Многоярусная механизированная автостоянка

 

Многоярусная механизированная автостоянка, содержащая ячейки со съемными поддонами для хранения автомобилей, расположенные на несущих элементах конструкции в несколько ярусов, центральную шахту для подъема-опускания поддонов и грузоподъемный механизм, выполненный с возможностью верхнего скрепления со съемными поддонами, отличается тем, что грузоподъемный механизм выполнен в виде каретки, установленной с возможностью поступательного перемещения по вертикальной колонне, снабженной поворотной стрелой, выполненной с возможностью стабилизации положения продольной оси поддона в процессе его доставки в ячейку, например в виде горизонтального шарнирного параллелограмма, первые два шарнира которого размещены на каретке, при этом, сторона параллелограмма параллельная каретке, снабжена траверсой, на концах которой размещены захваты, причем поддон снабжен П-образной поперечной дугой, установленной у одного его торца и Г-образной продольной дугой, размещенной над продольной осью поддона, один конец которой скреплен с поддоном, а другой скреплен с серединой П-образной поперечной дуги, кроме того, траверса выполнена с возможностью скрепления ее захватов с верхней частью продольной дуги, предпочтительно, на одинаковых расстояниях от центра тяжести поддона, причем ее длина превышает удвоенную величину максимально возможного продольного отклонения центра тяжести автомобиля от центра тяжести поддона. Кроме того, захваты выполнены в виде крюков, попарно установленных на концах траверсы зацепами друг к другу, с возможностью поворота вокруг нее, при этом вертикаль, проходящая через центр отверстия крюка, совпадает с осью симметрии впадины зацепа крюка. Использование заявленного решения позволяет упростить конструкцию автостоянки. При этом обеспечены подъем-опускание поддонов и их ввод-вывод в ячейки (места хранения) с помощью только двух механизмов (механизма подъема каретки и механизма поворота стрелы). 1 з.п. ф-лы, 7 илл.

Полезная модель относится к области технического обслуживания и эксплуатации автомобилей и может быть использована при проектировании многоярусных механизированных гаражей-автостоянок и складов для хранения автомобилей и грузов на поддонах в индивидуальных ячейках.

Известна многоярусная механизированная автостоянка, содержащая каркас с боковыми несущими рамами, с двумя стеллажами ячеек хранения с поддонами для автомобилей, и подъемник, размещенный в проходе между стеллажами, с грузовой платформой, оснащенной механизмом перемещения поддона в ячейку хранения и обратно. Ячейки хранения образованы двумя параллельными грузонесущими консолями, опирающимися своей средней частью на кронштейны, закрепленные на боковых несущих рамах каркаса. Грузовая платформа снабжена горизонтальными балками, охватывающими с боковых сторон грузонесущие консоли, и катками, опирающимися на вертикальные направляющие каркаса. Горизонтальные балки размещены между опорными кронштейнами и имеют направляющие, по которым перемещаются грузонесущие каретки механизма перемещения поддона. При перемещении поддона с автомобилем с грузовой платформы в ячейку хранения и обратно каретки выходят за концы балок и перемещаются над верхними поверхностями опорных кронштейнов. На нижней поверхности поддона имеются выступы, а на поверхности грузонесущих консолей - соответствующие им выемки для фиксации поддона в ячейке стеллажа (см. RU N 2003600, кл. В65G 1/02, 1993). При постановке автомобиля в ячейку хранения платформа посредством привода вертикального перемещения поднимается до нужного яруса в проходе между грузонесущими консолями и останавливается после размещения опорной поверхности поддона выше опорных поверхностей грузонесущих консолей. Включается привод горизонтального перемещения кареток, на которых размещен поддон, и каретки перемещаются в соответствующую сторону до размещения поддона над грузонесущими консолями.

Затем грузовая платформа опускается и поддон остается на грузонесущих консолях, а каретки возвращаются в исходное положение на горизонтальных балках в проходе между грузонесущими консолями. Удаление автомобиля из ячейки хранения происходит в обратной последовательности, при этом поддон с автомобилем необходимо поднять над грузонесущими консолями, чтобы освободиться от фиксации.

Недостатком данной автостоянки являются большие нагрузки на подъемник, так как все усилия при перемещении поддона с автомобилем передаются непосредственно на грузовую платформу. Наибольшие усилия возникают от изгибающих моментов, вызванных консольным расположением кареток при загрузке автомобиля в ячейку хранения и выгрузке его из ячейки, когда после снятия поддона с грузонесущих консолей весь вес автомобиля воспринимается каретками при их максимально выдвинутом положении. К недостаткам автостоянки следует также отнести повышенную длительность цикла загрузки-выгрузки, связанную с необходимостью дополнительных вертикальных перемещений грузовой платформы.

Известна также многоярусная механизированная автостоянка, содержащая ячейки со съемными поддонами для хранения автомобилей, расположенные на несущих элементах конструкции в несколько ярусов, центральную шахту для подъема-опускания поддонов и грузоподъемный механизм, выполненный с возможностью верхнего скрепления со съемными поддонами (см. RU 2278932, МПК Е04Н 6/18, 2006).

Недостаток устройства - конструктивная сложность и необходимость использования нескольких групп механизмов, одни из которых обеспечивают вертикальное перемещение поддона с автомобилем, а другие - его перемещение в горизонтальной плоскости, что не позволяет эффективно использовать данное техническое решение в конструкциях малообъемных автостоянок с числом мест хранения менее 10.

Задача, на решение которой направлено заявленное решение, заключается в упрощении конструкции автостоянки.

Техническим результатом при осуществлении предложенного изобретения является обеспечение возможности подъема-опускания поддонов и их ввода-вывода в ячейки (места хранения) с помощью только двух механизмов (механизма подъема каретки и механизма поворота стрелы).

Поставленный результат достигается тем, что многоярусная механизированная автостоянка, содержащая ячейки со съемными поддонами для хранения автомобилей, расположенные на несущих элементах конструкции в несколько ярусов, центральную шахту для подъема-опускания поддонов и грузоподъемный механизм, выполненный с возможностью верхнего скрепления со съемными поддонами, отличается тем, что грузоподъемный механизм выполнен в виде каретки, установленной с возможностью-поступательного перемещения по вертикальной колонне, снабженной поворотной стрелой, выполненной с возможностью стабилизации положения продольной оси поддона в процессе его доставки в ячейку, например в виде горизонтального шарнирного параллелограмма, первые два шарнира которого размещены на каретке, при этом, сторона параллелограмма параллельная каретке, снабжена траверсой, на концах которой размещены захваты, причем поддон снабжен П-образной поперечной дугой, установленной у одного его торца и Г-образной продольной дугой, размещенной над продольной осью поддона, один конец которой скреплен с поддоном, а другой скреплен с серединой П-образной поперечной дуги, кроме того, траверса выполнена с возможностью скрепления ее захватов с верхней частью продольной дуги, предпочтительно, на одинаковых расстояниях от центра тяжести поддона, причем ее длина превышает удвоенную величину максимально возможного продольного отклонения центра тяжести автомобиля от центра тяжести поддона. Кроме того, захваты выполнены в виде крюков, попарно установленных на концах траверсы зацепами друг к другу, с возможностью поворота вокруг нее, при этом вертикаль, проходящая через центр отверстия крюка, которым он надевается на траверсу, совпадает с осью симметрии впадины зацепа крюка

Сопоставительный анализ совокупности существенных признаков заявляемого технического решения с существенными признаками аналогов и прототипа свидетельствует о его соответствии критерию "новизна".

Совокупность признаков полезной модели обеспечивает решение поставленной задачи - обеспечение возможности упрощения конструкции автостоянки.

На фиг.1 схематически показан вид спереди (со стороны заезда) автостоянки; на фиг.2 схематически показан вид сбоку автостоянки; на фиг.3 схематически показан горизонтальный разрез А-А (конструкция стрелы показана условно); на фиг.4 показана схема стрелы (с механизмом обеспечивающим возможность стабилизации положения продольной оси поддона в процессе его доставки в ячейку); на фиг.5 показан вид захвата; на фиг.6 и 7 схематически показана «работа» захвата, соответственно, в процессе его подвода к траверсе и зацепления за нее.

На чертежах показаны многоярусная механизированная автостоянка, представляющая из себя несущий каркас, содержащий вертикальные и горизонтальные элементы, образующие периметр конструкции и разделяющие ее внутреннее пространство на ячейки 1 со съемными поддонами 2 для хранения автомобилей 3, расположенные на несущих элементах конструкции в несколько ярусов 4 (до четырех). Грузоподъемный механизм, выполнен с возможностью верхнего захвата съемных поддонов 2 и содержит каретку 5, установленную с возможностью поступательного перемещения по вертикальной колонне 6 (являющейся одним из элементов каркаса здания). На каретке 5 установлена стрела 7, снабженная механизмом обеспечения неизменного положения продольной оси поддона при повороте стрелы в процессе его доставки в ячейку 1, выполненным, в виде горизонтального шарнирного параллелограмма, первые два шарнира 8 которого размещены на каретке 5, при этом, сторона 9 параллелограмма параллельная каретке, снабжена траверсой 10, на концах которой размещены захваты 11. Поддон 2 снабжен П-образной поперечной дугой 12, установленной у одного его торца

(предназначенного для въезда автомобиля) и Г-образной продольной дугой 13, размещенной над продольной осью 14 поддона 2. Один конец Г-образной продольной дуги 13 скреплен с поддоном 2, а другой скреплен с серединой П-образной поперечной дуги 12. Траверса 10 выполнена с возможностью скрепления ее захватов 11 с верхней частью Г-образной продольной дуги 13, предпочтительно, на одинаковых расстояниях от центра тяжести 15 поддона, причем ее длина превышает удвоенную величину максимально возможного продольного отклонения центра тяжести автомобиля 16 от центра тяжести поддона 15

Конструкция каркаса автостоянки выполняется из металлического профиля. Для обшивки стен и крыши используют листовой материал (полимерный или металлический). Вертикальная колонна 6 выполнена из двутавра, между полками которого размещают опорные ролики (на чертежах не показаны) каретки 5 (если ее вертикальное перемещение осуществляют гибкой тягой, например, цепью или стальным канатом, приводимыми в движение лебедкой (на чертежах не показана). Для перемещения каретки также могут быть использованы приводные зубчатые колеса (на чертежах не показаны), обкатываемые по рейкам, закрепляемым на полках двутавра. Размеры стрелы и элементов механизма обеспечения неизменного положения продольной оси поддона при повороте определяются заданным предельным углом поворота от положения «захват» до положения «позиционирование в ячейке» и размерами поддона.

Высота проема между поддоном и П-образной поперечной дугой 12 и Г-образной продольной дугой 13 выполняется такой, чтобы обеспечить свободное размещение на поддоне автомобилей заданной высоты. В принципе, в конструкции поддона может быть две П-образных поперечных дуги 12, середины которых скреплены горизонтальной балкой, но с учетом того, что передняя часть автомобиля тяжелее задней, более рациональным представляется конструкции, описанная в формуле полезной модели, при этом важно,

чтобы длина горизонтальной части Г-образной продольной дуги 13 превышала расстояние между захватами 11 траверсы 10.

При таком конструктивном исполнении поддон 2 скреплен с концом Г-образной продольной дуги 13 и концами П-образной поперечной дуги 12 (в трех точках). Подвеска поддона к траверсе 10 осуществляется в двух точках Г-образной продольной дуги 13 так, чтобы расстояния «а» были больше смещения «х» центра тяжести автомобиля 16 от центра тяжести поддона 15. Это позволяет исключить продольный наклон поддона.

Для захвата поддона предназначены крюки 17, попарно установленные на концах траверсы 10 (с возможностью свободного поворота вокруг нее) и обращенными зацепами 18 друг к другу. Крюки 17 выполнены так, что вертикаль 19 через центр отверстия крюка (которым он надевается на траверсу 10) совпадает с осью симметрии впадины 21 зацепа крюка. Заявленное устройство работает следующим образом. Автомобиль 3 заезжает на поддон 2. после чего его колеса фиксируют на поддоне известным образом, известными типами захватов (на чертежах не показаны).

Захват поддона осуществляется поворотом стрелы 7 в горизонтальной плоскости (см. фиг.6), при этом зевы 18 крюков 17 подводят несколько ниже горизонтальной части Г-образной продольной дуги 13. В процессе поворота стрелы зевы одной пары крюков подводятся под горизонтальную часть Г-образной дуги, а вторая (симметричная первой) пара крюков упирается в Г-образную дугу тыльной частью и свободно поворачивается не мешая первой паре входить в зацепление (при повороте стрелы в противоположную сторону в зацепление вводится другая пара крюков). Далее при подъеме каретки 5 (см. фиг.7) первая пара крюков окончательно входит в надежное зацепление с горизонтальной частью Г-образной дуги. Затем каретку 5 перемещают вверх на уровень свободного яруса 4, со свободной ячейкой 1. В процессе этого вверх перемещается и поддон 2 с закрепленным на нем автомобилем 3. После завершения процесса подъема (вывода поддона на необходимый

уровень) стрелу 7 поворачивают в сторону свободной ячейки на требуемый угол. В процессе этого, перемещается и траверса 10 при этом, поддон 2 перемещается в ячейку 1 с сохранением неизменной ориентировки его продольной оси 14 (которая остается параллельна продольной оси ячейки 1 и в процессе вертикального и в процессе поперечного перемещения).

Освобождение горизонтальной части Г-образной продольной дуги от захвата 13 производят в обратном порядке. При захвате поддона, находящегося в ячейках на противоположных сторонах парковки, захват осуществляется симметричными крюками разных пар.

Захват поддона в ячейке перед опусканием его на землю производят аналогично описанному. Процесс опускания поддона производят в порядке противоположном, описанному при подъеме.

1. Многоярусная механизированная автостоянка, содержащая ячейки со съемными поддонами для хранения автомобилей, расположенные на несущих элементах конструкции в несколько ярусов, центральную шахту для подъема-опускания поддонов и грузоподъемный механизм, выполненный с возможностью верхнего скрепления со съемными поддонами, отличающаяся тем, что грузоподъемный механизм выполнен в виде каретки, установленной с возможностью поступательного перемещения по вертикальной колонне, снабженной поворотной стрелой, выполненной с возможностью стабилизации положения продольной оси поддона в процессе его доставки в ячейку, например в виде горизонтального шарнирного параллелограмма, первые два шарнира которого размещены на каретке, при этом сторона параллелограмма параллельная каретке, снабжена траверсой, на концах которой размещены захваты, причем поддон снабжен П-образной поперечной дугой, установленной у одного его торца, и Г-образной продольной дугой, размещенной над продольной осью поддона, один конец которой скреплен с поддоном, а другой скреплен с серединой П-образной поперечной дуги, кроме того, траверса выполнена с возможностью скрепления ее захватов с верхней частью продольной дуги предпочтительно на одинаковых расстояниях от центра тяжести поддона, причем ее длина превышает удвоенную величину максимально возможного продольного отклонения центра тяжести автомобиля от центра тяжести поддона.

2. Автостоянка по п.1, отличающаяся тем, что захваты выполнены в виде крюков, попарно установленных на концах траверсы зацепами друг к другу с возможностью поворота вокруг нее, при этом вертикаль, проходящая через ось траверсы, совпадает с осью симметрии впадины зацепа крюка.



 

Наверх