметром Д, и несущие ролики 6 со сферическим профилем на наружной поверхности, установленные на шарикоподшипниках 7. На боковой поверхности диска 3 установлены равномерно расположенные стойки 8, проходящие через пазы в диске 2, несущие ролики 6 со сферическим профилем на наружной поверхности, и установленные на шарикоподшипниках 7.

Под действием пружины 4 соседние ролики 6 дисков 2 и 3 прижимаются к противоположным сторонам винтовой реборды червяка.

На фигуре 3 представлена 3D-модель предлагаемой червячной передачи.

Передача работает следующим образом. При вращении червяка 1, его реборда продвигаясь между парой роликов 6 дисков 2 и 3, заставляет вращаться эти диски. При повороте на один оборот червяка его реборда плавно выходя из одной пары роликов и входя в другую пару роликов, тем самым создавая равномерное движение дисков и. следовательно, выходного вала передачи.

Передаточное число предлагаемой передачи определяется по формуле:

где Д - диаметр окружности расположения роликов на дисках 2 и 3,

t - шаг винтовой реборды червяка.

Предлагаемая червячная передача является реверсивной: при изменении направления вращения червяка 1 на противоположное диски 2 и 3 также изменяют свое вращение на противоположное. При смене направления вращения сохраняется силовое взаимодействие роликов 6 дисков 2 и 3 с ребордой червяка 1 и тем самым обеспечивается безлюфтовость передачи.

Литература

1. ГОСТ 19036-81 Передачи червячные цилиндрические.

2. Патент РФ 21078 от 20.12.2001. Червячная передача. Чаевский М.И. Братчикова М.А.

Червячная передача, включающая червяк и червячное колесо, отличающаяся тем, что червяк выполнен в виде цилиндра с винтовой ребордой на его наружной поверхности, и червячное колесо, содержащее два соосных диска, один из которых основной, жестко связан с выходным валом передачи, а другой вспомогательный с возможностью вращения вокруг оси основного диска с закрепленными на боковых поверхностях обоих дисков роликами сферического профиля, установленными на шарикоподшипниках, причем диски стянуты между собой упругими элементами, за счет усилий которых соседние ролики обоих дисков прижимаются к противоположным сторонам винтовой реборды, обеспечивая отсутствие люфтов выходного вала передачи.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к аттракционам, симулирующим движение автомобиля, самолета и иной техники за счет перемещения кабины с пассажиром в четырех степенях свободы: тангаж, крен, рыскание, вертикальное перемещение
Наверх