Подшипник скольжения
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в артезианских и погружных насосах, имеющих неразъемные конструкции подшипников скольжения.
Задачей настоящей полезной модели является повышение эффективности смазки трущихся поверхностей подшипника и сокращение габаритов опоры вала насоса.
Поставленная задача решается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем гильзу, в которую запрессован вкладыш, на внутренней поверхности которого выполнена винтовая канавка, согласно полезной модели канавка выполнена двухзаходной со следующими геометрическими параметрами:
t=(0,5÷0,6)d
в=(0,04÷0,05)d
с=(0,25+0,30)d,
где
t - шаг канавки,
в - ширина канавки,
с - глубина канавки,
d - внутренний диаметр вкладыша,
s - толщина стенки вкладыша.
Вкладыш выполняется из графитофторопласта, а канавка может быть выполнена с прямоугольным поперечным сечением.
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в артезианских и погружных насосах, имеющих неразъемные конструкции подшипников скольжения.
Известно применение в подшипниках скольжения и других опорах валов винтовых канавок, выполненных на поверхностях валов и осей или на внутренних поверхностях втулок, охватывающих валы (кн. Ф.М.Митенков и др. Главные циркуляционные насосы АЭС, М., Энергоатомиздат, 1990, c.76, рис.3.21 или патент РФ 67662, МПК F 16 С 33/00, 2007 г.).
К недостаткам известных технических решений относится то, что смазывание трущихся поверхностей жидкостью, поступающей по винтовым канавкам, происходит по достаточно большой их протяженности, что приводит к значительному увеличению габаритов опор. Кроме того, применение однозаходных винтовых канавок не обеспечивает равномерной смазки трущихся поверхностей.
Задачей настоящей полезной модели является устранение указанных недостатков.
Поставленная задача решается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем гильзу, в которую запрессован вкладыш, на внутренней поверхности которого выполнена канавка винтовая, согласно предложенному техническому решению винтовая канавка выполнена двухзаходной с шагом t=(0,5÷0,6)d, шириной канавки в=(0,04÷0,05)d и глубиной канавки c=(0,25÷0,30)s, где d - внутренний диаметр вкладыша, s - толщина стенки вкладыша.
Вкладыш выполняется из графитофторопласта, а канавка может иметь прямоугольное поперечное сечение.
Подшипник скольжения показан на чертеже в разрезе. Он состоит из гильзы I, в которую запрессован вкладыш 2, на внутренней поверхности которого выполнена двухзаходная винтовая канавка 3 прямоугольного поперечного сечения с указанными выше геометрическими параметрами.
Работа полезной модели может быть проиллюстрирована на примере эксплуатации в составе артезианских насосов 20А и 24А.
При вращении вала (на чертеже не показан) внутренняя поверхность вкладыша воспринимает радиальные нагрузки. При этом для улучшения смазки трущихся поверхностей через двухзаходную винтовую канавку 3 пропускается слой воды, который распространяется по всем трущимся поверхностям.
Применение в подшипнике скольжения двухзаходной винтовой канавки с выбранными геометрическими параметрами и материалом - графитофторопластом позволяет обеспечить более эффективную смазку трущихся поверхностей подшипника, что уменьшает их износ и повышает надежность работы подшипника и насоса в целом. При этом уменьшаются и габариты опор вала.
1. Подшипник скольжения, содержащий гильзу, в которую запрессован вкладыш, на внутренней поверхности которого выполнена винтовая канавка, отличающийся тем, что винтовая канавка выполнена двухзаходной со следующими геометрическими параметрами:
f=(0,5÷0,6)d;
b=(0,04÷0,05)d;
c=(0,25+0,30)d,
где t - шаг канавки;
b - ширина канавки;
c - глубина канавки;
d - внутренний диаметр вкладыша;
s - толщина стенки вкладыша.
2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что вкладыш выполнен из графитофторопласта.
3. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что двухзаходная канавка выполнена с прямоугольным поперечным сечением.