Полнопроходная задвижка
Полнопроходная задвижка относится к области арматуростроения, в частности к коммутирующей арматуре АЭС.
Существенное уменьшение гидравлического сопротивления задвижки обеспечивается благодаря тому, что корпус 1 задвижки выполнен таким образом, что расстояние L между зеркалами седел 2 и диаметр проходного сечения седла D2 связаны соотношением L/D2 =(0,55...0,65). (1 п. ф-лы, 1 илл.)
Полезная модель относится к области арматуростроения, в частности к коммутирующей арматуре АЭС.
Известны задвижки с двухдисковым клиновым затвором, содержащие корпус, затвор, управляемый штоком, клин которого состоит из двух дисков, взаимодействующих между собой и седлами корпуса (см., например, патент РФ 2242660 по кл. F16К 3/12 за 2004 год).
К недостаткам известной конструкции следует отнести невысокую надежность, обусловленную взаимодействием между собой элементов клина, что приводит к снижению ресурса работы задвижки.
Наиболее близким к предложенному техническому решению по технической сущности и достигаемому эффекту является запорная задвижка, содержащая корпус с приваренными седлами, установленный в корпусе клиновой затвор в виде двух самоустанавливающихся тарелок с размещенным между ними распорным кольцом, при этом отношение внутреннего диаметра D1 распорного кольца к диаметру D2 проходного сечения седла D1/D2=0,7...0,98 (см., например, патент РФ 2204755 по кл. F16К 3/14 за 2003 год).
При повышении степени герметизации к недостаткам описанной конструкции следует отнести ее высокое гидравлическое сопротивление, что повышает затраты мощности на прокачку рабочей среды.
Задачей полезной модели является устранение указанного недостатка и существенное уменьшение гидравлического сопротивления задвижки.
Поставленная задача решается благодаря тому, что в известной задвижке, содержащей корпус с приваренными седлами, установленный в корпусе затвор в виде двух самоустанавливающихся тарелок с размещенным между ними распорным кольцом, при этом отношение диаметра D1 распорного кольца к диаметру D2 проходного сечения седла D1/D2 =0,7...0,98; по предлагаемой полезной модели корпус выполнен таким образом, что расстояние между зеркалами седел L относится к диаметру проходного сечения седла D2, как L/D 2=0,55...0,65.
Описанное выполнение задвижки позволяет донести ее коэффициент гидравлического сопротивления до 0,15; что обеспечивает снижение энергозатрат на перекачку рабочей среды вдвое.
Предложенное устройство представлено на чертеже.
Задвижка содержит корпус 1 с установленными седлами 2, между которыми с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости размещен затвор 3 в виде двух самоустанавливающихся тарелок, разделенных распорным диском 4. Седла 2 связаны с корпусом 1 соединительными втулками 5 сваркой.
Устройство работает аналогично прототипу.
При перемещении затвора 3 вверх (привод и механизм перемещения не показаны) тарелки затвора 3 освобождают проходное сечение D2 седла 2 и обеспечивают проход рабочей среды через задвижку.
Указанные величины параметров конструктивных элементов задвижки и их соотношения подобраны экспериментальным путем (см. «Определение гидравлических характеристик проточной части задвижек», отчет об испытаниях моделей, 26-34/101-06, ЗАО «ЦКТИА», М, 2008 г.).
В указанном отчете приведены результаты экспериментальных исследований зависимостей гидравлического сопротивления задвижки от ее геометрических параметров, представленные ниже.
Полнопроходная задвижка, содержащая корпус с приваренными седлами, установленный в корпусе затвор в виде двух самоустанавливающихся тарелок с размещенным между ними распорным кольцом, при этом отношение диаметра D1 распорного кольца к диаметру D2 проходного сечения седла D1/D2 =0,70,98, отличающаяся тем, что корпус выполнен таким образом, что расстояние между зеркалами седел L относится к диаметру проходного сечения седла D2, как L/D2=(0,550,65).