Аэродромный кондиционер

 

Полезная модель относится к области авиационной техники и может быть использована при создании наземных аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые условия воздушной среды в салонах, отсеках и кабине летательного аппарата при его предполетной подготовке, а также ремонте и регламенте.

Кондиционер содержит воздухозаборник 1, глушитель 2, первый тройниковый воздуховод 3, первый и второй нагнетатели 4 и 5 соответственно, первый и второй обратные клапаны 6 и 7 соответственно, второй тройниковый воздуховод 8, воздухо-воздушный радиатор 9, первый электроподогреватель 10, испаритель 11, влагоотделитель 12, второй электроподогреватель 13, выходной рукав 14.

Согласно полезной модели в воздушный тракт аэродромного кондиционера введены дополнительно последовательно соединенные аэродинамический глушитель и второй тройниковый воздуховод, подсоединенный своими выводами к вводам нагнетателей, а ввод аэродинамического глушителя соединен соответствующим воздуховодом с выводом воздухозаборника.

Использование полезной модели позволит значительно снизить уровень производимого кондиционера шума.

1 п. ф-лы, 1 фиг.

Предлагаемая полезная модель относится к области авиационной наземной техники и может быть использована при создании аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые условия воздушной среды в салонах, отсеках и кабине летательного аппарата при его предполетной подготовке, а также при выполнении регламентных и ремонтных работ.

Известен аэродромный кондиционер с воздушным трактом, содержащим воздухозаборник и последовательно соединенные с помощью соответствующих воздуховодов воздушные нагнетатели, обратные клапаны, первый тройниковый воздуховод, воздухо-воздушный радиатор, первый электроподогреватель, испаритель холодильного блока, влагоотделитель, второй электроподогреватель и выходной рукав, (см. конструкторскую и эксплуатационную документацию на аэродромный кондиционер АК-0.4-9А, изготавливаемый Бакинским авиационным производственным объединением с 1985 года).

Известный кондиционер во время работы создает значительный уровень шума (˜120 дБ), что приводит к возникновению вредных условий для обслуживающего персонала, в том числе летного состава, и препятствует нормальному общению, что особенно важно в процессе обучения специалистов.

Технический результат достигается тем, что в аэродромный кондиционере с воздушным трактом, содержащим воздухозаборник и последовательно соединенные с помощью соответствующих воздуховодов воздушные нагнетатели, обратные клапаны, первый тройниковый воздуховод, воздухо-воздушный радиатор, первый электроподогреватель, испаритель холодильного

блока, влагоотделитель, второй электроподогреватель и выходной рукав, согласно полезной модели, воздушный тракт аэродромного кондиционера дополнительно содержит последовательно соединенные аэродинамический глушитель и второй тройниковый воздуховод, подсоединенный своими выводами к вводам нагнетателей, а ввод аэродинамического глушителя соединен соответствующим воздуховодом с выводом воздухозаборника.

Отличительные признаки «воздушный тракт аэродромного кондиционера дополнительно содержит последовательно соединенные аэродинамический глушитель и второй тройниковый воздуховод, подсоединенный своими выводами к вводам нагнетателей, а ввод аэродинамического глушителя связан соответствующим воздуховодом с выводом воздухозаборника» позволяют снизить уровень производимого при работе кондиционера шума без изменения расхода выдаваемого воздуха.

Аэродромный кондиционер с воздушным трактом, содержащим воздухозаборник и последовательно соединенные с помощью соответствующих воздуховодов воздушные нагнетатели, обратные клапаны, первый тройниковый воздуховод, воздухо-воздушный радиатор, первый электроподогреватель, испаритель холодильного блока, влагоотделитель, второй электроподогреватель и выходной рукав, дополнительно введены последовательно соединенные аэродинамический глушитель и второй тройниковый воздуховод, подсоединенный своими выводами ко вводам нагнетателей, а ввод аэродинамического глушителя соединен соответствующим воздуховодом с выводом воздухозаборника.

Заявленное сочетание признаков соответствует, по нашему мнению, условию «новизна», то есть ни в отечественной, ни в зарубежной патентной литературе не обнаружены сведения

об использовании совокупности этих признаков для достижения обеспечивающих требуемые условия воздушной среды в салонах, отсеках и кабине летательного аппарата при его предполетной подготовке, а также при выполнении регламентных и ремонтных работ с помощью аналогичных конструкций в устройствах аэродромных кондиционеров.

В дальнейшем полезная модель поясняется описанием примеров ее выполнения и прилагаемым чертежом, на котором:

Кондиционер содержит воздухозаборник 1, глушитель 2, первый тройниковый воздуховод 3, первый и второй нагнетатели 4 и 5 соответственно, первый и второй обратные клапаны 6 и 7 соответственно, второй тройниковый воздуховод 8, воздухо-воздушный радиатор 9, первый электроподогреватель 10, испаритель 11, влагоотделитель 12, второй электроподогреватель 13, выходной рукав 14.

Кондиционер работает следующим образом. Для обеспечения подачи кондиционированного воздуха в самолет включаются воздушные нагнетатели 4 и 5. Наружный воздух через воздухозаборник 1, в составе которого имеется сетчатый фильтр, глушитель 2, воздуховод 3, обратные клапаны 6, 7, воздухозаборник 8, поступает в воздухо-воздушный радиатор 9, где снижается его нагрев, вызванный сжатием в роторно-лопастных нагнетателях 4, 5. Затем воздух проходит первый электроподогреватель 10, испаритель 11, влагоотделитель 12, в котором установлены по диаметру отбойники, обеспечивающие выделение из воздуха капельной влаги, второй подогреватель 13 и через выходной рукав 14 подается в летательный аппарат (ЛА). При этом воздух поступает в ЛА под определенным давлением, что необходимо, для его прохождения через трубопроводы ЛА к соответствующим потребителям.

Причем возможны различные режимы подачи воздуха по его

количеству, что необходимо для обслуживания ЛА различных типов. Это определяется включением либо нагнетателя 4 (меньшей производительности), либо нагнетателя 5 (большей производительности), либо обоих нагнетателей 4 и 5. Для исключения взаимовлияния нагнетателей 4, 5 при включении одного из них выходное отверстие другого перекрывается соответствующим обратным клапаном 6 или 7.

Кроме того, возможны варианты подачи охлажденного (10±5С°) и подогретого (до 90С°) воздуха, что необходимо для обеспечения режимов подготовки аппаратуры и создания комфортных условий летчику при различных температурах окружающей, среды, а также для просушки аппаратуры. В первом случае включается в работу холодильный блок, построенный по парокомпрессионному принципу, в испарителе 11 которого воздух охлаждается.

Во втором случае включается электроподогреватели 10, 13 в составе которых имеются секции термоэлектрических нагревателей, включение необходимого количества которых обеспечивает требующуюся в данный момент температуру выдаваемого воздуха.

Введение глушителя 2, представляющего собой трубу прямоугольной формы с покрытием внутренней поверхности пористым шумопоглощающим материалом, позволяет значительно (со 120 дБ до 95 дБ) уровень аэродинамического шума, исходящего из входных отверстий роторно-лопастных нагнетателей 4, 5. При этом выходной глушитель не требуется, т.к. выходные отверстия нагнетателей 4, 5 замкнуты на последующие элементы воздушного тракта.

Аэродромный кондиционер с воздушным трактом, содержащим воздухозаборник и последовательно соединенные с помощью соответствующих воздуховодов воздушные нагнетатели, обратные клапаны, первый тройниковый воздуховод, воздухо-воздушный радиатор, первый электроподогреватель, испаритель холодильного блока, влагоотделитель, второй электроподогреватель и выходной рукав, отличающийся тем, что воздушный тракт аэродромного кондиционера дополнительно содержит последовательно соединенные аэродинамический глушитель и второй тройниковый воздуховод, подсоединенный своими выводами к вводам нагнетателей, а ввод аэродинамического глушителя соединен соответствующим воздуховодом с выводом воздухозаборника.



 

Наверх