Устройство для опрессовки труб в скважине

 

Заявляемое техническое решение относится к строительству и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам для опрессовки труб, применяемым при спуске подвески секций хвостовиков в обсадные колонны и приведения их в действие.

Задачей полезной модели является повышение надежности устройства в работе за счет упрощения его конструкции и обеспечения шаблонирования внутреннего пространства колонны

Устройство для опрессовки труб в скважине содержит полый корпус, седло в нижней части осевого канала под запорный элемент и запорный элемент.

Новым в устройстве является то, что оно снабжено жестко закрепленной в корпусе срезными элементами, установленными в радиальных отверстиях корпуса, втулкой, в которой размещено седло, при этом верхняя часть корпуса имеет циркуляционные отверстия, а запорный элемент выполнен в виде стержня с установленными на нем эластичными манжетами и соединенной резьбой со стержнем уплотнительной головкой, верхняя часть которой представляет собой шаблон.

1 п.ф., 2 листа рис.

Заявляемое техническое решение относится к строительству и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам для опрессовки труб, применяемым при спуске подвески секций хвостовиков в обсадные колонны и приведения их в действие.

Спуск подвесок хвостовиков на заданную глубину осуществляется на транспортировочной колонне меньшего диаметра, чем диаметр спускаемого в скважину хвостовика. В транспортировочную колонну спускают верхнюю секцию разделительной пробки до стоп- кольца, создают избыточное давление в проходном канале колонны и подвески для приведения в рабочее положение пакера, якоря и других элементов хвостовика. С целью исключения осложнений при спуске хвостовика осуществляют проработку ствола скважины путем спуска на той же транспортировочной колонне долота. Недостаток этой технологии спуска хвостовиков заключается в том, что транспортировочная колонна не спрессовывается, а ее проходной канал не калибруется (не шаблонируется), что часто приводит к непрохождению (застреванию) цементировочной пробки и невозможности создания расчетного избыточного давления для приведения в рабочее положение элементов хвостовика.

Для исключения указанных недостатков при проработке ствола скважины целесообразно использовать устройство для опрессовки труб

Известно устройство для опрессовки труб, включающее корпус с присоединительными резьбами и конусное седло с посадочной поверхностью под бросовый элемент.(см., А.С. СССР, 1530739, кл. Е21В 17/00, 1988 г.)

Ближайшим техническим решением, принятым за прототип, является устройство для опрессовки труб в скважине, содержащее корпус с седлом в нижней части осевого канала под запорный элемент и запорный элемент (см. патент РФ, 2018633, Е21В 34/10, 1989 г.).

Однако известные устройства имеют сложную конструкцию запорного элемента. Кроме того, они не надежны в работе из-за того, что запорный элемент часто не доходит до седла, возможны его перекосы и "застревание" в проходном канале колонны (особенно в наклонных и горизонтальных участках) и как следствие, отсутствие полной герметизации. Кроме того проходной канал транспортировочной колонны не шаблонируется, что часто приводит к застреванию цементировочной пробки.

Задачей полезной модели является повышение надежности работы устройства за счет упрощения его конструкции и обеспечения шаблонирования внутреннего пространства колонны.

Поставленная задача решается за счет того, что устройство для опрессовки труб в скважине, содержащее корпус с седлом в нижней части осевого канала под запорный элемент и запорный элемент. снабжено жестко закрепленной в корпусе срезными винтами, установленными в радиальных отверстиях корпуса, втулкой, в которой размещено седло, при этом верхняя корпуса имеет циркуляционные отверстия,, а запорный элемент выполнен в виде стержня с установленными на нем эластичными манжетами и соединенной резьбой со стержнем уплотнительной головки, верхняя часть которой представляет собой шаблон.

На фиг.1 изображено заявляемое устройство в транспортном положении; на фиг.2 - после приведения его в действие.

Устройство для опрессовки труб в скважине (фиг.1) состоит из корпуса 1 с циркуляционными отверстиями 2, перекрытыми втулкой 3, жестко закрепленной в корпусе 1 срезными винтами 4, которые установлены в радиальных отверстиях 5 корпуса 1. Во втулке 3 с помощью резьбы 6 установлено седло 7. Необходимая герметичность устройства обеспечивается уплотнительными кольцами 8. Для шаблонирования колонны применяется пробка-шаблон, состоящая из стержня 9, на котором устанавливают эластичные манжеты 10. Стержень 9 соединен с уплотнительной головкой 11, верхняя часть которой представляет собой шаблон 12..

Заявляемое устройство работает следующим образом. Устройство устанавливается в нижней части транспортировочной колонны над долотом перед спуском хвостовика для проработки скважины.

После проработки ствола скважины в проходной канал транспортировочной колонны спускают пробку-шаблон (фиг.2), которая при прохождении шаблонирует внутренний диаметр труб и садится на седло 7. Далее в проходном канале колонны для проверки герметичности труб создают давление опрессовки (как правило 25 МПа), выдерживают его 15 минут. При дальнейшем повышении давления происходит срез винтов 4, перемещение втулки 3 вниз и открытие циркуляционных отверстий 2. После подъема устройства на поверхность производят его переборку с установкой новых срезных винтов 4 для последующего использования.

Заявляемое устройство для опрессовки труб в скважине не сложно по конструкции. При применении устройства обеспечивается надежная его работа в разнообразных условиях, в том числе наклонных и горизонтальных скважинах.

Устройство для опрессовки труб в скважине, содержащее корпус, седло в нижней части осевого канала под запорный элемент и запорный элемент, отличающееся тем, что устройство снабжено жестко закрепленной в корпусе срезными винтами, установленными в радиальных отверстиях корпуса, втулкой, в которой размещено седло, при этом верхняя часть корпуса имеет циркуляционные отверстия, а запорный элемент выполнен в виде стержня с установленными на нем эластичными манжетами и соединенной резьбой со стержнем уплотнительной головки, верхняя часть которой представляет собой шаблон.



 

Наверх