Устройство для измерения массы и центровки самолета

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к устройствам для измерения значений массы и центровки (положения центра масс) самолета перед взлетом или после его посадки. Устройство содержит датчики нагрузки, установленные попарно непосредственно на стойках опор шасси. Выходы датчиков нагрузки подключены к вычислителю, который связан с курсовертикалью и пультом управления, обеспечивающим задание режимов работы устройства и индикацию информации, поступающей с вычислителя. Датчики нагрузки вырабатывают электрические сигналы, пропорциональные вертикальной деформации стоек под воздействием нагрузок на опоры шасси, и передают их в вычислитель, где происходит обработка сигналов и вычисление стояночного значения массы и центровки самолета. Масса самолета определяется по сумме нагрузок на шасси, а положение центра масс - по соотношению нагрузок, действующих на стойку носовой опоры шасси и на стойки основных опор шасси. Полученные результаты уточняются с помощью корректирующих сигналов, поступающих в вычислитель с курсовертикали. Предлагаемое устройство обладает повышенной точностью и по сравнению с прототипом, является более простым и технологичным по конструкции.

Заявляемое изобретение относится к авиационной технике, а именно, к устройствам для измерения значений массы и центровки (положения центра масс) пассажирских и транспортных самолетов перед взлетом или после посадки самолета.

Известны устройства определения массы и положения центра масс самолета посредством измерения нагрузок на его опоры, в частности, описанные в заявках RU 93047208, МПК6 G01G 9/00, G01G 19/07, публ. 20.07.1996 и RU 97110632, МПК6 G01G 19/07, публ. 20.06.1997.

Согласно известным изобретениям, фактические значения взлетной массы и центровки загруженного самолета определяют с помощью весоизмерительного устройства и грузовой платформы.

Однако необходимость наличия весового устройства и обеспечение возможности перемещения самолета по платформе для осуществления замеров сужает область применения данных устройств, так как не все аэропорты оборудованы весовыми платформами.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является устройство для измерения массы и центровки самолета, описанное в авторском свидетельстве SU 1345783, МПК4 G01M 1/12, публ.20.02.2005.

Данное устройство содержит датчики нагрузки, установленные в специальных узлах крепления и размещенные на внешней поверхности оси крепления колес симметрично относительно стойки шасси, причем ось крепления колес смещена относительно посадочной поверхности стойки. Датчики нагрузки подключены к вычислителю, связанному с пультом управления.

Однако известному устройству присущи недостатки, заключающиеся в том, что оно не обеспечивает достаточной точности и достоверности измерения массы и центровки самолета. Кроме того, наличие специальных узлов крепления и размещение датчиков на внешней оси крепления колес усложняет конструкцию устройства и снижает его технологичность.

Цель изобретения - повышение точности и достоверности измерения массы и центровки самолета, упрощение конструкции устройства и повышение его технологичности.

Поставленная цель достигается за счет того, что в устройстве для измерения массы и центровки самолета, содержащем датчики нагрузки, подключенные к вычислителю, связанному с пультом управления, датчики нагрузки установлены попарно непосредственно на стойках каждой из опор шасси, а вычислитель дополнительно соединен с курсовертикалью.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1, 2 представлена конструктивная схема размещения датчиков нагрузки на стойке опоры шасси (вид спереди и сверху), а на фиг.3 - блок-схема канала устройства для измерения массы и центровки самолета.

Устройство содержит датчики 1 нагрузки, установленные попарно непосредственно (без специальных узлов крепления) на стойках 2 опор шасси, вычислитель 3, курсовертикаль 4 и пульт 5 управления. Выходы датчиков 1 нагрузки и курсовертикали 4 подключены к соответствующим входам вычислителя 3, который соединен с пультом 5 управления.

Устройство для измерения массы и центровки самолета работает следующим образом. Датчики 1 нагрузки вырабатывают электрические сигналы, пропорциональные вертикальной деформации стоек под воздействием нагрузок на опоры шасси, и передают их в вычислитель 3, где происходит обработка сигналов и вычисление стояночного значения массы и центровки самолета. Масса самолета определяется по сумме нагрузок на шасси, а положение центра масс - по соотношению нагрузок, действующих на стойку носовой опоры шасси и на стойки основных опор шасси. Полученные результаты уточняются с помощью корректирующих сигналов, поступающих в вычислитель 3 с курсовертикали 4. Пульт 5 управления обеспечивает задание режимов работы устройства и индикацию информации, поступающей с вычислителя 3.

Таким образом, предлагаемое устройство, позволяющее с помощью датчиков нагрузки осуществлять непосредственное измерение вертикальных деформаций стоек опор шасси под воздействием вертикальных нагрузок на опоры и корректировку измерений с помощью сигналов с курсовертикали, обеспечивает по сравнению с прототипом более высокую точность и достоверность результатов измерения массы и центровки самолета. Кроме того, благодаря размещению датчиков нагрузки непосредственно на стойках опор шасси, без специальных узлов крепления, обеспечивается упрощение конструкции устройства и повышение ее технологичности. Предлагаемое техническое решение реализуемо и предназначено, в частности, к использованию на самолете ТУ-334.

Устройство для измерения массы и центровки самолета, содержащее датчики нагрузки, подключенные к вычислителю, связанному с пультом управления, отличающееся тем, что датчики нагрузки установлены попарно непосредственно на стойках каждой из опор шасси, а вычислитель дополнительно соединен с курсовертикалью.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Преимущественная область применения предлагаемой полезной модели - пассажирские или военно-транспортные самолеты. Технический результат заключается в повышении аэродинамического качества самолета на крейсерских режимах полета, что позволит снизить расход топлива, например, дальнемагистрального самолета, и увеличении коэффициента подъемной силы самолета на режимах взлета и посадки, что позволит уменьшить скорости и дистанции взлета и посадки.
Наверх