Игровой автомат, основанный на определении коэффициента интеллекта

 

Полезная модель относится к игровым устройствам, предназначенным для определения коэффициента интеллекта человека на основе оценки его умственного развития и мыслительных способностей. Игровой автомат для определения коэффициента интеллекта, содержит корпус с размещенными в нем средством ввода информации играющим, средством вывода информации для ознакомления с ней играющего, а также средством приема оплаты и средством выдачи вознаграждения. При этом указанные средства ввода, вывода, приема оплаты и выдачи вознаграждения связаны с электронным блоком, по крайней мере обеспечивающим хранение тестовых заданий, ответов пользователя на эти задания, а также определение результатов прохождения тестов с последующей выдачей этих результатов для ознакомления играющего и определение возможности выдачи ему вознаграждения. В результате обеспечивается существенное расширение функциональных возможностей устройства по сравнению со средствами аналогичного или подобного назначения, известными на предшествующем уровне техники. 13 з.п.ф., 2 ил.

Полезная модель является игровым устройством нового поколения, в основу которого вместо принципа случайности положено психологическое тестирование играющего, или иначе определение его коэффициента интеллекта IQ (intellectual quotient).

Количественные методы оценки умственного развития и мыслительных способностей в настоящее время хорошо известны и получили широкое распространение в различных областях человеческой деятельности. В основу большинства таких методов положены наборы специальных тестов, с помощью которых оценивают уровень развития вербальных (осведомленность, поиск аналогий, определение общего исключение лишнего), математических (арифметические задачи, определение закономерностей), мнемонических (запоминание) способностей человека и его пространственных представлений (геометрическое сложение, пространственное воображение). Используя разные системы статистической обработки, психологи получают количественную оценку умственного развития тестируемого индивида, уровня его знаний, мыслительной способности, рационального познания, способности наблюдать, понимать происходящее и узнавать новое. Такую количественную оценку принято называть коэффициентом интеллекта (также - IQ).

В настоящее время большинство тестов на определение IQ проводятся на персональных компьютерах с использованием специально разработанного программного обеспечения (см., например, RU 2212844, Евграфов П.М., А61В 5/16, 27.09.2003; JP 3264055, Matsushita et al., А61В 5/16, 25.11.1991). При целом ряде отличительных особенностей их роднит неприспособленность для автономного использования, неудобство применения в публичных местах, а также отсутствие возможности поощрения тестируемого.

Задачей настоящей полезной модели является создание нового игрового устройства, основанного на определении коэффициента интеллекта играющего, обладающего возможностью его поощрения, удобного для эксплуатации в общественном месте и конструктивно схожего с существующими моделями игровых автоматов.

Эта задача решается в игровом автомате для определения коэффициента интеллекта, который содержит корпус с размещенными в нем средствами ввода и вывода информации, средством приема оплаты, а также средством выдачи вознаграждения, причем указанные средства ввода, вывода, приема оплаты и выдачи вознаграждения связаны с электронным блоком, по крайней мере обеспечивающим хранение тестовых заданий, ответов играющего на эти задания, а также определение результатов прохождения тестов с последующей выдачей этих результатов для ознакомления играющего и определение возможности выдачи ему вознаграждения.

Выполнение устройства в едином корпусе позволяет упростить его компоновку, ускоряет монтаж и демонтаж, упрощает транспортировку к месту установки. В сочетании с наличием средств ввода, отображения, вывода, приема оплаты и выдачи вознаграждения это обеспечивает возможность установки устройства в общественных местах, что позволяет широкому кругу лиц проверять и развивать свой коэффициент интеллекта при условии внесения соответствующей оплаты, а также получать поощрение в случае успешного прохождения тестов. Кроме того, аналогично традиционным вендорным автоматам (например, машинам для продажи напитков, газет, оплаты различных видов услуг и пр.) такое устройство может использоваться автономно (без постоянного контроля оператора) в течение длительного периода времени. Все вышесказанное обеспечивает существенное расширение функциональных возможностей заявленной полезной модели по сравнению с известными ранее устройствами аналогичного или подобного назначения.

В частном случае средство ввода информации представляет собой клавиатуру, связанную с электронным блоком. При этом средство вывода информации предпочтительно представляет собой дисплей. В другом частном случае средство вывода информации представляет собой сенсорный дисплей, при этом средство ввода информации представляет собой участок указанного сенсорного дисплея. Использование традиционных компонентов позволяет сделать заявленное устройство более технологичным.

В частном случае средство приема оплаты приспособлено для приема банкнот и распознавания их номинальной стоимости. В другом частном случае средство приема оплаты приспособлено для приема монет или жетонов и распознавания их номинальной стоимости. В третьем частном случае средство приема оплаты приспособлено для приема универсальных и специальных пластиковых карт. Еще в одном частном случае средство приема оплаты приспособлено как для приема банкнот, монет или жетонов, так и для распознавания стоимости указанных банкнот, монет или жетонов, а также универсальных и специальных пластиковых карт.

Далее, предпочтительно, средство выдачи вознаграждения имеет выход, обеспечивающий выдачу вознаграждения, расположенный на наружной поверхности корпуса автомата. При этом указанный выход может представлять собой лоток для выдачи монет или жетонов, может быть приспособлен для выдачи банкнот, чеков или представлять собой приемник универсальных или специальных пластиковых карт. Таким образом могут быть обеспечены различные варианты выдачи вознаграждения - в виде наличных денег, в виде жетонов или чеков, которые могут обмениваться на наличные деньги, либо вознаграждение может выдаваться путем увеличения дебета банковского или специального (поощрительного) счета играющего, однозначно определяемого по идентификационному номеру его пластиковой карты.

Эти и другие преимущества игрового автомата согласно полезной модели будут раскрыты более подробно на конкретных неограничительных примерах его реализации со ссылкой на прилагаемые чертежи, где изображено:

- на фиг.1 - принципиальная схема автомата по полезной модели в одном из частных случаев;

- на фиг.2 - общий вид автомата в другом частном случае его реализации.

Позициями на чертежах обозначены: 1 - корпус; 2 - средство ввода информации (клавиатура); 3 - средство вывода (в т.ч. отображения) информации (дисплей); 4 - средство приема оплаты; 4а - хранилище оплаты; 5 - средство выдачи вознаграждения; 5а - хранилище вознаграждения; 6 - электронный блок; 6а - процессор блока 6; 6б -запоминающее устройство блока 6; 7 - блок питания, 8 - средство печати; 8а - внешнее средство печати.

Как видно из схемы, приведенной на фиг.1, игровой автомат по полезной модели содержит корпус 1, который предпочтительно выполнять из твердого, прочного материала (в так называемом антивандальном исполнении). Внутри корпуса 1 размещены средство ввода информации 2 и вывода информации для ознакомления с ней играющего 3. Средство ввода 2 может представлять собой, в частности, клавишную клавиатуру (как в показанном на фиг.1 примере), а средство вывода 3 - дисплей (электронно-лучевой, на жидких кристаллах и т.п.). В соответствии с современным развитием техники средства 2 и 3 могут быть совмещены и представлять собой сенсорный дисплей, обеспечивающий одновременно визуализацию информации и ввод информации пользователем с использованием виртуальной клавиатуры, расположенной на участке такого дисплея (дисплеи такого типа, в частности, используются в банкоматах и вендорных автоматах). Очевидно, дисплей (или сенсорный дисплей) 3 и средство ввода (клавиатура) 2 должны быть размещены в корпусе таким образом, чтобы, по крайней мере, их часть была доступна для обозрения и использования (т.е. выходила на наружную поверхность устройства - см., например, фиг.2).

Заявленный игровой автомат также содержит средство приема оплаты 4, в качестве которого может выступать известный на текущем уровне техники банкнотоприемник или монетоприемник, обеспечивающий прием, верификацию денежных знаков, купонов или жетонов и - в случае успешной верификации - их складирование в расположенное внутри корпуса 1 хранилище 4а. Устройство приема оплаты может также представлять собой средство для приема и считывания информации с карточных носителей, например, универсальных или специальных пластиковых карт, снабженных магнитной полосой, магнитным чипом, штрих кодом или иным современным средством идентификации. Автомат может также включать в себя одновременно несколько указанных средств для обеспечения приема оплаты - как средства приема банкнот, монет (жетонов), так и приема карточных носителей для оплаты и получения доступа к игре. Введение оплаты за использование автомата определяет игровой характер его использования, стимулирует к его использованию при размещении устройства в общественных местах. Представляется также, что это обеспечит использование игрового автомата только действительно заинтересованными лицами, способствуя переводу психологического тестирования в разряд развлечений, что особо актуально в связи с предстоящим запретом традиционных игровых автоматов.

При этом помимо введения оплаты за тестирование в заявленном автомате используются средства поощрения играющих, что предположительно приведет к более интенсивному использованию заявленного устройства, расширению его функциональных возможностей. Это может быть обеспечено при помощи средств выдачи вознаграждения 5 (в частности, банкнот, специальных чеков, карт, жетонов или монет) из размещенного внутри корпуса 1 хранилища вознаграждения 5а. Средства подобного типа известны из уровня техники и применяются в частности в банковских машинах (для выдачи банкнот), вендорных или игровых автоматах (для выдачи монет или жетонов). Кроме того выдача вознаграждения может осуществляться в виде увеличения дебета банковского (текущего, сберегательного или кредитного) или иного счета (например, телефонного, поощрительного, обеспечивающего скидки при совершении покупок и т.п.). Для этого средство выдачи вознаграждения 5 может представлять собой средства считывания идентификационной информации с карточных носителей, аналогичных применяемым в банкоматах, POS-терминалах (POS - point of sale - точка продаж) и т.д. При этом можно отметить, что если средство чтения карт используется в качестве одного или единственного средства приема оплаты 4, то средство 5 выдачи вознаграждения может быть совмещено со средством оплаты 4, т.е. и оплата и выплата может осуществляться при помощи одного средства приема, размещения и считывания информации с карты путем изменения дебета карточного счета-оплата путем снижения дебета, а премирование - путем увеличения дебета счета. В любом случае по крайней мере часть средства выдачи вознаграждения 5 предпочтительно располагается непосредственно на наружной поверхности корпуса автомата для обеспечения к нему непосредственного доступа играющего.

Именно с введением в заявленный игровой автомат функции выплаты вознаграждения оно может быть рассмотрено как альтернатива или замена общеизвестных игровых автоматов, в которых вознаграждение выплачивается только при выигрыше, определяемом случайным образом, никак не зависящим от самого играющего. В заявленном автомате выигрыш и выплата вознаграждения не будет зависеть от случая, а будут зависеть от результатов испытания играющего, от индивидуальных особенностей его мышления. С помощью одного или нескольких заявленных автоматов возможно также организовывать и осуществлять состязания (например, прохождение испытаний на время) с выплатой вознаграждения их победителю, что, как представляется, будет стимулировать у играющих желание совершенствовать свои интеллектуальные способности в отличие от традиционных игровых автоматов, зачастую вызывающих обратный эффект. Таким образом, по сравнению с известным уровнем техники заявленный автомат имеет расширенные функциональные возможности и более четко выраженную социальную направленность, что должно привести к расширению областей его практического применения.

Все указанные ранее средства ввода 2, вывода 3, приема оплаты 4 и выдачи вознаграждения 5 управляются при помощи электронного блока 6, с которым они связаны например посредством кабельных соединений (например, шин данных). Электронный блок 6 предназначен для хранения набора вариантов тестовых заданий в постоянной памяти (ПЗУ), ответов пользователя на эти задания в оперативной памяти (ОЗУ), их сопоставления с шаблонами правильных ответов, определения результатов прохождения тестов по заранее запрограммированной методике, последующей выдачи этих результатов для ознакомления игрока, а также для управления и синхронизации всеми логическими элементами заявленного устройства (в т.ч. средствами 2-5). Электронный блок 6 может быть выполнен из обычных, хорошо известных комплектующих и может включать в себя, в частности, процессор 6а для обработки пользовательских и системных команд и запоминающее устройство 6б (которое может включать в себя только ПЗУ или ПЗУ и ОЗУ, связанные шинами с процессором 6а). В запоминающем устройстве 6б хранятся, в частности, наборы тестовых заданий, шаблоны правильных ответов, запрограммированные алгоритмы расчета результатов тестирования и, при необходимости, величины вознаграждения, а также, при необходимости, исполняемые коды операционной среды, необходимой для загрузки и работы заявленного устройства. Загрузка устройства и его функционирование в соответствии с прямым назначением осуществляются, как обычно, при помощи процессора 6а. В случае использования в качестве средства приема оплаты 4 и/или в качестве средства выдачи вознаграждения 5 устройства для приема и чтения пластиковых карт игровой автомат может быть также снабжен радио- или кабельным модемом (не показан) для связи с банком или расчетным центром для обеспечения транзакций по карте пользователя, указанный модем также соединяется с электронным блоком 6, например, посредством кабельного соединения (шины данных).

Устройство может быть также снабжено блоком питания 7, от которого запитываются по крайней мере средства вывода 3, средства приема оплаты 4, выдачи вознаграждения 5 и электронный блок 6. Сам блок питания 7 может быть подключен к сети переменного тока посредством кабеля (не показаны).

Для расширения функциональных возможностей устройства и удобства его использования оно может быть также снабжено средством печати 8, имеющим вывод на наружную поверхность корпуса 1 и связанным с электронным блоком 6 (в частности, процессором 6а) таким образом, что оно может принимать с блока 6 данные о результатах тестирования в заранее определенном формате и распечатывать эти данные на бумаге в виде сертификата IQ. В качестве такого средства печати 8 может быть без труда использован адаптированный под заданный формат выходных данных обычный принтер (аналогичный, например, средствам печати чеков в банковских машинах). Специалисту будет ясно, что можно обеспечить также подключение к заявленному устройству внешнего печатающего устройства (принтера 8б). Для этого устройство может быть снабжено последовательным портом (не показан), связанным с электронным блоком 6 посредством шины данных, к которому указанный внешний принтер 86 может быть подключен посредством кабеля.

Для соединения нескольких автоматов в сеть, а также для подключения к внешним источникам данных автомат может быть также снабжен средствами связи - модемом (проводным или беспроводным) для соединения с удаленными серверами (например, банковским сервером) по проводным или беспроводным каналам связи и/или сетевой картой для подключения к сетевому маршрутизатору или серверу при объединении нескольких автоматов в сеть (например, в игровом зале).

Игровой автомат работает следующим образом.

После монтажа устройства на месте его предполагаемого использования, подключения его к электрической сети (посредством кабеля от блока питания 7), и загрузки при помощи процессора 6а и запоминающего устройства 6б операционной среды на дисплее 3 появляется надпись о готовности устройства к использованию. Перед началом игры играющий должен совершить оплату, для чего в зависимости от типа используемого средства приема оплаты 4 ему необходимо вставить банкноту или чек в отверстие банкнотоприемника, опустить монету или жетон в монетоприемник, либо вставить пластиковую карту в средство приема и считывания карточных носителей. Средство оплаты верифицируется после чего либо направляется в хранилище 4а в случае использования монет, жетонов, банкнот или чеков, остается в средстве считывания карт при использовании карточного средства оплаты, либо выбрасывается назад (как вариант для монет или жетонов - сбрасывается по желобу в соответствующий карман) в случае, если такое средство не может быть принято для оплаты (например, имеет несоответствующий формат, номинал и т.д.). Информация о типе оплаты и ее размере поступает на вход электронного блока 6. При использовании банкнот, монет, чеков или жетонов данные о поступившем кредите (оплате) фиксируются в оперативной памяти (либо непосредственно в процессоре 6а, либо в запоминающем устройстве 6б), и после набора требуемой суммы оплаты блок 6 разблокирует работу автомата и из памяти 6б на экран может быть выведена инструкция по использованию устройства либо сразу же первый вопрос теста. При использовании для оплаты банковской или аналогичной карты электронный блок 6 обеспечивает при помощи модема удаленную связь с банком или расчетным центром для проверки состояния счета играющего и осуществления списания средств с его счета. При этом от играющего может потребоваться ввести его идентификационный код (пин-код карты) при помощи средства ввода данных 2, который через электронный блок 6 передается в банк или расчетный центр по каналам связи. После подтверждения операции списания средств с карточного счета (текущего, сберегательного, кредитного, накопительного и т.п.) банком или расчетным центром блок 6 разблокирует работу автомата с выводом на экран инструкции по использованию или первого вопроса теста.

Определение коэффициента интеллекта заявленным автоматом производится путем прохождения играющим специального теста, по результатам которого может быть определен (рассчитан) коэффициент интеллекта. Для тестирования и определения IQ могут быть использованы различные варианты теста Айзенка, в основу которого положен тезис о том, что человек способен решить любую задачу, составленную другим человеком, с той лишь разницей, что в зависимости от своего интеллекта играющие должны будут приложить разные усилия. Поскольку эта разница находит свое отражение в скорости выполнения тестов, в тесте Айзенка лимитировано время.

На выполнение заданий играющему может быть отведено стандартное для теста Айзенка время - 30 минут. В течение этого времени он должен ответить на 40 вопросов, появляющихся на дисплее 3, вводя варианты ответов с помощью клавиатуры 2. При этом ответы играющего будут интерпретированы и записаны в оперативную память электронного блока 6. С помощью клавиатуры 2 играющий может пропускать вопросы, ответ на которые вызывает у него затруднения, и потом по желанию вновь к ним возвращаться. Хронометраж ведется в оперативной памяти электронного блока 6 с использованием системного времени. По истечение 30 минут возможность введения ответов блокируется процессором 6а (т.е. дальнейшее нажатие клавиш на клавиатуре 2 не будет вызывать запоминание ответов пользователя в ОЗУ). После этого хранящиеся в ОЗУ ответы играющего сравниваются с шаблоном, затем оцениваются по стандартной для теста Айзенка шкале и известным образом переводятся в значение коэффициента интеллекта. Далее процессор 6а выводит результаты тестирования (значение IQ) на дисплей 3 и/или на средства печати 8 или 8б.

Для поощрения играющего за успешное прохождение им всего или части теста он будет премироваться, причем системы премирования могут различаться в разных частных случаях реализации полезной модели. Возможен, например, частный случай, в котором премирование игрока будет осуществляться при достижении им значения коэффициента интеллекта выше какой-либо заданной величины. Для этого процессором 6а должна быть вычислена соответствующая результату тестирования сумма вознаграждения, а также осуществлен выбор варианта его выдачи, который определяется либо конструкцией самого игрового автомата (если он снабжен только каким-то одним типом средства выплаты вознаграждения 5), либо выбором играющего (если средств выплаты 5 в автомате несколько). В другом частном случае при одновременной игре нескольких игроков премироваться может один или несколько выигравших (набравших большее количество баллов по результатам прохождения тестов). При этом процессор 6а может передавать результаты прохождения теста на центральный сервер для последующего сравнения результатов играющих и определения премируемых игроков. На электронные блоки 6 игровых автоматов премируемых игроков будут далее отправляться данные с сервера о выплате вознаграждения и, при необходимости, о размере выплаты.

Далее, в случае выдачи вознаграждения монетами, жетонами, банкнотами, чеками или иными аналогичными средствами с блока 6 будет подаваться команда на средство 5 выдачи вознаграждения, в результате чего в соответствующий карман на наружной поверхности корпуса 1 из хранилища 5а будут направляться банкноты, чеки, монеты или жетоны, номинальная стоимость которых, соответствующая вознаграждению, может быть легко подобрана известным образом (банкноты или монеты разного номинала традиционно хранятся в разных отсеках хранилища, подобрать требуемое количество банкнот или жетонов можно программными средствами по известным алгоритмам).

В случае, если вознаграждение будет выплачиваться путем пополнения счета пластиковой карты играющего, информация о сумме выигрыша должна быть преобразована в соответствующий запрос, который с электронного блока 6 через модем передается по каналам связи в банк или расчетный центр, где на основании поступившего запроса производится перечисление средств, баллов или иного типа поощрения на счет играющего за счет средств устроителя игры, который обеспечивает функционирование данного игрового автомата. В частности, по запросу с игрового автомата в банке или расчетном центре может осуществляться списание средств со счета устроителя игры и перечисление соответствующей суммы (возможно, с удержанием комиссии) на счет играющего.

Специалисту будет понятно, что возможны и другие частные случаи реализации заявленной полезной модели, которые прямо не указаны в предшествующем описании, но, тем не менее не выходят за рамки испрашиваемого объема правовой охраны, который полностью определяется исключительно прилагаемой формулой полезной модели.

1. Игровой автомат, основанный на определении коэффициента интеллекта, характеризующийся тем, что он содержит корпус с размещенными в нем средством ввода информации играющим, средством вывода информации для ознакомления с ней играющего, средством приема оплаты, а также средством выдачи вознаграждения, причем указанные средства ввода, вывода, приема оплаты и выдачи вознаграждения связаны с электронным блоком, по крайней мере, обеспечивающим хранение тестовых заданий, ответов пользователя на эти задания, а также определение результатов прохождения тестов с последующей выдачей этих результатов для ознакомления играющего и определение возможности выдачи ему вознаграждения.

2. Игровой автомат по п.1, характеризующийся тем, что средство ввода информации представляет собой блок клавиатуры, связанный с электронным блоком.

3. Игровой автомат по любому из пп.1 или 2, характеризующийся тем, что средство вывода информации представляет собой дисплей.

4. Игровой автомат по п.1, характеризующийся тем, что средство вывода информации представляет собой сенсорный дисплей, при этом средство ввода информации представляет собой участок указанного сенсорного дисплея.

5. Игровой автомат по любому из пп.1 и 2, 4, характеризующийся тем, что средство приема оплаты приспособлено для приема банкнот и распознавания их номинальной стоимости.

6. Игровой автомат по п.5, характеризующийся тем, что средство приема оплаты содержит также монетоприемник, приспособленный для приема монет или жетонов и распознавания их стоимости.

7. Игровой автомат по любому из пп.1 и 2, 4, характеризующийся тем, что средство приема оплаты приспособлено для приема монет или жетонов и распознавания их стоимости.

8. Игровой автомат по п.7, характеризующийся тем, что средство приема оплаты приспособлено для приема банкнот и распознавания их номинальной стоимости.

9. Игровой автомат по любому из пп.1 и 2, 4, характеризующийся тем, что средство приема оплаты приспособлено для приема и чтения карточных носителей, в частности, банковских или универсальных пластиковых карт.

10. Игровой автомат по любому из пп.6 или 8, характеризующийся тем, что он также содержит средство приема оплаты, приспособленное для приема и чтения карточных носителей, в частности, банковских или универсальных пластиковых карт.

11. Игровой автомат по любому из пп.1, 2, 4, 6 и 8, характеризующийся тем, что средство выдачи вознаграждения имеет выход, обеспечивающий выдачу вознаграждения, расположенный на наружной поверхности корпуса автомата.

12. Игровой автомат по п.11, характеризующийся тем, что указанный выход представляет собой средство выдачи монет, или жетонов, или чеков, или банкнот.

13. Игровой автомат по п.11, характеризующийся тем, что средство выдачи вознаграждения представляет собой устройство для приема, размещения и чтения карточных носителей.

14. Игровой автомат по п.13, отличающийся тем, что указанное средство приема, размещения и чтения карточных носителей используется как для приема оплаты, так и для выдачи вознаграждения за счет проведения операций по карточному счету пользователя.



 

Наверх