Гребное колесо движительно-рулевого комплекса судна

 

Полезная модель относится к водному транспорту и может быть использована для судов, применяемых в условиях мелководья, засоренной акватории. Гребное колесо содержит жестко прикрепленные к приводной оси плицы под углом к этой оси, причем, с целью исключения захвата и подъема воды плицами при вращении колеса и повышения КПД, каждая из них прикреплена к оси посредством книц, нижние кромки которых прикреплены к оси перпендикулярно к ней, а верхние - к задней стороне плиц. Это позволяет захваченной плицами при вращении колеса воде свободно стекать через зазоры между кницами, чем исключаются непроизводительные затраты мощности привода, 3 ил.

Полезная модель относится к водному транспорту и может быть использована при проектировании, строительстве и эксплуатации судов, предназначенных для работы в условиях мелководья, в засоренной акватории.

Известно гребное колесо движительно-рулевого комплекса (ДРК) по авторскому свидетельству СССР 1000348 от 08.09.08 г., имеющее поворотные плицы, установленное на круговой поворотной платформе с приводом. Это колесо недостаточно надежно и имеет сложную конструкцию.

Наиболее близким по технической сущности является гребное колесо по патенту 2225327 от 30.11.2001 г., выполненное с жестко установленными на его оси плицами, при этом плицы развернуты относительно оси колеса. При этом ДРК, установленный в оконечности судна имеет два таких колеса, симметричных относительно диаметральной плоскости и установленных на отдельных приводных осях.

Недостатком данного гребного колеса является захват и подъем воды плицами при его вращении. Так как плицы соединены с осью колеса сплошным соединением, по этой причине захватываемая плицами вода не успевает стекать с боковых кромок колеса при достаточно быстром его вращении. Это приводит к излишним затратам мощности и снижению эффективности ДРК (снижению толкающего усилия ДРК).

Задача (цель) полезной модели - повышение эффективности (КПД)ДРК путем исключения захвата и подъема воды плицами колеса.

Решение задачи полезной модели обеспечивается тем, что в гребном колесе ДРК, включающем плицы, жестко прикрепленные к его приводной оси равномерно по ее окружности и развернутые относительно оси, в соответствии с предлагаемым решением каждая плица жестко присоединена к оси колеса через промежуточные элементы - кницы, при этом нижняя кромка каждой кницы присоединена к оси перпендикулярно этой оси, а верхняя - к задней стороне кницы с образованием зазора между осью колеса и нижними кромками плиц.

Благодаря этому захваченная плицами вода свободно стекает через зазоры между кницами, чем достигается цель (задача) полезной модели.

По имеющимся у заявителя сведениям совокупность существенных признаков и технического результата неизвестна из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии заявленного технического решения критериям полезной модели.

Предполагаемая полезная модель иллюстрируется чертежами:

на фиг.1 - сечение корпуса в зоне установки гребных колес

на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1

на фиг.3 - вид на гребное колесо сбоку

Гребное колесо 1 включает ось 2, выполненную в средней части в виде обечайки 3 увеличенного диаметра.

По периметру последней равномерно и жестко присоединены посредством книц 4 плицы 5, причем плоскость книц перпендикулярна оси 2 и своей верхней кромкой они присоединены к задней стороне плиц 5. Плицы 5 развернуты относительно оси 2 для подгребания воды от бортов к ДП судна и обжатия отбрасываемой струи.

ДКР судна в предлагаемом варианте включает два вышеописанных гребных колеса 1, установленных симметрично по обе стороны от ДП судна на отдельных приводных осях 2 в кормовой его части.

В качестве привода гребных колес 1 использован дизель (не показан) и элементы трансмиссии трактора, включающие карданный вал 6, соединяющий дизель с дифференциалом (не показан) заднего моста 7, тормозные устройства с элементами управления (не показаны) для фиксации полуосей моста 8 и 9, соединенных с последними валами 10 и 11 и зубчатыми передачами 12 и 13. На концах полуосей 8 и 9 вместо колес установлены звездочки 14 и 15, соединенные цепями 16 со звездочками 17 и 18, установленными в свою очередь на концах осей 2 гребных колес 1. Применение тракторного привода удешевляет и упрощает ДРК судна.

Вышеописанные гребные колеса 1 в составе ДКР работают следующим образом:

При вращении колес 1 посредством привода, захватываемая плицами 5 вода свободно сливается через зазоры между кницами 6, исключая дополнительную нагрузку на привод и повышая его КПД. Для поворота судно фиксируют с помощью тормозного устройства одну полуось 8 или 9 моста 7 в зависимости от направления поворота и связанное с ними соответствующее гребное колесо 1. При этом другое колесо 1, благодаря наличию дифференциала, продолжает вращаться и поворачивает судно в нужную сторону.

Гребное колесо движительно-рулевого комплекса судна, включающее плицы, жестко прикрепленные к его приводной оси и развернутые относительно его оси, отличающееся тем, что каждая плица жестко присоединена к оси колеса посредством книц, нижняя кромка которых присоединена к оси колеса перпендикулярно этой оси, а верхняя - к задней стороне плицы с образованием зазора между осью колеса и нижними кромками плиц.



 

Похожие патенты:
Наверх