Шестеренный насос

 

Шестеренный насос с гидравлической компенсацией торцевых зазоров. В цилиндрических расточках корпуса 1 размещены шестерни 3, 4 внешнего зацепления с цапфами, установленными в подвижных 5, 6 и неподвижных 7, 8 подшипниках.

Гидравлическая компенсация между рабочими торцами шестерен 3, 4 и подшипниками 5, 6 осуществляется упругими уплотнительными кольцами 9, установленными во фторопластовых манжетах 10. Манжеты 10 установлены в кольцевой камере поджима 11, выполненной в торцевой крышке 2 корпуса 1. В камеру 11 подводится рабочая жидкость высокого давления из полости нагнетания насоса по каналам 12, 13 в подшипниках 5, 6, т.е. подшипники 5, 6 прижимаются к рабочим торцам шестерен 3, 4 за счет высокого давления, подводимого из камеры нагнетания.

2 ил.

Полезная модель относится к шестеренным насосам, в частности, к шестеренным насосам с гидравлической компенсацией торцевых зазоров.

Известен шестеренный насос, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, размещенными в подшипниках скольжения. В корпусе выполнены каналы подвода и отвода рабочей жидкости и устройство гидравлической компенсации торцевых зазоров. Устройство содержит торцевые компенсаторы в виде поршня с манжетами, сопряженные с торцовыми поверхностями шестерен. Для компенсации износа в камеру поджима поршня подводится высокое давление (см. А.С. СССР №1125407, F04C 2/00, 1983 г.).

Недостатком известного устройства являются значительные габариты и вес насоса за счет сложности выполнения узла гидравлической компенсации торцевых зазоров из-за наличия между сопряженными торцами шестерен промежуточных деталей - торцевого компенсатора с манжетами.

Техническим результатом, на решение которого направлена предлагаемая полезная модель является снижение габаритов и веса насоса за счет упрощения конструкции устройства гидравлической компенсации торцевых зазоров.

Для достижения указанного технического результата в шестеренном насосе, содержащем корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, устройство для компенсации торцевых зазоров выполнено в виде упругих уплотнительных колец, соединенных с каналами подвода высокого давления, выполненными в подшипниках, причем упругие кольца

установлены внутри фторопластовых манжет, расположенных в камерах поджима, выполненных в торцовой крышке.

Отличительные признаки, а именно, выполнение устройства для компенсации торцевых зазоров в виде упругих уплотнительных колец, соединенных с каналами подвода рабочей жидкости высокого давления, выполненными в подшипниках, причем упругие уплотнительные кольца установлены внутри фторопластовых манжет, расположенных в камерах поджима, выполненных в торцовой крышке, позволяют уменьшить габариты и вес насоса за счет упрощения конструкции устройства для компенсации торцевых зазоров путем устранения промежуточных деталей между сопряженными торцами шестерен.

Предложенный шестеренный насос представлен на чертежах фиг.1 и 2, где на фиг.1 показан насос, а на фиг.2 - устройство для гидравлической компенсации торцевых зазоров, и описано ниже.

Шестеренный насос содержит корпус 1 с торцовой крышкой 2, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни 3, 4 внешнего зацепления с цапфами, установленными в подвижных 5, 6 и неподвижных 7, 8 подшипниках. Устройство для гидравлической компенсации торцевых зазоров между рабочими торцами шестерен 3, 4 и подвижных подшипников 5, 6 выполнено в виде упругих уплотнительных колец 9, установленных внутри фторопластовых манжет 10. Манжеты 10 установлены в кольцевой камере 11 поджима, выполненной в крышке 2 и соединенной с каналами 12, 13 для подвода рабочей жидкости высокого давления, выполненными в подшипниках 5, 6. В статическом состоянии уплотнение подшипников обеспечивают упругие кольца 9.

Работает насос следующим образом.

При вращении шестерен 3, 4 рабочая жидкость из полости всасывания насоса поступает в полость нагнетания. Одновременно из полости нагнетания по каналам 12, 13, выполненным в подшипниках 5, 6, рабочая жидкость высокого давления подводится к торцам подшипников 5, 6 со

стороны крышки 2. Давление воздействует на поверхность подшипников 5, 6, ограниченную уплотнительными кольцами 9, установленными во фторопластовые манжеты 10, т.е. давлением из полости нагнетания подвижные подшипники 5, 6 прижимаются к рабочим торцам шестерен 3, 4. При перемещении подшипников 5, 6 герметичность уплотнения обеспечивается манжетами 10, под которые подведено высокое давление. Это исключает утечки рабочей жидкости и повышает КПД насоса.

Таким образом, обеспечивается гидрокомпенсация торцевых зазоров с помощью достаточно простого устройства, что снижает вес и габариты насоса в целом.

Шестеренный насос, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках, каналы подвода и отвода рабочей жидкости и устройство гидравлической компенсации с манжетами, отличающийся тем, что устройство гидравлической компенсации торцевых зазоров выполнено в виде упругих уплотнительных колец, соединенных с каналами подвода рабочей жидкости высокого давления, выполненными в подшипниках, причем упругие уплотнительные кольца установлены внутри фторопластовых манжет, расположенных в камерах поджима, выполненных в торцовой крышке.



 

Наверх