Механическое противоугонное устройство

 

Полезная модель относится к механическим противоугонным устройствам и может быть использована в транспортных средствах. Механическое противоугонное устройство состоит из муфты, выполненной из двух полумуфт со стяжными болтами и охватывающей вал рулевого колеса, стопора, устанавливаемого в паз муфты и зафиксированного замковым механизмом. Полумуфты, образующие между собой угол заклинивания, выполнены одна с прямоугольным пазом, а другая с дугообразным. Предлагаемой полезной моделью решается задача повышения стойкости муфты, фиксирующей вал рулевого колеса.

Полезная модель относится к механическим противоугонным устройствам и может быть использована в транспортных средствах.

Известна муфта, описанная в изобретении «Блокиратор вала рулевого колеса» к патенту РФ 2228863 (опубл. 20.05.2004), состоящая из цилиндра, ось которого перпендикулярна продольной оси вала. Цилиндр имеет не менее двух дугообразных пазов с шириной равной диаметру вала, расположенных диаметрально друг против друга, в которые установлены шарики с возможностью заклинивания между поверхностью вала и дугообразными пазами цилиндра. Со стороны, противоположной дугообразным пазам, ввинчена гайка до упора в вал.

Слабым местом данной конструкции является то, что поверхность вала, взаимодействующая с шариком, разрушается под действием резких движений руля и в итоге появляется возможность вращать руль, а значит управлять автомобилем.

Известен противоугонный механический замок, состоящий из муфты, представляющей собой две крышки, охватывающие рулевой вал и стянутые четырьмя болтами. В верхней крышке муфты выполнен паз, в который установлен стопор, перекрывающий болты. Стопор зафиксирован замковым механизмом с замочной скважиной.

Удержание вала рулевого колеса от проворота происходит за счет высокой силы трения возникающей между поверхностями полумуфты и валом рулевого колеса. Такая конструкция применяется в большинстве марок механических противоугонных устройств блокирующих вал рулевого колеса. (Инструкция по установке и эксплуатации ПМЗ «Гарант», ООО «ФЛИМ» г.Тольятти - эксклюзивный производитель ПМЗ «Гарант»),

Недостатком данной конструкции является сам принцип фиксации вала, основанный на высокой силе стягивания полумуфт. Вал рулевого колеса достаточно мягкий и при грубом воздействии - создании крутящего

момента относительно стянутых полумуфт, разрушается. В результате появляется зазор между его поверхностью и поверхностями полумуфт, обжимающих его, что резко снижает коэффициент трения и происходит прокрутка вала в полумуфтах, что приводит к возможности вращать руль, а значит управлять автомобилем. Данный противоугонный механический замок является наиболее близким к предлагаемому.

Известна также муфта, состоящая из двух прямоугольных призм, обжимающих вал при помощи стяжных болтов. Такая конструкция обеспечивает хорошую фиксацию вала и возможность зажимать валы различного диаметра в определенном диапазоне геометрических размеров.

Ее недостатком является то, что прямоугольные пазы также разрушают вал, а углы не способствуют заклиниванию его. Зажим такой муфтой эффективнее описанных выше, но есть техническая возможность улучшить этот параметр.

Для высокой вандалостойкости механического противоугонного устройства - стойкости к грубым физическим воздействиям, необходим надежный зажим вала рулевого колеса муфтой, исключающий его проворот при больших усилиях на рулевое колесо в заблокированном состоянии.

Предлагаемой полезной моделью решается задача повышения стойкости муфты, фиксирующей вал рулевого колеса.

Для достижения этого технического результата в механическом противоугонном устройстве, состоящим из муфты, выполненной из двух полумуфт со стяжными болтами и охватывающей вал рулевого колеса, стопора, устанавливаемого в паз муфты и зафиксированного замковым механизмом. Полумуфты, образующие между собой угол заклинивания, выполнены одна с прямоугольным пазом, а другая с дугообразным.

Такая конструкция муфты создает мощный момент сопротивления вращению вала. Зажим вала происходит не по поверхности, не в точке и не по четырем линиям, образованным при контакте с призматическими пазами полумуфт, а по двум линиям, образованным при контакте вала с плоскостью и дугообразной поверхность двух полумуфт. Давление по двум линиям

значительно выше давления по поверхности и по четырем линиям, а также исключает возможность точечного нагружения, как при воздействии шариков. В предлагаемой полезной модели вал деформируется в плоскости, проходящей через линии его зажима с двух сторон. При повороте он будет стремиться закатиться в узкое пространство между плоскостью, с которой он контактирует, и дугообразной поверхностью. При этом дугообразный паз с плоскостью образуют угол заклинивания, который определяется конструктивно. Предлагаемой муфтой можно зажимать валы различного диаметра в определенном размерном диапазоне их диаметров.

Вариант предлагаемого механического противоугонного устройства иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-3.

На фиг.1 - показан вид муфты спереди с двумя стяжными болтами;

на фиг.2 - показан общий вид муфты в разрезе А-А;

на фиг.3 - показана муфта с установленным стопором вала.

Механическое противоугонное устройство состоит из муфты, выполненной из двух полумуфт 1-2 со стяжными болтами 3 и охватывающей вал рулевого колеса 4, стопора 5, устанавливаемого в паз муфты и зафиксированного замковым механизмом.

Муфта работает следующим образом. На вал 4 устанавливаются полумуфты 1 и 2 и стягиваются стяжными болтами 3. Зажатый вал 4 нагружается по линиям, образующимся от контакта с ним плоской и дугообразной поверхностями двух полу муфт 1 и 2. В этой же плоскости происходит и деформация вала 4. Причем следует отметить, что вал 4 ничем не ограничен в плоскости, проходящей перпендикулярно плоскости его нагружения. При попытке провернуть вал 4 последний стремится изменить свой размер до размера деформации в плоскости нагружения по всей линии нагружения. Кроме этого, даже повернувшись, он будет закатываться в узкое пространство, образованное плоскостью и дугообразной поверхностью полумуфт 1 и 2, что приведет к еще большему сжатию вала 4 по линиям контакта и его заклиниванию.

Механическое противоугонное устройство, состоящее из муфты, выполненной из двух полумуфт со стяжными болтами и охватывающей вал рулевого колеса, стопора, устанавливаемого в паз муфты и зафиксированного замковым механизмом, отличающееся тем, что полумуфты, образующие между собой угол заклинивания, выполнены одна с прямоугольным пазом, а другая с дугообразным.



 

Наверх